17 октября 2012 г. 19:39
322
4
Спойлеры! Собственно, сплошные спойлеры и ничего более :)
Удивительная книга. Как-то даже сложно писать о ней целиком, ощущения очень смутные и нецельные. Тем более смутные, что заканчиваются такой новеллой. Да, десятая новелла, "Сон" — это что-то! Удивляет, отрезвляет неожиданностью, если не сказать — повергает в шок. Модель Нового Рая - ничего себе, да? Утопия чистой воды. Дни, недели, месяцы, годы, тысячелетия, наконец, — и только того, что хотите именно Вы. Хотите удовольствий: гольф, секс, шоппинг, встречи со знаменитостями? Пожалуйста. Хотите целую вечность разбирать старые судебные дела, спорить с коллегами о старых и новых теориях и открытиях? Да, конечно, получайте. В любом варианте, при любом выборе — никакой усталости и боли, одни приятности. Но если вы хотите, можно и неприятности устроить, и плохую погоду, да и немного боли, операцию там какую. В Новом Раю можно получить всё что хочешь. А хотите — умереть? Как вам такой вопрос, такое желание? Оказывается, это здесь тоже можно.
— Мне кажется, "просить" — не то слово. Не просить, а хотеть. Ошибок тут не бывает.
Если вы достаточно сильно хотите этого, вы умираете — вот главное правило.
Более того, каким бы вашим ни был Рай, в конечном итоге все хотят умереть. Даже в Раю. А может, в Раю — особенно?..
— Да все сто процентов. Через много тысячелетий, разумеется, если считать по-старому.
Но раньше или позже эту возможность использует каждый.
Новеллы понравились и запомнились в разной степени, большей-меньшей:
1. "Безбилетник" — удивительная, увлекательная история о Ноевом Ковчеге, полная иронии, а то и сарказма, особенно к роду человеческому, рассказанная... древесными червями!
2. "Гости" — о захваченном террористами корабле, с трагичным концом.
3. "Религиозные войны" — чудной судебный спор между человеком и... снова древесными червями, всё теми же безбилетниками :)
5. "Кораблекрушение" — эта новелла показалась одной из самых неоднозначных/спорных по интересности. Первая её часть, собственно кораблекрушение, была достаточно читабельна, но вот вторая, описание картины, процесса её создания и худ.разбор... скучновато, я даже засыпал. Но может, еще и не попало в настроение.
6. "Гора" — история божественном провидении и каре, о вере и о свободе выбора.
7. "Три простые истории". Действительно, три простые истории, название оправдывает самоё себя. Простые, короткие и достаточно интересные. Вот только смутно понимаю, что их объединило в единую новеллу? На первый поверхностный взгляд, общее у них только одно — место проишествия, море. История счастливого спасения Лоренса Бизли от потопления на Титанике и дежа вю — неудачное (эх, снова не повезло стать трагичным героем) неутопление на съемках фильм. История об Ионе, который выжил после того, как его заглотнул кит. Скитания евреев на судне "Сент-Луис", вывозившем их в эмиграцию из Германии перед началом мировой войны. Последняя очень зацепила, одно из самых сильных впечатлений в книге.
8. "Вверх по реке" — съёмки фильма в венесуэльских джунглях о реальной истории (ссоре и гибели), произошедшей 100-150 лет назад с двумя иезуитами. Написано в виде заметок (писем), особого высокого смысла я не разглядел, но читать было увлекательно, интересные и не лишённые юмора заметки, описания местности и приключения.
9. "Проект "Арарат" — о том, как мировая знаменитость, астронавт-участник проекта "Аполлон", услышав на Луне глас Божий "Найди Ноев Ковчег", обретает веру в Бога и едет на поиски Ковчега. А тут-то мы находим отсылку к 6-й новелле, кстати)
-----
"ИНТЕРМЕДИЯ". О, это прекрасно! И чувственно, и красиво, и мудро, и рассудительно — одновременно. Это ода Любви. Ода самой популярной, часто употребляемой фразе на всех языках и наречиях мира. Я тебя люблю. "Интермедия" стоит того, чтобы к ней возвращаться и перечитывать.
Хочется оставить здесь небольшую часть — для себя, но, боюсь, это будет не кусочек, а почти целый торт. Ммм, а спрячу-ка я под кат. Кто захочет — нырнёт и прочитает эти прекрасные, мудрые и удивительно, поэтично красивые строки.
Мне видится тайный сговор между всеми языками мира. Собравшись вместе, они постановили придать этой фразе такое звучание, чтобы людям было ясно: её надо заслужить, за неё надо бороться, надо стать её достойным. Ich liebe dich: полуночный сигаретный шёпот, в котором счастливо рифмуются подлежащее и дополнение. Je t'aime: здесь сначала разделываются с подлежащим и дополнением, чтобы вложить весь сердечный пыл в долгий гласный последнего слова. (Грамматика тут надёжнее; заняв второе место, предмет любви может уже не бояться, что его заменят кем-то другим.) Я тебя люблю: дополнение снова занимает вселяющую уверенность вторую позицию, но теперь — несмотря на оптимистическую рифму вначале — здесь слышится намёк на трудности, препятствия, которые нужно будет преодолеть. Ti amo — возможно, это чересчур смахивает на аперитив, но выигрывает благодаря твёрдому согласию подлежащего и сказуемого, делателя и действия, слитых в одно слово.
Извините за любительский подход. Я охотно передаю эту тему на рассмотрение какой-нибудь филантропической организации, стремящейся увеличить сумму человеческих знаний. Пусть созданная при ней исследовательская группа изучит эту фразу на всех языках мира, пронаблюдает за её изменениями, попытается понять, что слышат в её звуках те, к кому она обращена, как от богатства её звучания зависит мера даримого ею счастья. Вопрос к залу: есть ли на земле племена, в лексиконе которых отсутствуют слова «я тебя люблю»? Или все они давно уже вымерли?
Пусть эти слова лежат у нас в ящичке, под стеклом. А вынув их оттуда, будем обращаться с ними бережно. Мужчины говорят «я тебя люблю», дабы залучить женщин в постель, женщины говорят «я тебя люблю», дабы женить на себе мужчин; и те, и другие говорят «я тебя люблю», дабы держать страх на привязи, дабы обрести ложную уверенность, дабы убедить себя в том, что благословенное состояние достигнуто, дабы не замечать того, что все уже позади. Не нужно использовать эти слова в таких целях. Я тебя люблю не должно звучать слишком часто, становиться ходкой монетой, пущенной в оборот ценной бумагой, служить для нас источником прибыли. Конечно, вы можете принудить эту послушную фразу играть вам на руку. Но лучше приберегите ее для того, чтобы прошептать в шею, с которой только что были убраны несуществующие волосы.
Комментарии
ну... не хочется тут говорить о фломастерах вкусах, но так уж вышло...
и если "Кораблекрушение" имеет шанс на пересмотр (потому что читал я его в сильно больном состоянии головы, хотел спать, а оно меня еще больше угнетало и усыпляло), то уж "Вверх по реке" читаны в ясном уме и светлой памяти) Ну, насколько это для меня щас возможно, конечно))
Вот, с одной стороны, рада, что ты прочла эту книгу и она тебе понравилась, а с другой — обескуражена тем, что тебе не понравились как раз те новеллы, которые я для себя оценила по максимуму: "Кораблекрушение" и "Вверх по реке". Эх...