Больше рецензий
7 июля 2012 г. 17:19
1K
3
РецензияТри звезды совершенно не означают оценку произведения, писателя или его знаменитого языка, это только защита. Чтобы ОНО меня не заметило. Я умоляю - я хочу остаться в стороне от Набокова. От его прозы, по крайней мере. Мне страшно.
У него всегда о безумии?
Не напрасно я не верила этому быстрому движению глаз (вверх, еще вверх), этому экзальтированному жесту, этому голосу: "Я наслаждалась Набоковым, наслаждалась! Я купалась в нем, пила его, боясь пропустить хоть слово!".
Ну и наслаждения у вас, мадам...
То, что у других писателей встречается редкими находками, у Набокова рассыпано щедро - по три штуки в одном предложении. Я говорю (разумеется!) об удачно найденных образах, магических неожиданных сочетаниях слов, разворачивающих буквы в картины, вызывающих движения воздуха, блики, тени, запахи и нежные прикосновения к коже.
Однако опасны они настолько же, насколько и прекрасны: прочитав о замшевой походке, я вздрогнула от прикосновения метафизической замшевой гусеницы к моей шее... Эти находки - некоторые из них еще сохранили пыль писательских записных книжек - эти верные и меткие наблюдения, вам не кажется, что их слишком много?
В "Защите Лужина" это показалось мне попыткой украсить живыми цветами мертвенную, восковую холодность авторского взгляда.
Мне не с чем сравнивать. Кроме этой "Защиты" я читала только "Лолиту" в лолитовском возрасте и не спрашивайте о впечатлении, а то меня будет не остановить - и мои слова никак мой имидж "любительницы литературы" не укрепят.
Эти набоковские словесные камлания хватают за руки, увлекают за собой, внушают прекрасные надежды, гипнотизируют. Именно им я обязана продвижением от странице к странице - ибо сюжет совершенно не развивался, никакого последовательного движения.
Сюжет все время находился на гране обморока, незаметно переступая грань то туда, то обратно. Приходя в сознание, сюжет обнаруживал себя в определенной точке событийной прямой и там, в этой точке, вяло барахтался и обрастал набоковскими словами, образами, магическими построениями - и снова падал в небытие, чтобы снова обнаружить себя в следующей стадии существования Лужина. Ощущение вязкости, движения во сне или под водой.
А теперь эмоции:
Лужин, милый Лужин, бедный, сумасшедший Лужин - за что он так с тобой? За что он вытащил на свой безжалостный свет это дряблое, рыхлое, жалкое тело, это путанное боязливое сознание, этот яркий гений, управляющий шахматными мирами?
Ну что людям до Лужина? Зачем? Оставьте, оставьте в покое! Не гальванизируйте, не храните в формалине бездеятельности, не выламывайте дверь! Не пишите о нем книг!
Быстрее, Лужин, быстрее! Прыгай, пока тебя снова не поймали!
pe_trik , sparrow_grass , Medulla , katrinka_we , smereka - благодарю вас за совместное прочтение! Хочу быстрее прочитать ваши рецензии - надеюсь они помогут мне понять и принять.
Комментарии
очень похожие впечатления: эта удушающая вязкость красивостей... но это было давно) ; в последние годы набоковские красивости мне более ясны;
мне кажется, - да)
не припомню иного
видимо я не скоро еще соберусь читать Набокова... Могу оценить мастерство и даже уникальность его таланта - но не мой автор совершенно.
Так не читайте! Но не пишите таких слов.
Набокову можно было уже вообще ничего не писать после "Защиты Лужина", чтобы войти в историю литературы.
Про безумие я бы поспорила. Во-первых, что считать безумием? Лужин, на мой взгляд, совсем не безумен. Возможно, у него какая-то степень аутизма, типа как у мальчика из свежей книги Марка Хэддона "Загадночное ночное убийство собаки". И вообще примечательно, что Набоков уже тогда поднимал эту проблему. Говорят, у Эйнштейна, кстати, вероятно было что-то подобное... Более того, я знаю одного человека с похожим поведением, но назвать его безумным не решилась бы. Грань очень тонкая.
спорить не будем; я с Вами согласна: степень аутизма, присущая многим гениям
да-да, это я тот экзальтированный читатель с восторженными криками о наслаждении :))
и у него всегда о безумии - да. Ну, кроме книги ''Другие берега'' (вот я бы именно эту тебе советовала бы, если когда-нибудь соберешься ещё читать Набокова), возможно ещё в ''Машеньке'' нет безумия. А так, практически всё о безумии.
