3 сентября 2012 г. 14:27
2K
5
В XIII веке Альфонс Х мог заявить, что если бы бог посоветовался с ним, когда создавал мир, то он получил бы неплохой совет.
Такая совершенно замечательная книга, но как же о ней рассказать?
Ну что ж, попробую.
Верите ли вы в прогресс? Верите ли вы в постоянное поступательное накопление знания, от меньшего к большему, от худшего к лучшему, от менее правильного к более правильному и все время вперед к победе?
Я вообще-то верила, но уже давно некоторые сомнения в эту веру закрадывались.
И вот пришел Томас Кун (довольно давно пришел, в году еще 1962), и объяснил все про парадигмы, скачки, научные революции.
Восхитительно объяснил, умно, четко, потрясающе интересно, и так захватывающе, что оторваться невозможно. Невозможно также не согласиться, настолько теории Куна - историка и теоретика науки, убедительны и разумны.
Он и сам произвел некоторую революцию в области философии науки, а также сильно повлиял на теоретиков постмодернизма. Да да, связи между физикой, астрономией, историей и литературой меня всегда восхищали, и получив очередное напоминание об этой замечательной книге в "Справочнике по постмодернизму", я уже никак не могла откладывать и дальше давно намеченное прочтение.
Принимаемая в качестве парадигмы теория должна казаться лучшей, чем конкурирующие с ней другие теории, но она вовсе не обязана (и фактически этого никогда не бывает) объяснять все факты, которые могут встретиться па её пути.
Ветка комментариев
Все комментарииВ "Заметках на полях" есть глава "Постмодернизм, ирония, занимательность". Эко пишет легко и занимательно, но интересно, рекомендую.
Я тоже у Эко, кроме Заметок, пока читала только художественное. Его работы по семиотике, литературоведению и т.д. довольно трудны. А, ну еще "Шесть прогулок в литературных лесах" читала, это блеск и очень легко читается.
''Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности'' (Умберто Эко)
Если совсем упростить, то постмодерн - это флэшбеки в произведения литературы, которые уже были написаны. То есть когда имена героев в постмодернистской литературе соотносятся с именами героев уже написанных давным-давно произведений (чаще всего, безусловно, это герои Шекспира и древне-греческих трагедий), когда любовь ассоциативно прочитывается/угадывается/соотноситься с историями любви Ромео и Джульетты, к примеру. То есть задачей читателя в постмодернизме отыскать следы уже существующих произведений. Как-то так.
На самом деле структура постмодернизма отличается от структуры модернизма именно мироощущение и отражение его запечатлевается в тексте.
Цитируя замечательного человека из одного литературного клуба, потому что более точно я не скажу:
модернист - это, грубо говоря, параноик, живущий в мире собственных субъективных мнений и фантазий, подменяющих реальный мир; он уверен, что он сам есть и есть вот такой, но его мир в итоге может быть хоть кафкианским, хоть джойсовским, хоть соцреалистически-сказочным.
а постмодернист - шизофреник, который не в состоянии заменить объективную реальность своей, потому что для него все одинаково субъективно и ирреально (включая его самого), и поэтому все равноправно, он просто копается в прошлом, потому что при таком подходе прошлое, настоящее и будущее равнозначны и имеют одинаковый вес, и Шекспир настолько же современен, как и современные поэты (и потому ссылки Шекспира неизбежны, потому что в итоге все это об одном и том же)
Постмодерн - это социально-историческое определение, которое обозначает совокупность сегодняшнего положения т.н. общества (сюда же можно отнести и политику - как "политика эпохи постмодерн", социальные - например, "взаимоотношение исламской и западной культуры в данную эпоху (эпоху постмодерн)". А постмодернизм - философско-эстетическое определение. К постмодернизму никак не относятся социальные и общественные проблемы. В большинстве случаев, авторы т.н. постмодернизма отнекивающиеся от постановки вообще какой-либо проблематики, так как конфликтность является одним из основных положений классической культуры, тотальное противопоставление с которой постмодернизм подчеркивает.
Я вам (как и любой, ограниченный рамками постов в интернете) суть постмодернизма не передам. По теме - куча литературы, пересказывать которую - зряшное дело.
Могу процитировать Пелевина: "Постмодернизм - это кукла, которая создает куклу куклы". Устраивает?)
