Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

3 июня 2020 г. 11:12

1K

4 Ждать, когда проплывет труп

Кетчума может убить только Кетчум.

Для того, чтобы продолжать любить Джона Ирвинга, мне всегда достаточно будет одних "Правил Дома Сидра". С остальным как ни грустно, он скорее не мой автор. То, что читала после, вызывало сдержанную приязнь ("Мир глазами Гарпа", Человек воды"), недоумение ("Покуда я тебя не обрету"), откровенное отторжение ("В одном лице").

Не могу даже сказать, что с годами он хуже, потому что знаю людей с отменным литературным вкусом, которые чрезвычайно ценят позднего Ирвинга. Стоит принять как данность, что сама не принадлежу к их числу и порадоваться, что первая встреча с писателем оказалась такой удачной. Начнись знакомство не "Правилами виноделов", оно тотчас и закончилось бы.

В "Последней ночи у извилистой реки" много бытописательства лесорубов, пота, крови, боли, страданий, насилия, секса, писательства, вольной борьбы, медведей (подлинных и мнимых), реминисценций, антивоенного пафоса, кулинарных рецептов, алкоголя, феминизма, голых женщин в разных позициях, в том числе летающих по небу и бродящих по свиным загонам.

Как такое возможно, это же глубоко противоположные по смыслу вещи? Почему нет, в жизни как-то все уживается. С поправкой, что в жизни помянутые вещи довольно четко разделены, не смешиваясь. А в книге все в едином кипящем котле. Я бы даже сказала, в восьмидюймовой чугунной сковородке. Она сыграет в повествовании особую ритуальную роль и пройдет с героями от его начала до конца, чуть не вековой промежуток.

Сейчас уточнила, восемь дюймов - чуть больше двадцати сантиметров, стандартная кухонная утварь, многого в ней не уместишь, а представлялась, когда читала, чуть не с противень размером. Такой глубокий след оставила в судьбах персонажей. Этот роман такая же сковорода, в которую натолканы горы снеди, по всему, не должной уместиться, но, ужарившись в процессе, являют миру вкусное и питательное рагу.

Из которого можно вытаскивать отдельные кусочки: физическая страсть здешних мужчин к порядочным крупным женщинам при любви к шлюховатым худышкам; мотив бесконечного бегства; эпизод с "небесной леди". А можно рубать подряд: история трех поколений мужчин одной семьи и великой мужской дружбы; творчество; судьба семьи в судьбе страны; жизнь - это река; через тернии к звездам. Кому что нравится.

Мне ничего из перечисленного. И, откровенно говоря, почти с самого начала главным интересом в книге был вопрос, когда же по этой реке проплывет труп. Неважно чей, хотя бы даже кого-то из главных героев или всей троицы (четверки). Никого особо не жаль.

С благодарностью tretyakow

Источник

Ветка комментариев


Я тут решил для себя прочитать 4-е определенные книги Чехова, никак не связанные между собой сюжетно, но связанные между собой одним интересным фактом. Три уже прочитал, теперь осталось прочитать "Степь". Может быть даже какой-то общий отзыв по ним напишу.


Это классно, я позапрошлым летом, в ожидании "Острова Сахалина" Эдуарда Веркина прочла чеховский Остров Сахалин, на который в противном случае вряд ли когда сподвиглась бы, и это оказалось уникальным читательским опытом. Без ложной скромности, наши эксперименты с разными способами чтения, есть творчество.


Я потом вам сообщу, что это были за рассказы у Чехова.


Непременно сообщите. Мне интересно.


Я хотел рассказать о Чехове, поэтому возобновляю диалог. Где-то (почему-то думал, что у актера Георгия Буркова в книге мемуаров "Хроника сердца", но вот перелистал и не нашел, видимо у кого-то другого) было сказано, что у Чехова надо обязательно прочитать, кто не читал, его не самые известные рассказы: "Студент", "Произведение искусства" и "Гусев" и непременно повесть "Степь" - якобы в них Чехов, как рассказчик, совсем другой, чем мы привыкли к нему в школе. Впрочем Бурков, как театральный актер и даже в некотором роде театральный постановщик о Чехове говорит в своей книге много и часто, и про "Степь" естественно упоминает, да вот только про эти четыре рассказа видимо всё-таки кто-то другой нисал. Кто же всё-таки? Теперь буду ломать голову, у кого же про них вычитал. Так вот, ну да, стало быть о рассказах. Рассказы необычны. Но не сказать, что прямо вот понравились сильно. Рассказ "Студент" не понравился вовсе, у "Произведения искусства" необычная и смешная развязка, "Гусев" написан сразу по прибытии Чехова с Сахалина - там, в рассказе, столько тоски и боли за русского человека, а вот повесть - большая такая по меркам Чехова - "Степь" очень хороша, хоть и неспешна, но глубока и драматична. Стоит ли всё это читать? Да как сказать. Наверное не обязательно, разве что рассказ "Произведение искусства" с целью поднять себе настроение и улыбнуться или "Гусева", чтобы задуматься о прошлом и настоящем - уж больно оно одинаково.