По поводу ''Защиты Лужина'', мне нужно перечитать, тогда более внятно смогу объяснить моё отношение ))
ну вообще-то я не тебя имела в виду, у меня тут свои, домашние почитатели:)))
неважно :)) я вписываюсь в образ ))
И я тоже. Причем именно об этом романе.
:)
жду! Научите меня - ЧТо там?
:))
ага :) я вообще от всего Набокова восторженно ''задыхаюсь от любви'' :)
Самое любимое ''Приглашение на казнь'' и ''Другие берега''.
И я, и я!!!
а я знала :))
Рецензию прочитала, в обсуждение пока не буду влазить, поскольку еще сама не перечитала книгу. У нас сколько примерно времени? Еще примерно неделя?
до 20 июля (период набора изменили с 2 до 4 дней)
Саму книгу пока до половины прочитала. С рецензией во многом согласна. То что это не мой автор знала с самого начала. Он не хорош и не плох для меня, он мне просто не близок по ощущению мира (как бы потетично это не звучало). Причем не близок сам автор, а не темы поднятые им.
где-то также, да... люблю более ясное мироощущение.
На мой взгляд более, чем удачная рецензия - я этот роман вообще не оценила, квалифицировав его как "унылый". Он мимо прошел, хотя прочла быстро. Обычно, если не нравится совсем, бросаю. Здесь нечто другое: слишком все плохо, беспросветно, безрадостно, нет ярких красок. Брр...
Его же "Камера обскура" - 5 звезд, "Защита Лужина" - 3.
отдала уже книгу назад - пока не чувствую в себе сил рискнуть еще и на Камеру обскура(
Набоков, как и Булгаков, имхо, авторы, которых желательно "потреблять дозированно". Мне еще его "Машенька" понравилась (не похожа ни на Камеру, ни на ЗЛ), "Лолита", но Лолу еще в девичестве читала, тогда поверг в шок сюжет.
согласна дозированно-предозированно для меня. Это, видимо, от мироощущения зависит.
Про Булгакова немного удивлён на счёт дозированности. Мне кажется, его можно читать и читать. Если конечно, не судить только по "Мастер и Маргарита"
Можно, спорить не стану, но это как икру черную ложками есть - хорошего понемножку.
МиМ вообще обособленно для меня стоит - в любимых с 14-15 лет. Остальное, что прочла, позволяет сделать вывод о многогранности таланта Булгакова - люблю все, без исключения.
а, в таком ключе, типа - растягивая удовольствие? Тогда понятно. Потому что есть писатели, когда дозированность - во избежание пресыщения из-за сложности, специфичности, удушливости т.д.
А у меня любимая "Белая гвардия". Хотя МиМ тоже люблю. Но у Булгакова вообще невозможно ни сравнивать, ни выделять, особенно эти 2 романа (и "Собачье сердце" тоже)
Да, именно :)
До Белой гвардии руки не дошли еще. Очень "Записки юного врача", "Театральный роман", "Роковые яйца"; "Собачье сердце" - бесспорно! У меня следующий по плану роман "Жизнь г-на де Мольера".
А у меня следующий - "Театральный роман" :) А "Белая гвардия" для меня - лучшая книга о Городе, трепетно любимая и перечитываемая.
Вау, я разъяренная такая была после "ТР"! Буду ждать твой отзыв.
Да, Муш, я помню, как ты Киев любишь...
А еще для меня "Белая гвардия" - первое, что всплывает с понятием "красота языка". Даже не Набоков с его вычурностью. Но это уже, наверное, что-то чуть ли не личное.
У Набокова язык не то, чтобы вычурный, но такой емкий, лаконичный, такой "в яблочко", ну и красивый, конечно.
она проще,.. ширпотребней), как и замышлял её сам Набоков
"Сюжет все время находился на гране обморока, незаметно переступая грань то туда, то обратно".
У Вас бывают такие потрясающие фразы, что хочется их вытащить из текста и бесстыдно использовать, когда разговор зайдет о книгах:)
Лично я творчество Набокова не очень люблю и все стараюсь отложить знакомство с еще не прочитанными его книгами на потом. А то я человек слабый, нервный, могу и сковородками начать швыряться в людей от избытка эмоций. Так что как-нибудь потом, потом-потом.
спасибо)
Ай, молодец.
Мне однажды вот эта статья очень понравилась.
ого! Практически полное совпадение... аж страшно, не видела раньше. Но поэзия его мне нравится, хоть я и мало читала его стихов.