Это как же не относятся к постмодернизму социальные и общеизвестные проблемы? А отсыл к разным эпохам: например к викторианству в случае ''Женщины французского лейтенанта'' и к проблематике той эпохи и как менялось социальное положение женщины в обществе.
Разница между постмодерном и постмодернизмом относится к разнице понятий модерна и модернизма. Постмодерн (постсовременность) - применяется для подчеркивания разрыва человечества со ставшей традиционной эпохой.
Вы сами все запутываете терминами и определениями. )))
Для меня не существует определения постмодернизма, но существуют его постулаты. И ключевые - обращение к уже созданным произведениям (цитатность или коллаж), ирония, отрицание сакральности (искусство как игра) и отсутствие как приемов реализма, так и эстетики модернизма. А Фаулз писал романы и повести с характерными персонажами, линейным сюжетом, вполне классической интригой и развязкой. Он жутко серьезен, что подтверждают его эссе. Он был без труда экранизирован Уайлером и Грином, - режиссерами, работающими в жанровом кино.
Примеры постмодернистских текстов: "Последняя любовь в Константинополе" Павича. Там никакой сакральности, нелинейность повествования и чтения(что для классических текстов - невозможность), ирония и даже есть обращение к уже созданному, ибо сама идея с картами таро уже была использована Кальвино в двух произведениях - "Таверна..." и "Замок скрестившихся судеб".
Спасибо большое!
Но тут я немного не соглашусь, потому что у Фаулза присутствуют абсолютно все критерии постмодернизма: обращение к уже созданным произведениям, ироничность ( Волхв и Женщина французского лейтенанта полны иронии), отсутствие реализма тоже присутствует, потому что читая ту же ''Женщину'' или ''Волхва'' частенько не понимаешь в какую эпоху происходит действие. Два-три, а то и четыре альтернативных окончания никак не могут говорить о предсказуемой развязке. Но! Есть такое мнение, что Фаулз очень здорово владел приемами постмодернизма и по своим философским взглядам ( см. ''Аристос'') не придерживался мироощущения постмодернистов (взять того же Павича или Кальвино, к примеру), а очень ловко умел манипулировать приемами постмодернизма в своих текстах. Но, так как в сущности, конкретного определения постмодернизму нет, а есть лишь структурированные разными литературоведами критерии или постулаты, то очень сложно определить автора в нишу постмодернизма. В таком случае ''Дон Кихот'' Сервантеса - яркий пример постмодернизма :))
Для меня все-таки помимо критериев, бОльшую роль играет именно мироощущение автора, выраженное текстом, чтобы отнести его к постмодернистам. И я всё-таки склонна согласиться с литературоведами, которые считают Фаулза ярким представителем этого литературного течения, хотя прекрасно понимаю, что он в своем мироощущении больше реалист, чем постмодернист.
И вот любопытно, как Вы думаете, почему во всех учебниках по литературоведению, во всех статьях о постмодернизме именно Фаулза называют самым ярким представителем этого течения?
И вот любопытно, как Вы думаете, почему во всех учебниках по литературоведению, во всех статьях о постмодернизме именно Фаулза называют самым ярким представителем этого течения?
Это в каких?)
Я, возможно, до таких еще не дорос, но нигде не встречал таких лычек, кроме русской википедии
Если Фаулз - ярчайший постмодернист, то куда определить Павича, Джона Барта, "Уотт" Беккета? Совершенно разные тексты)
Ну, как в каких?
''Зарубежная литература'' под редакцией Кабановой ( практически в любом учебнике по зарубежной литературе XX века Фаулз - постмодернист)
''История зарубежной литературы ХХ века: модернизм и постмодернизм'' под ред. Синяковой Л.Н, Пермяковой Н.А.
''Художественный синтез и постмодернизм'' Андреев Л.Г.
''По поводу Фаулза'' Парамонов Б.
''Постмодернизм и поэтика романа. Историко-литературные и теоретические аспекты.''Пестерев В.А.
''Шекспировские мотивы в романе Джона Фаулза «Коллекционер».'' Терновая Т.Ю.
''Постструктурализм.Деконструктивизм.Постмодернизм'' И.П.Ильин.
