Больше рецензий

-273C

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 июля 2012 г. 22:11

999

5

Очень своеобразное ощущение остается от прочтения фундаментального академического трактата англичанина Райана. Собственно, иностранное происхождение автора тут роли не играет - он подчеркнуто объективен и часто критикует многих своих информаторов, западных путешественников по России прошлых веков, за предвзятость и высокомерие. И от этого становится только страшнее, потому что понимаешь: все, о чем здесь рассказано, отнюдь не специфично для России. Этим страшным недугом поражен весь мир.
Для большинства из нас суеверия - это что-то безобидное, всякие традиционные глупости и мелкие ритуалы, к которым мы относимся все с большим пренебрежением по мере развития рационального мышления. Однако всего лишь триста лет назад подобные вещи могли быть совершенно официальным поводом для жестокой казни. Мол, посмотрел не так или узел завязал на травинке, или песочку на чужой след посыпал... Да ты же колдун, якшаешься с бесами и подлежишь наказанию! Кстати, Райан отмечает любопытное: русская специфика охоты на ведьм состояла в том, что занятия "магией", мнимые или действительные, часто также проходили по разряду покушения на основы государственности. По видимости, это побочный эффект нездорового сращения светской и духовной власти, которого не знала Европа. А оглядевшись повнимательнее вокруг и полистав свежие газеты, вдруг осознаешь, что время поворачивается назад, и опять уже любая форма нетипичного поведения становится направленной на подрыв основ государства, опять за всем стоит сам Сатана лично, опять высокопоставленные лица и целые официальные учреждения не брезгуют магическими практиками, опять, опять, опять... На часах снова полночь, и коллективный разум скрючился в старой затхлой деревенской баньке, наполненной пауками, змеями и демонами. А ведь так хотелось дожить до рассвета.

Спасибо astrojuggernaut , чей список прочтения взывает.

Комментарии


Спасибо astrojuggernaut за то, что она есть!


Ибо воистину.


С паршивой меня хоть шерсти клок!


Ну-ну, не принижайте себя, любезная! Это мы оставим представителям определенных конфессий.


Да я вот как раз подумывала, врываться мне как еще одному представителю бандитского Донбасса, в самую гущу, или созерцать. Пока созерцаю.


Вы, барышня, мой любимый рецензент здесь. Так что принимайте лучи добра, восхищения и обожания.


Так не забывайте же обо мне, когда буду покорять приазовские огороды без доступа ко Всемирной Сети! Ведь не иссякнут же лучи сии за какие-то жалкие пару недель? ^-^'


Это мы вам всецело и всенепременнейше обещаем!


Только обещай, что с приазовских огородов ты вернёшься с новыми катарсисами!


Ура! А ведь в серии есть еще (гипотетическая) жемчужина "Скопцы и Царство Небесное", и она тоже взывает.


Я еще и Зеленина по вашей рекомендации взял, но столько такого подряд нельзя читать, разумеется)


По видимости, это побочный эффект нездорового сращения светской и духовной власти, которого не знала Европа.


А мне сразу вспоминается Рим и жрицы-весталки - пока они хранят девственность, Город хранят боги. Секс с весталками тоже считался покушением на основы государственной безопасности. Катилину в этом, кстати, обвиняли. Пусть эпоха уже не та, но Европа этого не избежала.

Хотя у магии с покушением на основы государственности связь более опосредованная, конечно.


Я, кстати, тоже про Рим в этом контексте вспомнила. Только весталки в Риме - часть религии, не не магия.


Разграничение религии и магии - это вообще до невозможности скользкий вопрос на самом деле; копья там ломаются и будут ломаться.


Ну так специалистам только дай копья поломать. :)

Кстати, есть у меня парочка мыслишек по поводу сращения властей в Европе в средневековье, хватало там этого добра, но это на свежую голову надо, а из меня соседняя дискуссия про религию уже всю кровь выпила. Так что пойду восполнять потерю жидкости и спать. Если не забуду, завтра напишу.


Про магию - это я насчёт содержания обсуждаемой книги, пытаюсь разобраться, как колдовство связано с борьбой против государственности. Ну, правителя проклясть - это ещё куда ни шло, а вот гадание и прочее с этим слабо связаны.

Хотя если любое преступление расценивать как подобное покушение на основы (поневоле вспоминается история про Плевако и старушку, которая чайник украла), то тогда всё логично.


Это, согласно обсуждаемой книге, относится главным образом ко временам Ивана Грозного, когда по государственности было явное обострение. А так вообще там много любопытных фактов приводится, как до довольно позднего времени при царско-императорском дворе параноили насчет всякой магии и сглаза (и отнюдь не безобидно, разумеется).


Все, про магию ясно. Это я сначала неправильно поняла.


Замечание ваше справедливо весьма есть, однако я в основном подразумевал все же Европу примерно после X века (хотя и не прописал это явно), поскольку с более раннего времени совсем уж спросу нет.


я считал, что в России наоборот магические практики - основа государственного благополучия. И ведьм скорее привлекали в союзники, чем реально предъявляли обвинения. Вот какое время не возьми - так и есть же; колдуны на службе государства, все дела.
Да и со свободомыслием у нас некогда обстояло дело очень хорошо: называешься блаженым и шпаришь про царя-батюшку, пока лёгкие дышат.