Я сейчас нахожусь в процессе чтения, вернее, перечтения книги. Читала давно, скорее всего, это был еще студенческий возраст. Помню свои впечатления не очень хорошо, но помню, что понравилось. И понравился именно сюжет, на язык, похоже, тогда я вообще не обратила внимания. По поводу моих взаимоотношений с языком литературы, надо сказать, вообще довольно забавно получается. Дело в том, что я долгое время читала достаточно качественные вещи - нашу классику, хорошие переводные книги, кое-что из серии литпамятников, в академических изданиях. Древнегреческие вещи и обе Эдды были у меня в особом фаворе. И по-видимому, я так привыкла к хорошему языку, что вообще считала, что мне язык в литературе не важен. Потом у меня это мнение сильно укрепилось, потому что читала много наших так называемых "народных" писателей - Астафьева, Шукшина, Лескова. Они вошли в моих любимчиков, но ведь их язык никак не назовешь классическим. Ну и поскольку я не гуманитарий, а совсем напротив, и поскольку мне нравятся такие разноязыковые вещи, то всегда и заявляла, что не требовательна совсем к форме, и нет никакой у меня чувствительности к языку.
Однако, не так давно все-таки обнаружила, что это не так. Оказывается, даже со своим технарским образованием все-таки не все внутренние уши медведи поотдавливали. И вот, уже с других позиций подошла к Набокову. Надо сказать, что язык его меня очаровывает. И тут в первую очередь вспоминается мне скандинавская, скальдическая поэзия. Был у них такой интересный прием - кеннинги. Вот выдержка из Википедии:
Не знаю, почему, но эти штуковины засели в меня глубоко. Чудится какая-то магическая подоплека в этом. Я думаю, что с помощью кеннингов можно вырваться из плоскости слова в объемную реальность. У Набокова язык сходный. Он вырисовывает мир так, что начинаешь реально чувствовать его. Да, "замшевая походка" - это очень зримо, чувственно. Даже более чувственно, чем зримо, поскольку замша именно ощущается...
И еще такую вещь хочется здесь сказать. Поскольку у меня есть дочь-подросток, то много читаю детской и подростковой литературы. И помнится, что сильно поразило как-то именно в очень качественной детской литературе - детали. Когда книга насыщена деталями, ребенок воспринимает ее совсем по-особенному. Так вот, Набоков настолько подробно насыщает свои вещи деталями, что у меня возникла мысль, что он обращается не ко взрослой части своего читателя, а к детской. К нам как к Ребенку.
спасибо за интереснейший комментарий. Кеннинги впечатляют!
Язык, ах, этот язык... кто ж им не очарован и даже не заколдован, согласна. Но вот вывод о набоковском обращении к Ребенку не могу разделить. Мне показалось что автор, просвечивающий тут очень недобр. Холоден. Безжалостен.
Если это обращение к ребенку, то обращение Гумбольта к Лолите. Скорее возбужден, чем добр. Если он видит в ней ребенка, то исключительно с определенной целью, так сказать, излиться посильно.
Но, опять же, это мои мимолетные впечатления. Я читала-то, можно сказать, один роман. Это мое впечатление, но насколько оно обоснованно...?
У психологов где-то там есть такие подразделения, что в каждом человеке есть внутренний Ребенок, внутренний Взрослый и внутренний Родитель. В основном говорят о соотношении их между собой, но я здесь имею ввиду просто - Набоковские вещи в большой степени адресованы внутреннему Ребенку в том плане, что очень зримо, осязаемо все, можно увидеть, потрогать, ощутить. Добрый там он или нет, это уже вопрос десятый, хотя мне лично Набоков не кажется недобрым.
мы с вами согланы в главном - яркий, зримый, практически осязаемый текст.
:)
Да, ощущается как собственная жизнь, и в шкуру почти каждого героя можно влезть.
Дальше, наверное, интересно то, как это резонирует с нашим собственным мироощущением.
Я дошла до середины (много работы, успеваю читать только в пути на работу и с, и немного перед сном), ощущение вживания сильное, кажется, сегодня даже что-то снилось уже переплетенное с Лужинским турниром. Много близкого.
Лена, удивительное ощущение, но у меня полная идентификация с Лужиным )) Особенно в детский период ))
Я сейчас в процессе перечитывания, и вот что заметила: Набоков не холоден и не безжалостен, он ведет игру, шахматную партию: автор-персонаж, автор делает свои ходы в партии книги, а персонаж - свои. Это игра. Автора с персонажем и автора с читателем. Предопределенность и предрешенность судьбы Лужина читатель должен выискать в тексте, собирая разбросанные фигурки, начиная с дебюта партии: потеря героем личного имени - отныне от только Лужин, имя он обретет только в конце, уйдя из жизни навсегда. Для меня эта потеря и обретение имени самая большая загадка в книге была и пока остается. Может пойму, когда дочитаю )))