Больше рецензий

-273C

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 июля 2012 г. 22:11

1K

5

Очень своеобразное ощущение остается от прочтения фундаментального академического трактата англичанина Райана. Собственно, иностранное происхождение автора тут роли не играет - он подчеркнуто объективен и часто критикует многих своих информаторов, западных путешественников по России прошлых веков, за предвзятость и высокомерие. И от этого становится только страшнее, потому что понимаешь: все, о чем здесь рассказано, отнюдь не специфично для России. Этим страшным недугом поражен весь мир.
Для большинства из нас суеверия - это что-то безобидное, всякие традиционные глупости и мелкие ритуалы, к которым мы относимся все с большим пренебрежением по мере развития рационального мышления. Однако всего лишь триста лет назад подобные вещи могли быть совершенно официальным поводом для жестокой казни. Мол, посмотрел не так или узел завязал на травинке, или песочку на чужой след посыпал... Да ты же колдун, якшаешься с бесами и подлежишь наказанию! Кстати, Райан отмечает любопытное: русская специфика охоты на ведьм состояла в том, что занятия "магией", мнимые или действительные, часто также проходили по разряду покушения на основы государственности. По видимости, это побочный эффект нездорового сращения светской и духовной власти, которого не знала Европа. А оглядевшись повнимательнее вокруг и полистав свежие газеты, вдруг осознаешь, что время поворачивается назад, и опять уже любая форма нетипичного поведения становится направленной на подрыв основ государства, опять за всем стоит сам Сатана лично, опять высокопоставленные лица и целые официальные учреждения не брезгуют магическими практиками, опять, опять, опять... На часах снова полночь, и коллективный разум скрючился в старой затхлой деревенской баньке, наполненной пауками, змеями и демонами. А ведь так хотелось дожить до рассвета.

Спасибо astrojuggernaut , чей список прочтения взывает.

Ветка комментариев


Так вот, что я сказать-то хотела.
Сращивание светской и духовной власти характерно в принципе практически для любого общества. В большей или меньшей степени, конечно, и в разных формах.
Законы против ведьм, колдунов и прочих принимались все-таки государством, не церковью. Магия, как и на Руси, вполне могла относится к "оскорблению величества" и "заговору против короля" (который, как известно, = государству) в зависимости от обстоятельств (сожжение куклы, изображающей монарха; кража предмета одежды; составление гороскопа и т.д.). Хотя первоначально колдовство рассматривалось как преступление против человека, а не против церкви. Т.е. неважно, как убил: с помощью ножа или заклинания - все равно преступление подпадает под категорию убийство. Но если этим человеком был гос.чиновник или кто-то из королевской семьи?.. Гос.измена автоматически. Но интересная особенность: если обвиняемый в колдовстве был человеком благородного сословия, то опять-таки это приравнивалось к измене. Мол, если церковь предал, то и государя предаст. (это в основном по англо-саксонскому праву, хотя от континентальной Европы оно не сильно отличалось).

Ну и плюс в Европе Римская католическая церковь, начиная с V в., пыталась сама власть к рукам прибрать и достойную аргументацию придумать (Августин Блаженный, Бернар Клервосский, идея "божьего мира"). И хоть аргументировали красиво, реально поставить светские власти под контроль слабо получалось, хотя отдельные успехи были - ну тот же император Генрих IV, низложенный и отлученный от церкви, вынужден был зимой в рубище под стенами замка вымаливать у папы прощение. Папское государство - это вообще без комментариев. Или, скажем, инквизиция - приговор выносит церковь, исполняют его светские власти, а имущество конфискуют нередко в пользу короны. Сюда же знаменитый процесс против тамплиеров - совместная акция папы римского и французского короля.


Это вы все хорошо и правильно говорите, но опять-таки в основном про несколько более ранние времена. Все же католическая церковь, несмотря на все свои амбиции, осталась в значительной степени наднациональным образованием, и в конце концов она существенно растеряла политическое влияние. А православие позиционируется по большей части как именно национальная церковь: вся эта бодяга про Москву-третий Рим, царебатюшку как гаранта веры христовой, "русский - значит православный"... К новому времени в Европе такой гадости уже не осталось. А у нас - хоть отбавляй.


Про католичество как наднациональную силу - бесспорно.
Но по времени все прекрасно совпадает: пик "охоты на ведьм" в Европе приходится-то на XVI-XVII вв. А приведенная в первом абзаце информация про английские законы - это во многом выдержки из Елизаветинских документов (не помню, как там оно называлось). И, кстати, это ведь характерно было не только для католиков, но и для протестантов. Англиканскую церковь взять для примера - король и есть ее верховный глава.


И, кстати, это ведь характерно было не только для католиков, но и для протестантов. Англиканскую церковь взять для примера - король и есть ее верховный глава.


Пожалуй, но там ведь в любом случае и тех, и других примерно поровну. Раскол, пирожки, пряники, воздушные шары. А у нас тех же старообрядцев исчезающе мало, на муслимов, иудеев и буддистов традиционно смотрят как на говно, а интересы православия автоматически считаются государственными.


Если мы говорим про современность - да, соглашусь, что позиции церкви в России и в Европе не сравнимы. Чтит руководство заветы (чуть не написала "Ильича") Ивана III и Николая I.