Больше рецензий
25 мая 2021 г. 14:41
3K
4.5 Куда приводит излишний романтизм
РецензияУчитывая, что на данный момент общее число рецензий на сайте на этот роман Флобера почти достигает 540, вряд ли я могу сказать что-то новое о госпоже Бовари. Но всё же выскажусь.
Отлично написанный и тонкий роман, в котором все персонажи были мне в разной степени несимпатичны. Почти все они вызывали у меня неприятные эмоции, пускай и по разным причинам. Жена, которая изменяет мужу и не любит своего ребёнка. Она не думает о последствиях своих поступков, будто не она, а кто-то другой несёт за них ответственность. Да, её можно понять, она страдает от полного непонимания супруга.
Но в полное отчаянье приводило ее то, что Шарль, по-видимому, и не подозревал ее терзаний. Его уверенность, что он дает ей счастье, казалась ей нелепостью и оскорблением, его спокойствие — неблагодарностью.
Г-жа Бовари хочет найти выход, она пыталась поговорить со священником, но ничего из этого не получилось.
По-настоящему грустно читать о том, как героиня хоронит свои способности, даёт волю своей тёмной стороне и сгорает в результате.
Кажущаяся безответственность, в том числе в том, что касается финансов, вероятно, стала результатом её «женского» воспитания и среды обитания, но не думаю, что это полностью оправдывает Эмму Бовари.
В любую эпоху есть люди, которые отдают себе отчёт в своих поступках. В 19 веке тоже были женщины, которые, будучи недовольны своим браком и положением, находили пути для развития.
Несчастная героиня Флобера, к сожалению для себя и своей семьи, выбрала недостойное приложение для своих душевных сил и талантов, которые у неё были. Она растратила всю себя на тех, кто заведомо не мог этого оценить. Конец закономерен. Героиня умерла духовно до того, как с ней это случилось физически. Почему это с ней случилось? Могло ли быть иначе? Вопросы кажутся общими, но они неизбежно приходят в голову.
Эмма, начитавшись романтических книжек, пытается отыскать их отблески в собственной жизни. Разумеется, «скучная» обычная жизнь со «скучным» обычным мужем никак не отвечает её запросам. Справедливости ради надо сказать, что её муж действительно кажется пресным, но он добрый, доверчивый и предан Эмме.
Пытаясь каким-то образом разнообразить свою жизнь, молодая женщина мечтает о Париже, читает книги, покупает себе дорогие наряды и влезает в большие долги.
Она подписалась на дамский журнал "Свадебный подарок" и на "Салонного сильфа". Не пропуская ни строчки, поглощала она все отчеты о премьерах, скачках и вечерах; ее интересовали и дебют певицы, и открытие нового магазина. Она знала все последние моды, адреса лучших портных, дни, когда полагается быть в Булонском лесу или в Опере. По Эжену Сю она изучала мебель; читая Бальзака и Жорж Санд, пыталась найти в них воображаемое утоление своим собственным страстям. Даже за стол она садилась с книгой и, пока Шарль ел и говорил с нею, перелистывала страницы.
Эмма вызывала у меня сочувствие, но не симпатию. Симпатии у меня не вызвал и супруг Бовари, который не замечает или, может, просто не хочет замечать, что происходит у него под носом.
Как и Эмма, провинциальный доктор предпочитает подменять реальность своими фантазиями. Проблема в том, что фантазии этой пары, их представления о счастливой жизни совершенно не совпадают.
В конце его печальная, как и у Эммы, судьба вызывает сочувствие, но не более того.
Пожалуй, по-настоящему жалко в этой истории только дочку четы Бовари, которая стала жертвой эгоизма и легкомыслия своей матери и наивности и недальновидности своего отца. Материнский инстинкт у Эммы так и не сработал. Она мечтала о сыне, а родилась, видите ли, девочка.
В галерее непривлекательных персонажей романа находится франтоватый, самовлюбленный аристократ (один из возлюбленных мадам Бовари), который думает только как бы получше развлечься.
И, конечно, торговец мануфактурой г-н Лере, который подсаживает скучающую Эмму на иглу покупок. Начав приобретать предметы роскоши, она уже не может остановиться. Для Лере это бизнес, ничего личного.
Мелочное эгоистичное общество, в котором все озабочены внешними проявлениями и своей выгодой, вот кто главный злодей в романе. Но общество это состоит из таких нагловатых аристократов, хитрых дельцов, карьеристов, наивных людей, плывущих по течению, и женщин, которые плохо знают жизнь и мечтают о романтических приключениях.
Флоберу удалось создать сильный роман, в котором нет положительного героя или героини. Но, впрочем, в нём нет и истинно отрицательного персонажа. Мне кажется, что по-настоящему отрицательным героем выступает само общество с его нормами и ролями. Эмма стала такой, какой она стала, из-за воспитания, которое ей дали, из-за историй, которые она читала и т.п.