Хотя бы эти. :))
Понимая весь Ваш сарказм по поводу имен и названной литературы, тем не менее, Ваше утверждение, что имя Фаулза нигде, кроме русскоязычной википедии не упоминается в связи с постмодернизмом, так вот это Ваше утверждение - неверно.
Упоминается, более того, в университетах об этом очень много говорится. Именно из этого и складываются научные споры и дискуссии: из рассмотрения множества мнений, пусть даже и на первый взгляд довольно убогих и смешных. Тем более, что постмодернизм одно из самых спорных и противоречивых течений, учитывая, что даже точного определения постмодернизму нет и каждый литературовед дает свое собственное. Так тем и интереснее.
Я говорил, что нигде такого не встречал, а не то, что такого определения нигде нет)
Просто такие книги мне не интересны. Причины этого очевидны.
Свое мнение по поводу постмодернизма я вам уже озвучил. Из него вполне ясно, что если взять реализм и постмодернизм как реперные точки, то на моей шкале Фаулз будет ближе к реализму, чем к постмодернизму, а вот Павич и Джон Барт - к постмодернизму.
Можно вспомнить пример из логики про утку и тот абзац из эссе Борхеса "Оправдание Марка Твена", который говорит о противоположности в определениях писателя. Тогда и понятно, почему я не могу согласится с некоторыми уважаемыми авторами.
Мое мнение никому не мешает)
Так мне и было интересно услышать Ваше мнение, потому что у меня совершенно иной подход к изучению любого вопроса: я рассматриваю его со всех возможных точек обзора, даже с тех, которые не считаются общепринятыми. Поэтому мне и было интересно, что Вы думаете по поводу того, что многие литературоведы ставят имя Фаулза, как яркого представителя постмодернизма. Но Вы ловко ушли от ответа. Ну да ладно. Не суть важно :))
Для меня все же постмодернизм это не только критерии или, как Вы их называете, постулаты, но и мироощущение автора, если брать эти две отправные точки, то Фаулз в них занимает абсолютно противоположные полюсы.
Но тем не менее, огромное спасибо за беседу. Всегда радостно и приятно поговорить на не совсем однозначные темы. Спасибо :)
Поэтому мне и было интересно, что Вы думаете по поводу того, что многие литературоведы ставят имя Фаулза, как яркого представителя постмодернизма. Но Вы ловко ушли от ответа:))
Ответ был выше:
Я, возможно, до таких еще не дорос, но нигде не встречал таких лычек
Я приведенных вами авторов не читал. Вы хотите, чтобы я говорил о них заочно?)
В институте я проходил постмодернизм в курсе философии 20-века, и там мы разбирали работы Делеза, Деррида, Ролана Барта и подобных авторов. У них совершенно ничего о Фаулзе не припоминаю)
*John Fowles, John Hawkes, Claude Simon: Problems of Self and Form in the Post-Modernist Novel by Robert Burden
*John Fowles's Fiction and the Poetics of Postmodernism by Mahmoud Salami
* Modern/Postmodern: a study in twentieth-century arts and ideas by Gaggi, Silvio
*Postmodernist fiction by McHale, Brian
*The postmodern arts: an introductory reader by WHEALE, Nigel
Смею заметить, что это работы не теоретиков постмодернизма, а работы литературоведов. А мы вот в университете разбирали не только работы Барта, Делеза, но и другие работы, в основном работы литературоведов разных стран, разных идей и разной направленности. Повторюсь ещё раз, любая тема интересна тем, что рассматривается в разных сторон.
Я не просила Вас давать оценку учебникам, которые Вы не читали. Я вполне четко и конкретно Вас спросила: КАКИЕ причины могли повлиять на то, что многие литературоведы относят тексты Фаулза к постмодернизму. По-вашему. Не по мнению авторов учебников, а по-вашему. Литературоведы, а не дядя Вася с третьего подъезда, которому что модернизм что постмодернизм. Но Вы продолжаете мило кокетничать, приводя в пример Барта и Деррида. Забавно ))))))
Так что же такое постмодернизм-то?)
вот я сколько не читал статей, так и не нашел ясное и интуитивно-понятное определение)
недавно на опенспейс запилили вот такую ерунду
Статья понятная (с поправками на общую кашу в содержании), но вот значение термина, озаглавливающего ее, не стало менее туманным.