marfic

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 декабря 2011 г. 19:22

624

5

Об этом произведении написано столько, что я не буду пытаться охватить все аспекты, и намеренно опущу самые очевидные - личность Гумберта и природу его страсти.

На этот раз я хотела бы поговорить о Шарлотте Гейз. Вам не показалось, что она идеальная жена? Конечно, через призму Гумбертовского тщеславия она может показаться противной склизкой мещанкой, но... я и сама себя отношу к этому слою общества, так как живу его ценностями: материальное благополучие, здоровый духовный рост(не заводящий в бездны отречений от мира), забота о семье, воспитание детей. Вы только вспомните, как она любила Гумберта! Он дулся, а она брала его за подбородок и целовала. Она погрузилась в обустройство быта, вызывая презрение Гумочки, но разве это не было настоящим прекрасным занятием для любящей жены? Она хотела чтобы он верил в бога,как истая христианка она не могла не заботить о его душе, и это было еще одним проявлением ее любви. Сквозь гумбертовы очки она ненавидела свою дочь, но позвольте - та и впрямь была весьма скверная девчонка! И Шарлотта - как могла - заботилалась о ней. Она недостаточно любила ее? Позвольте, но ведь мы, взрослея, начинаем очень критично относится к родителям, а порой и перестаем любить. Так отчего же Шарлотта должна была безоговорочно любить эту ограниченную стервозу? Да, Лотта не идеал утонченного интеллектуала и эстета. Но будь я мужчиной я бы наверное боготворила такую щедрую, красивую и по-своему, по-житейски, неглупую жену.

Теперь немного о Лолите.
Как бывшая когда-то девочкой 12 лет и довольно развитой, могу сказать, что Лолитины ужимки, гримасы и проказы, питавшие Гумбертову страсть, свойственны в той или иной мере любой девчонке ее возраста. Мужчины и слегка порочные игры с ними чем-то волнуют, притягивают, завораживают, я очень хорошо помню это чувство. Конечно, далеко не каждая девчонка дает им волю, но испытывает, мне кажется, каждая. То же, что произошло с ней потом - прекращение после окончательного сближения с Гумбертом в совершенно мрачное и тяжелое чудовище, связано с тем, что столь ранний опыт сожительства оставляет очень тяжелый осадок на девичьей душе... Зачерняет, остается несмываемым пятном, постоянно раздражающим бельмом на глазу - отсюда и чрезмерная раздражительность Лолы. С годами этот (мягко говоря) дискомфорт пропадает, девочка зреет, интимная жизнь входит в естественное русло и мы закономерно видим перед собой Лолу последней встречи с Гумбертом. Удивительно, как Набоков так точно сумел передать не только линию Гумочки, но и Лолину? Откуда, из каких небесных закромов мог он узнать, что чувствует маленькая девочка, окунувшаяся в эту жизнь? Я не знаю. Я знаю лишь, что такое начало чувственный жизни, даже стертое с годами, оставляет неизгладимый отпечаток на женской душе. Это будущие женщины с изьяном, с щербинкой внутри. Ее стоит пожалеть, как бы она не была противна. Но все же как она мне противна!

И, наконец, главное, волшебное, диковинное и волнующее - то, за что я люблю Набокова.
Картины, картинки, образы, миражи, фотографии, литографии, снимки, все время перед глазами стоят какие-то изображения и не только - осязания, запахи, вкусы. Но это не убогая кинематографичность унылых в своей примитивности современных сюжетных поделок, это - истинная живопись - отражающая реальность, но не через голую точность и сухую объективность, а через таинственные мазки слов, неуловимую игру предложений, расфокусированность сравнений... О, этот Набоковский язык! Мои жалкие потуги описать его великолепие могут его только принизить. Возможно, не каждый его сможет принять. Но, на мой взгляд, это уже изъян восприятия читателя, а не минус Набоковского языка и стиля.

Комментарии

а мне Набоков не нравится :Ъ

+2 20.12.11

нет тебе прощенья! :Р

0 20.12.11

С огромным удовольствием прочитала рецензию )))

-1 20.12.11

Спасибо, Олесь! )))

0 20.12.11

Спасибо за рецензию! Тоже очень люблю Набокова за язык, образы, за детали.

-1 23.12.11

И вам спасибо за теплые слова и в мой адрес, а главное - в адрес ВВН )) Люблю его трепетно ))

0 24.12.11

некоторые рецензии доставляют дополнительное удовольствие от прочитанной книги. ваша - из их числа. спасибо =)

-1 29.12.11

Огромное спасибо за столь лестный отзыв!

0 29.12.11

Хорошая рецензия, мне даже произведение перечитать захотелось)

-1 29.12.11

Спасибо, это очень щедрая оценка для этой рецензии!

0 29.12.11

а как вы к Гумберту относитесь? потому что, лично меня, именно этот персонаж задел больше всего и вызвал возмущение и неприязнь к самому произведению.
хотя набоковский язык и его талант создания таких реалистичных образов, шикарны, согласна!

0 29.12.11

Знаете, я ему сочувствовала. Он потакал своей страсти, вместо того чтобы бороться - это неискупимая вина. Он ужасный сноб, в моих глазах это порок тоже отвратительный. Но все же я ему сочувствовала. Ведь он был так беспомощен в своей страсти, так уязвим, так предан, так глубок... хоть и низок... Набоков сумел вселить меня в его шкуру, я его поняла, а поняв - уже не можешь презирать или ненавидеть.

+1 01.01.12

Очень люблю Набокова и его язык, обожаю Лолу, но ко всем персонажам отношусь... не знаю, это не нейтрально... Я их принимаю такими, какие они есть, ни в чем не осуждая, но понимая.
Спасибо за рецензию.)

0 29.12.11

Да, мудра, мать! Я тоже их принимаю, просто с каждым прочтением проникаюсь даже симпатией, что ли.. более глубоким пониманием и проникновением... Одназночно перечитаю еще не раз! Спасибо за отклик и теплые слова!

-1 01.01.12

такое начало чувственный жизни, даже стертое с годами, оставляет неизгладимый отпечаток на женской душе. Это будущие женщины с изьяном, с щербинкой внутри



Хочется, конечно, согласиться. Однако с "изъяном" - не могу. Не вдаваясь в природу любой человеческой души: изъян - это всё-таки что-то сугубо негативное, а такие женщины, как вы (с Набоковым) описали, могут быть совершенно добрыми, милыми, заботливыми, "идеальными" только с тоской или агрессией. Но никак не с "изъяном" ИМХО.

Простите за казуистику :)

+1 29.12.11

Да, наверное вы правы, изъян - не самое точное слово, именно поэтому я, чувствуя его неточность, написала потом о щербинке ))) В одном слове не смогла правильно выразить того, что чувствую... ))

0 01.01.12

Я, наверное, несколько неправильно выразилась. Не хотелось бы, чтобы мой комментарий понимали, как оправдание распутных девушек. Вы просто писали, что

"ранний опыт сожительства оставляет очень тяжелый осадок на девичьей душе"



А я в свою очередь не согласилась с "изъяном", но только указывая на тех, кто, например, поддавался насилию или иным образом претерпел что-то нехорошее в плане личной жизни в ранней жизни. Естественно, если таков личный выбор самой юной девушки, то оправдать я такого не могу.

0 29.12.11

я не люблю с житейской точки зрения умных женщин)))

0 29.12.11

Хм, ваше право. Они скучны? Они серы?

0 01.01.12
  • 1
  • 2