Она заводит романы на стороне, потому что это, как ей кажется, соответствует тому, что она читала в книжках о любви. В мужчинах она ищет сходство с персонажами литературных произведений.
Литература может научить многим полезным вещам, но можно получить из неё ложное представление о мире. Романы о любви 19 века, которые читала Эмма, не учили ценить маленькие семейные радости и вообще маленькие радости. Читать о неземных страстях, преодолении запретов и трагических развязках может быть увлекательно, но к жизни это имеет мало отношения.
Как я уже отметила, главный и единственный антигерой здесь социум, который так или иначе лежит в основе того, что происходит в романе.
На это указывает и то, что всё сложилось удачно для местного аптекаря, торговца Лере и эгоистичных любовников Эммы. Они лучше других вписались в общество и лучше других соответствовали чертам своего времени.
Комментарии
Очень схожие у меня были впечатления. Правда, я читала роман уже довольно давно и в тот момент, видимо, ещё не доросла до его должного понимания. Поэтому мне эмоционально трудно было поставить ему высокую оценку, но я согласна, что роман сильный и психологичный.
Да! Если бы было можно, я бы ещё раз это лайкнула))
У меня как раз недавно возникла похожая мысль (общество - главный антигерой) при прослушивании "Опасных связей" Шодерло де Локло. Но ты меня опередила)
Ну, я понимаю, что ты не в строго биологическом смысле, но он не мог сработать, потому что в чистом виде у людей, видимо, нет инстинктов. То, что мы часто называем инстинктами, на самом деле потребности... Не все с этим согласятся, но, если интересно, можешь погуглить и найти инфу. Я в биологии, мягко говоря, не сильна, поэтому не буду пытаться говорить о том, что и сама понимаю поверхностно.
Кристин, раз уж мы говорим о Бовари и адюльтере, если человек изменяет своему партнёру, это не потому что его инстинкт толкает в чужую постель. У человека только имеется (точнее, может иметься) потребность в физической близости, а что делать дальше, каждый решает сам... Нет никаких заданных программ, от которых нельзя отойти ни на шаг))
Я тоже запомнила этот момент. Флобер всё же реалист...
Прекрасно, что ты решила высказаться, Кристин! Получилось интересно, спасибо!)
И извини, что я немного нафлудила про инстинкты :)
Ника, спасибо тебе большое за тёплый отклик!! Значит, я и вправду не зря решила написать о Бовари ))
О, а рецензия будет на Опасные связи?
Вообще никаких инстинктов нет? Это интересно! Не знала об этом, хотя да, про инстинкт у Эммы я больше написала в метафорическом смысле... Надо будет почитать об отсутствии у человека инстинктов )
Согласна на все сто )) Ника, знаю, что вопрос избитый, а ты как относишься к изменам? Думаешь, можно простить измену при определенных обстоятельствах?
Конечно, не зря))
Сейчас посмотрю на ютьюбе, есть ли что-то на эту тему :)
Посмотрим, как получится) Мне надо было по игре написать рецензию на нон-фишкн (книга о Гитлере) до конца этого месяца. Наконец я это сделала) Теперь можно и об "Опасных связях" подумать))
Ой, Кристин, вопрос не то чтобы избитый, но какой-то очень личный что ли. Каждый случай индивидуален, как мне кажется)
Но лично я могу представить только одну ситуация, когда измену можно понять и, наверное, принять. Когда отношения между двумя людьми зашли настолько в тупик, что это становится чем-то вроде последней капли... Тогда, если отношения удастся перезагрузить, измена может остаться в прошлом и можно восстановить доверие (которое я считаю краеугольным камнем любых взаимоотношений). Хочу сказать, можно будет искренне поверить, что больше такого не повторится, потому что измена была следствием тупика...
Не знаю, может я слишком всё рационализирую, но для меня это важно - понимать разумом причины)
А ты как думаешь?
Буду читать )
Ты права )
Я тоже считаю, что это очень важно. И про доверие, абсолютно согласна с тем, что ты написала ) Но не знаю, насчёт измены, связанной с тупиком в отношениях. Восстановить доверие, наверно, можно, но что если человек перекладывает таким путём ответственность за свой поступок на другого? Что-то типа, это из-за тебя я изменил/а.
Мне кажется, такое перекладывание с больной головы на здоровую (грубо говоря) недопустимо.
:))
Кристин, конечно, такое перекладывание ответственности совершенно недопустимо. По-моему, это точно звоночек о том, что из таких отношений надо как можно быстрее выходить.