Блаженный - это почти как шут, это несчитово, в развращенных европах то же самое)
Приводятся свидетельства, кстати, что тот же Грозный довольно неплохо и по оккультизму угорал, потому как, повторюсь, граница между религией и магией невероятно размыта. А всякие там дохтура иностранные просто по умолчанию считались чернокнижниками, за что и получали, чуть что не так.


ну так в том и дело, что у нас не было никакого "молота ведьм", всяких травниц и свободомыслящих ведьм обычно уважали и прятали от церковников (а то и не прятали), костров не жгли (разве что камнями могли побить изредка) - ляпота же! ведьмино раздолье! живи - не хочу.


Я вот собираюсь прочесть эту книгу, но читаю обсуждение и мороз по коже: какая-то я неумная получаюсь. Ох


Так ты прочти - и сразу на 200% поумнеешь! И тоже сможешь писать свою туфту в комментах!


А потом умру, да?(


Мы тебе в холодную ладошку зажмем бумажку, где будет написано для св. Петра, что ты ок христианка и тебя можно в рай пускать, так что не боись.


Ну с такими друзьями мне ничего не страшно. Пойду спать.
Даже злыдня спать ложится
ей возмездие приснится
глазки закрывай
баю-бай!


пихвозлыдня


А ее антагонист - это злодей-пиховач?


Если б ещё знать, что такое пиховач


А почему антагонист?


Она, чертовка


Так вот, что я сказать-то хотела.
Сращивание светской и духовной власти характерно в принципе практически для любого общества. В большей или меньшей степени, конечно, и в разных формах.
Законы против ведьм, колдунов и прочих принимались все-таки государством, не церковью. Магия, как и на Руси, вполне могла относится к "оскорблению величества" и "заговору против короля" (который, как известно, = государству) в зависимости от обстоятельств (сожжение куклы, изображающей монарха; кража предмета одежды; составление гороскопа и т.д.). Хотя первоначально колдовство рассматривалось как преступление против человека, а не против церкви. Т.е. неважно, как убил: с помощью ножа или заклинания - все равно преступление подпадает под категорию убийство. Но если этим человеком был гос.чиновник или кто-то из королевской семьи?.. Гос.измена автоматически. Но интересная особенность: если обвиняемый в колдовстве был человеком благородного сословия, то опять-таки это приравнивалось к измене. Мол, если церковь предал, то и государя предаст. (это в основном по англо-саксонскому праву, хотя от континентальной Европы оно не сильно отличалось).

Ну и плюс в Европе Римская католическая церковь, начиная с V в., пыталась сама власть к рукам прибрать и достойную аргументацию придумать (Августин Блаженный, Бернар Клервосский, идея "божьего мира"). И хоть аргументировали красиво, реально поставить светские власти под контроль слабо получалось, хотя отдельные успехи были - ну тот же император Генрих IV, низложенный и отлученный от церкви, вынужден был зимой в рубище под стенами замка вымаливать у папы прощение. Папское государство - это вообще без комментариев. Или, скажем, инквизиция - приговор выносит церковь, исполняют его светские власти, а имущество конфискуют нередко в пользу короны. Сюда же знаменитый процесс против тамплиеров - совместная акция папы римского и французского короля.


Это вы все хорошо и правильно говорите, но опять-таки в основном про несколько более ранние времена. Все же католическая церковь, несмотря на все свои амбиции, осталась в значительной степени наднациональным образованием, и в конце концов она существенно растеряла политическое влияние. А православие позиционируется по большей части как именно национальная церковь: вся эта бодяга про Москву-третий Рим, царебатюшку как гаранта веры христовой, "русский - значит православный"... К новому времени в Европе такой гадости уже не осталось. А у нас - хоть отбавляй.


Про католичество как наднациональную силу - бесспорно.
Но по времени все прекрасно совпадает: пик "охоты на ведьм" в Европе приходится-то на XVI-XVII вв. А приведенная в первом абзаце информация про английские законы - это во многом выдержки из Елизаветинских документов (не помню, как там оно называлось). И, кстати, это ведь характерно было не только для католиков, но и для протестантов. Англиканскую церковь взять для примера - король и есть ее верховный глава.


И, кстати, это ведь характерно было не только для католиков, но и для протестантов. Англиканскую церковь взять для примера - король и есть ее верховный глава.


Пожалуй, но там ведь в любом случае и тех, и других примерно поровну. Раскол, пирожки, пряники, воздушные шары. А у нас тех же старообрядцев исчезающе мало, на муслимов, иудеев и буддистов традиционно смотрят как на говно, а интересы православия автоматически считаются государственными.


Если мы говорим про современность - да, соглашусь, что позиции церкви в России и в Европе не сравнимы. Чтит руководство заветы (чуть не написала "Ильича") Ивана III и Николая I.


На часах снова полночь, и коллективный разум скрючился в старой затхлой деревенской баньке, наполненной пауками, змеями и демонами. А ведь так хотелось дожить до рассвета.


аплодирую стоя, за такую формулировку. Это круто!


На часах снова полночь, и коллективный разум скрючился в старой затхлой деревенской баньке, наполненной пауками, змеями и демонами.


Если верить Свидригайлову, коллективный разум в таком случае вечен:)