Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

3 июня 2020 г. 11:12

1K

4 Ждать, когда проплывет труп

Кетчума может убить только Кетчум.

Для того, чтобы продолжать любить Джона Ирвинга, мне всегда достаточно будет одних "Правил Дома Сидра". С остальным как ни грустно, он скорее не мой автор. То, что читала после, вызывало сдержанную приязнь ("Мир глазами Гарпа", Человек воды"), недоумение ("Покуда я тебя не обрету"), откровенное отторжение ("В одном лице").

Не могу даже сказать, что с годами он хуже, потому что знаю людей с отменным литературным вкусом, которые чрезвычайно ценят позднего Ирвинга. Стоит принять как данность, что сама не принадлежу к их числу и порадоваться, что первая встреча с писателем оказалась такой удачной. Начнись знакомство не "Правилами виноделов", оно тотчас и закончилось бы.

В "Последней ночи у извилистой реки" много бытописательства лесорубов, пота, крови, боли, страданий, насилия, секса, писательства, вольной борьбы, медведей (подлинных и мнимых), реминисценций, антивоенного пафоса, кулинарных рецептов, алкоголя, феминизма, голых женщин в разных позициях, в том числе летающих по небу и бродящих по свиным загонам.

Как такое возможно, это же глубоко противоположные по смыслу вещи? Почему нет, в жизни как-то все уживается. С поправкой, что в жизни помянутые вещи довольно четко разделены, не смешиваясь. А в книге все в едином кипящем котле. Я бы даже сказала, в восьмидюймовой чугунной сковородке. Она сыграет в повествовании особую ритуальную роль и пройдет с героями от его начала до конца, чуть не вековой промежуток.

Сейчас уточнила, восемь дюймов - чуть больше двадцати сантиметров, стандартная кухонная утварь, многого в ней не уместишь, а представлялась, когда читала, чуть не с противень размером. Такой глубокий след оставила в судьбах персонажей. Этот роман такая же сковорода, в которую натолканы горы снеди, по всему, не должной уместиться, но, ужарившись в процессе, являют миру вкусное и питательное рагу.

Из которого можно вытаскивать отдельные кусочки: физическая страсть здешних мужчин к порядочным крупным женщинам при любви к шлюховатым худышкам; мотив бесконечного бегства; эпизод с "небесной леди". А можно рубать подряд: история трех поколений мужчин одной семьи и великой мужской дружбы; творчество; судьба семьи в судьбе страны; жизнь - это река; через тернии к звездам. Кому что нравится.

Мне ничего из перечисленного. И, откровенно говоря, почти с самого начала главным интересом в книге был вопрос, когда же по этой реке проплывет труп. Неважно чей, хотя бы даже кого-то из главных героев или всей троицы (четверки). Никого особо не жаль.

С благодарностью tretyakow

Источник

Комментарии


Знал, что будете их сравнивать, и что это сравнение с "Правилами виноделов" будет не в пользу последней. Даже какое-то подобие игры слов. Последняя "Последняя...".
Безумно рад, Майя, что вы прочитали. И вы знаете почему. Уговорить прочитать кого-то что-то для тебя важное - полдела, уговорить прочитать того, кто тебя понимает, и кто понимает, зачем ты это читаешь - это совсем другое. И, еще, спасибо за рецензию - пока её читал - вся книга от первой и до последней строчки, как фильм на ускоренной перемотке, промелькнул перед глазами.


Рада, что не задела, не обидела вас. А для меня ваше мнение о ней, ваше к ней отношение явилось определяющим.
Мы разные, и наше несходство норма. Но возможность принять точку зрения отличную от собственной делает нас больше, расширяет энергетику.


Майя, а книги каких авторов вы читаете только потому, что они написаны ими? Предположу, Дмитрий Быков, Стивен Кинг, наверное? А еще?


Кинг - да, любовь на все времена. К Набокову испытываю потребность время от времени возвращаться, очень много еще непрочитанного Джейн Остен случается гостить у меня, хотя все, написанное ею, перечитано на десять рядов. У Кэтрин Валенте, Джо Уолтон, Робертсона Дэвиса перечитала все и на английском. У Идиатуллина прочту все, он не разочаровывает и Веркин, конечно, он мое все в современной российской литературе.


Интересно было узнать. Спасибо. Правда эти авторы, за исключением Набокова и Остин, мне практически не известны.
Настоящих писателей, могучих, как дубы - осталось совсем мало. Таких, как Кинг, Ирвинг. Но, Кинга я не читаю, только смотрю экранизации, поэтому остается Ирвинг. Ну, еще Януш Вишневский тоже нравится. Из современных русских писателей мне нравятся только те, кто пишет non-fiction: В. Овчинников, Н. Злобин, Л. Петрановская, Л. Лурье. В детской литературе с приятным удивлением открыл для себя Юза Алешковского. В школе я про него вообще не слышал - книги были изъяты из библиотек. А вот замечательных писателей Брэдбери, Искандера, Бакланова, Аксенова уже нет. Жаль.


Да, Брэдбери, Искандер, Аксенов и мои тоже.
Алешковский - "Кыш и Два портфеля"?