Но я говорила не об этом, а о ситуации, когда люди по-прежнему дорожат друг другом, но так сложилось, что у них всё разладилось... и измена одного стала чем-то вроде логического продолжения этого долгого разлада, но человек осознаёт свою ответственность, не оправдывает себя и ничего не перекладывает.
Не уверена, что я смогла объяснить свою мысль, но и так уже много букв вышло. Надеюсь, ты уловила мою спотыкающуюся мысль)
Поняла тебя, Ника. Наверно, так может быть. В любом случае, мне понравилось, как ты написала про необходимость "понимать разумом причины" )
Посмотрела видео коротенькое про инстинкты и их отсутствие. Впечатления какие-то смешанные... Теперь хочу почитать что-то более подробное на эту тему ))
А мне еще понравилась наша с тобой беседа))
Кристин, это снова я)
Недавно мне встретилась цитата из Бальзака, которая, по-моему, неплохо подходит к тому, что ты пишешь об Эмме, которая не в то русло направила свои душевные силы.
"Les fruits de l’amour passent vite, ceux de l’art sont immortels."
Ника, спасибо за цитату! Она даже очень хорошо подходит к той Эмме Бовари, которую я увидела в книге.
А еще можно вспомнить: "жизнь коротка, искусство вечно". Но это уже о другом )
Не за что)) Это Бальзаку спасибо)
Да, как говорится, аrs longa, vita brevis...
Кристина, нашла небольшое видео на тему инстинктов))
Спасибо, Ника ) Послушаю )
Меня почему-то утомляют романы, в которых нет положительных персонажей. И не в смысле идеальных, а просто по-земному положительных. Как читателя меня это выматывает. В университете по программе приходилось читать, но сама бы этот роман я не выбрала. Даже и так плохо помню его) Лучше всего запомнила такую глупость - Эмма Бовари представитель тельца в литературной вселенной))
Понимаю, даже очень понимаю )
С Бовари мне помогло то, что я сама взяла её читать и была подготовлена к тому, что чтение может быть утомительным и там не будет по-земному положительных (хорошо ты сказала) персонажей.
А если бы мне пришлось читать роман по программе, очень может быть, что моё отношение к нему было бы другим. В который раз убеждаюсь, что многое зависит от настроя, с которым мы подходим к книгам
Ахаха, бедные тельцы ))) Такой перл трудно забыть;)
Алёна, спасибо большое, что заглянула!
Да, полностью понимаю) именно настрой позволил мне в свое время перечитать множество книг, считающихся скучными или утомительными)
А вот недавно я читала роман Стефания Аучи - Львы Сицилии. Сага о Флорио и совсем не была готова к тому, что там будет такая напряженка с положительными персонажами. Потому нередко откладывала книгу, потому что чувствовала какой-то налет усталости. Все в меру хорошо)
Я, собственно, и есть телец)) потому, видимо, и запомнила)) хоть и не верю в гороскопы)
Кристина, и тебе спасибо!) Рада к тебе заглядывать)
Не читала этот роман. Помню, вроде бы видела у тебя рецензию на него... сейчас проверила, так и есть. Рецензия отличная, а роман (семейная сага), как я поняла, очень изматывающий. Мне пока хватило Бовари, хочется чего-то более легкого, но может когда-нибудь и до "Львов Сицилии" доберусь )
:) Я дева, но тоже не верю в гороскопы )) Я даже не очень понимаю, как можно в реальной жизни использовать информацию из гороскопов, если бы они вдруг (каким-то чудесным образом) оказались правдой ))
Честно говоря, не думаю, что есть какая-то необходимость читать этот роман, если не интересует Сицилия как регион) Обычная семейная сага
Ну вот, мы обе знаки земной стихии) наверное, можно как-то научиться работать со своими сильными и слабыми сторонами или что-то в этом роде)) но я тоже не знаю) гороскопы - это забавно, если не воспринимать всерьез) у меня есть несколько знакомых одного ЗЗ, и они все абсолютно разные по характеру)
Да:) Можно еще использовать гороскопы как психологическую поддержку. Тебе говорят, что у твоего у знака должен быть сегодня очень благополучный день. Ты внушаешь себе, что так и будет. И так и получается. Но это если сила внушения высокая у человека )
И у меня такие найдутся ))
Главное, чтобы из гороскопов только хорошее внушалось, а то вот так прочитаешь, и настроение, как говорится, в трубу))
Это было продолжением моей мысли про силу внушения )) Кстати, может поэтому я гороскопы обычно не читаю/не слушаю, чтобы настроение не портить.
Я как-то посматривала гороскопы, например, на mail.ru, так там либо все хорошо, либо очень хорошо)) нечего, короче, себя ставить в зависимость от чего бы то ни было в пределах возможного (:
Всецело согласна с этим )