Больше рецензий

lost_witch

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 января 2012 г. 15:44

486

4

Стоит позорно признать, что четыре звездочки - это в первую очередь дань моему невежеству. Но - нет, моё категорическое и честное "нет" - филигранному и вычурному языку, который заслоняет сообщение, идею, подтекст. Черт, чувствую себя как в слишком пафосном ресторане, иногда так хочется стереть эти узоры разноцветного соуса и разломать башенки из фигурно нарезанных овощей на простом куске мяса! А ведь сделаешь так - все зашикают и сделают лицо "хм, кто этот хам, господа?"

Тема хороша, ох, хороша - блуждание в потёмках собственной гениальности, страсти, таланта, поиск несуществующих точек соприкосновения с миром (даже нет, не поиск, а фаталистическое следование течению в надежде на ответ, на сопричастность миру). И сам мир - где-то вдалеке, тусклый, подернутый пленкой душевной близорукости, невнимательности, равнодушия. Взгляд, обращенный внутрь, в кривое зеркало безумия.

И - финальный кадр фильма "Пи" - приставленная к виску дрель, единственно вероятный ответ - выход из игры.

Личный флэшмоб 2012

Личная рекомендация margo000 (книга) и smereka (автор в целом). Спасибо.

Комментарии


Стильно выраженное личное мнение приветствуется. Фильм смотрели?


"Защита Лужина" - есть фильм?
Или вы про "Пи"?


Фильм по Защите Лужина : http://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%E0%F9%E8%F2%E0_%CB%F3%E6%E8%ED%E0_(%F4%E8%EB%FC%EC)


Что-то мне даже по аннотации он не нравится. Такое ощущение, что переврали всё.
Какая там страсть между Лужиным и его женой?


А мне понравился качеством операторской работы.


А сам роман вам как? Любите Набокова?


Да мне как-то Набоков не очень, а вот шахматы люблю.


Понятно, мне шахматы скучны.


Только операторской работой, как верно заметила Lucretia, он и хорош (проще говоря, картинка красивая). Но это не Набоков, увольте.


Оля, а тебе нравится он?

Набоков в смысле


Да я от него просто без ума :Р Просто в реальной жизни за чёрт знает сколько лет с огромным трудом всего трёх единомышленников нашла. А тут-то, слава ЛЛ, в них нет недостатка!


Уютная тусовка фриков, конечно ))))


У Набокова чётко сформулированное отношение к литературе: это прежде всего стиль. Так что воспринимать его приходится по его собственным законам:) И сюжет, и проблематика всегда второстепенны (хотя почти всегда интересны). А вот стиль неповторим.


Да, да, я это и знаю, и понимаю, но мне так хотелось дать ему шанс, так хотелось )

Но у Набокова хотя бы герой не засыпает в течение 50-ти страниц, как у Пруста )))


Ну, мастеров сюжета много, стилистов - гораздо меньше:)))


Согласна. Но есть стилисты "с целью", т.е. стиль для обслуживани мессиджа.
В Набокове я чувствую изыск ради изыска. Такой томный декадансовский шик.


кроме сюжетов (которые, как считается, все давно исчерпаны) и проблематики у Набокова есть ещё особый, неповторимый авторский взгляд на эти затрёпанные сюжеты и проблематики; и + Набоков всегда неожиданен в финалах;

меня приворожил Набоков именно перечисленным, а не "стилем"; и я считаю, что объявляя его прежде всего "стиллистом" (я имею ввиду не Вас, а множество критиков), (умышленно?) нивелируется его талант, его значимость как мыслителя.


