Больше рецензий

Kristina_Kuk

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 мая 2021 г. 14:41

3K

4.5 Куда приводит излишний романтизм

Учитывая, что на данный момент общее число рецензий на сайте на этот роман Флобера почти достигает 540, вряд ли я могу сказать что-то новое о госпоже Бовари. Но всё же выскажусь.

Отлично написанный и тонкий роман, в котором все персонажи были мне в разной степени несимпатичны. Почти все они вызывали у меня неприятные эмоции, пускай и по разным причинам. Жена, которая изменяет мужу и не любит своего ребёнка. Она не думает о последствиях своих поступков, будто не она, а кто-то другой несёт за них ответственность. Да, её можно понять, она страдает от полного непонимания супруга.

Но в полное отчаянье приводило ее то, что Шарль, по-видимому, и не подозревал ее терзаний. Его уверенность, что он дает ей счастье, казалась ей нелепостью и оскорблением, его спокойствие — неблагодарностью.

Г-жа Бовари хочет найти выход, она пыталась поговорить со священником, но ничего из этого не получилось.
По-настоящему грустно читать о том, как героиня хоронит свои способности, даёт волю своей тёмной стороне и сгорает в результате.
Кажущаяся безответственность, в том числе в том, что касается финансов, вероятно, стала результатом её «женского» воспитания и среды обитания, но не думаю, что это полностью оправдывает Эмму Бовари.
В любую эпоху есть люди, которые отдают себе отчёт в своих поступках. В 19 веке тоже были женщины, которые, будучи недовольны своим браком и положением, находили пути для развития.
Несчастная героиня Флобера, к сожалению для себя и своей семьи, выбрала недостойное приложение для своих душевных сил и талантов, которые у неё были. Она растратила всю себя на тех, кто заведомо не мог этого оценить. Конец закономерен. Героиня умерла духовно до того, как с ней это случилось физически. Почему это с ней случилось? Могло ли быть иначе? Вопросы кажутся общими, но они неизбежно приходят в голову.

Эмма, начитавшись романтических книжек, пытается отыскать их отблески в собственной жизни. Разумеется, «скучная» обычная жизнь со «скучным» обычным мужем никак не отвечает её запросам. Справедливости ради надо сказать, что её муж действительно кажется пресным, но он добрый, доверчивый и предан Эмме.
Пытаясь каким-то образом разнообразить свою жизнь, молодая женщина мечтает о Париже, читает книги, покупает себе дорогие наряды и влезает в большие долги.

Она подписалась на дамский журнал "Свадебный подарок" и на "Салонного сильфа". Не пропуская ни строчки, поглощала она все отчеты о премьерах, скачках и вечерах; ее интересовали и дебют певицы, и открытие нового магазина. Она знала все последние моды, адреса лучших портных, дни, когда полагается быть в Булонском лесу или в Опере. По Эжену Сю она изучала мебель; читая Бальзака и Жорж Санд, пыталась найти в них воображаемое утоление своим собственным страстям. Даже за стол она садилась с книгой и, пока Шарль ел и говорил с нею, перелистывала страницы.

Эмма вызывала у меня сочувствие, но не симпатию. Симпатии у меня не вызвал и супруг Бовари, который не замечает или, может, просто не хочет замечать, что происходит у него под носом.
Как и Эмма, провинциальный доктор предпочитает подменять реальность своими фантазиями. Проблема в том, что фантазии этой пары, их представления о счастливой жизни совершенно не совпадают.
В конце его печальная, как и у Эммы, судьба вызывает сочувствие, но не более того.
Пожалуй, по-настоящему жалко в этой истории только дочку четы Бовари, которая стала жертвой эгоизма и легкомыслия своей матери и наивности и недальновидности своего отца. Материнский инстинкт у Эммы так и не сработал. Она мечтала о сыне, а родилась, видите ли, девочка.

В галерее непривлекательных персонажей романа находится франтоватый, самовлюбленный аристократ (один из возлюбленных мадам Бовари), который думает только как бы получше развлечься.
И, конечно, торговец мануфактурой г-н Лере, который подсаживает скучающую Эмму на иглу покупок. Начав приобретать предметы роскоши, она уже не может остановиться. Для Лере это бизнес, ничего личного.
Мелочное эгоистичное общество, в котором все озабочены внешними проявлениями и своей выгодой, вот кто главный злодей в романе. Но общество это состоит из таких нагловатых аристократов, хитрых дельцов, карьеристов, наивных людей, плывущих по течению, и женщин, которые плохо знают жизнь и мечтают о романтических приключениях.

Флоберу удалось создать сильный роман, в котором нет положительного героя или героини. Но, впрочем, в нём нет и истинно отрицательного персонажа. Мне кажется, что по-настоящему отрицательным героем выступает само общество с его нормами и ролями. Эмма стала такой, какой она стала, из-за воспитания, которое ей дали, из-за историй, которые она читала и т.п.
Она заводит романы на стороне, потому что это, как ей кажется, соответствует тому, что она читала в книжках о любви. В мужчинах она ищет сходство с персонажами литературных произведений.

Литература может научить многим полезным вещам, но можно получить из неё ложное представление о мире. Романы о любви 19 века, которые читала Эмма, не учили ценить маленькие семейные радости и вообще маленькие радости. Читать о неземных страстях, преодолении запретов и трагических развязках может быть увлекательно, но к жизни это имеет мало отношения.
Как я уже отметила, главный и единственный антигерой здесь социум, который так или иначе лежит в основе того, что происходит в романе.
На это указывает и то, что всё сложилось удачно для местного аптекаря, торговца Лере и эгоистичных любовников Эммы. Они лучше других вписались в общество и лучше других соответствовали чертам своего времени.

картинка Kristina_Kuk
Кадр из одноимённого фильма

Ветка комментариев


Я как-то посматривала гороскопы, например, на mail.ru, так там либо все хорошо, либо очень хорошо)) нечего, короче, себя ставить в зависимость от чего бы то ни было в пределах возможного (:


нечего, короче, себя ставить в зависимость от чего бы то ни было в пределах возможного

Всецело согласна с этим )