Да, и продолжение - "Кыш и я в Крыму" (1975 г.). Купил обе книжки, выпущенные в серии "Самые настоящие мальчишки" издательством "АСТ" с чудесными рисунками Н. Бугославской (рисунки нарисованы как будто мелками, а может и на самом деле мелками) и с огромным удовольствием обе эти книжки дома прочитали. Столько позитива!


Какой же вы молодчина, Сереж! Прямо умилилась.
И все-таки диапазон ваших взглядов для меня абсолютная загадка (как наверно и для вас диапазон моих))


Есть такое! :) Но мне и нравится, когда в людях есть загадка.


Майя, помните эпизод, где Дэнни Бачагалупо, будучи еще мальчиком, принял индианку Джейн с распущенными волосами за медведицу? Так вот, мне кажется, Ирвинг читал "Степь" Чехова. Вот прямо на 100-процентов уверен.


Конечно))
Все лучшие мировые литераторы признают влияние на себя русской классики.


Вы ведь, если не ошибаюсь, любите Чехова. Я не то, чтобы люблю его творчество, но иногда восполняю некоторые пробелы, и на днях, читая его "Степь", аж чуть не выронил книгу из рук - я понял, что Ирвинг тоже её читал. Я знаю, у него есть страница в Фейсбуке и у него самого можно об этом спросить. Хотя и сомневаюсь, что он ответит на этот вопрос.


Да, я тоже сомневаюсь. Сколько могла наблюдать, западные публичные люди используют фейсбучный профиль для анонсирования изданий, переизданий, выхода переводов, экранизаций.
Это у наших жизнь бурлит.


А Степь я у Чехова как в детстве не осилила, так до сих пор не могу набраться мужества прочесть. Теперь с вашей подачи сделаю это)


Я тут решил для себя прочитать 4-е определенные книги Чехова, никак не связанные между собой сюжетно, но связанные между собой одним интересным фактом. Три уже прочитал, теперь осталось прочитать "Степь". Может быть даже какой-то общий отзыв по ним напишу.


Это классно, я позапрошлым летом, в ожидании "Острова Сахалина" Эдуарда Веркина прочла чеховский Остров Сахалин, на который в противном случае вряд ли когда сподвиглась бы, и это оказалось уникальным читательским опытом. Без ложной скромности, наши эксперименты с разными способами чтения, есть творчество.


Я потом вам сообщу, что это были за рассказы у Чехова.


Непременно сообщите. Мне интересно.


Я хотел рассказать о Чехове, поэтому возобновляю диалог. Где-то (почему-то думал, что у актера Георгия Буркова в книге мемуаров "Хроника сердца", но вот перелистал и не нашел, видимо у кого-то другого) было сказано, что у Чехова надо обязательно прочитать, кто не читал, его не самые известные рассказы: "Студент", "Произведение искусства" и "Гусев" и непременно повесть "Степь" - якобы в них Чехов, как рассказчик, совсем другой, чем мы привыкли к нему в школе. Впрочем Бурков, как театральный актер и даже в некотором роде театральный постановщик о Чехове говорит в своей книге много и часто, и про "Степь" естественно упоминает, да вот только про эти четыре рассказа видимо всё-таки кто-то другой нисал. Кто же всё-таки? Теперь буду ломать голову, у кого же про них вычитал. Так вот, ну да, стало быть о рассказах. Рассказы необычны. Но не сказать, что прямо вот понравились сильно. Рассказ "Студент" не понравился вовсе, у "Произведения искусства" необычная и смешная развязка, "Гусев" написан сразу по прибытии Чехова с Сахалина - там, в рассказе, столько тоски и боли за русского человека, а вот повесть - большая такая по меркам Чехова - "Степь" очень хороша, хоть и неспешна, но глубока и драматична. Стоит ли всё это читать? Да как сказать. Наверное не обязательно, разве что рассказ "Произведение искусства" с целью поднять себе настроение и улыбнуться или "Гусева", чтобы задуматься о прошлом и настоящем - уж больно оно одинаково.


Кстати, Майя. Просматривая биографию Э. Хемингуэя я случайно наткнулся на следующее. Оказывается, застрелился он в своем доме в городке под названием Кетчум. Кетчум, Майя. Вы можете это себе представить?!


Могу, Сереж. Больше того, вот вы сейчас сказали, и я поняла, что совсем недавно читала какую-то книгу, где действие тоже происходит в Кетчуме. Навскидку не вспоминается, что за книга, но думаю, что в ближайшее время выскочит из памяти, тогда допишу каментом - вдруг вас заинтересует. По ощущению книга тоже стоящая.


Да, назвать одного из главных героев книги названием города, где последние годы жил Хемингуэй, это круто. И я думаю это точно не случайно, зная, что у романа автор - Ирвинг. :)

Знаете, я думаю, Это великое счастье для писателя, когда у него есть даже один такой умный, понимающий, преданный читатель, как вы


Спасибо Майя. Приятно такое слышать, особенно от человека, который знает толк в книгах. А для меня счастье, что есть человек, с которым можно поделиться своими мыслями о книгах любимого автора или о чем-то другом, связанном с литературой, и этот человек меня всегда выслушает и поймет, и обязательно найдет что ответить. :)