Я, кстати, особого взгляда Набокова не отрицаю, очевидно, что он есть. А стилистом себя объявлял прежде всего он сам, и не только себя, а любого настоящего писателя. Это не раз подчёркивается им, например, в "Лекциях по русской литературе":)
И я с Набоковым здесь согласна - индивидуальность писателя, его неповторимость прежде всего стилем и определяется. Другое дело, что Аристотеля (единство формы и содержания) никто не отменял:)


Я тоже не назвала бы его только стилистом. Но я говорила прежде всего о том, что мне тяжело с этим языком, просто невероятно тяжело, он мне всё заслоняет. Хотя вот тот же Сарамаго тоже стилист, но от него у меня совершенно другое ощущение, и другая реакция, и другой результат.
Но у меня, тем не менее, есть еще мысль прочитать "Камеру Обскура". Почему-то именно она привлекает. Есть авторы, до которых я дорастала. Посмотрим.

Но спасибо вам, тем не менее. В любом случае это расширение горизонтов.


А вот, может быть, хорошее решение. В "Камера обскура" стилистическое напряжение минимально (для Набокова), основное внимание как раз на сюжете сконцентрировано.


Кстати, да. Там сюжет выходит на первую позицию.


"камера" написана с мыслью об экранизации, как заведомый сценарий(был у В.В.Н. этап увлечения "синемой";) фильм не был снят, а роман получился самый быстронаписанный, самый легко- и быстрочитаемый из всего его наследия, "мыльный"), что не исключает "блестящих психологических и композиционных находок"), ну а оглушить страхом читателя нетрудно;
у меня была с этим романом история: я не поняла, (без обложки) что это Набоков - прочтя многое, показалось это произведение - проще Набокова;


«Камере обскуре» не повезло с единственной экранизацией,.. За кинематографичность пришлось расплачиваться литературе. По сравнению с другими набоковскими произведениями роману недостает плотности материи, композиционной отточенности. Послушная хлопкам кинематографической «хлопушки», «Камера обскура», в отличие от других произведений писателя, не способна распахнуть все ставни, люки и двери сознания.




Брайан Бойд ВЛАДИМИР НАБОКОВ: РУССКИЕ ГОДЫ


Полностью согласна :)


спасибо-спасибо-спасибо, Юль, за такое интересное мнение!!!!!
Думаю, что ты все правильно разложила по полочкам))) Видишь, как всё индивидуально! Со всеми плюсами полностью согласна, а минусы не стали для меня минусами...
Очень люблю этот роман!!! И почти всё у Набокова, но вот читала у него далеко не всё...


Спасибо, что ты не восприняла эту рецензию, как обиду или недооцененный твой совет.
В качестве ответа на мой запрос он подошел идеально. А мое невосприятие - это моя вина уже)


Да ты что????!!!! я и так-то никогда не обижаюсь, а уж тем более после твоего умного, адекватного и интересного комментария - тем более!!!!

А ведь правда под запрос подошел, да??? Мне сразу в голову именно этот роман пришел, как только прочитала твою вводную)))


единственно вероятный ответ - выход из игры


таким ответом миру заканчиваются почти все сиринские произведения: в окно уходит Лужин, в картину, в детскую фантазию - Мартын Эдельвейс, уходят Ганин и Смуров, уходит даже Цинциннат... А намерения, отведенные оставшимся - тоже уход, уход за черту морали, общих поняти о добродетели - уход на пределе психических сил...
Отражение экзистенций социальной невостребованности, духовной пограничности эмигрантской среды?) Или общечеловеческое?


Я думаю, что всё же - общечеловеческое. Пограничность эмигрантской среды - это всего лишь дополнительное средство для более удачной проявки фотографии.

И - да, я надеюсь очень, что мой отзыв вас не задел. Я - наверное - понимаю, чем он привлекает вас, и понимаю, отчего вы думали, что он мне понравится, но - у меня вышло не столько эмоциональное, сколько осознанное признание, принятие его таланта.


мне отзыв понравился;
я сама не знаю, "отчего ... думала, что он ... понравится", -интуитивно;
"осознанное приязнание "- тем лучше; никто не может ожидать от другого полной идентичности восприятия;
главное, что время потрачено с пользой и не без приятности