8 октября 2011 г. 12:47
95
4
– А как же вся жизнь человеческая за миг до смерти проходит перед глазами? А потом труба, коридор, и человек видит себя со стороны, родственников своих умерших?
– Это – сон, – ответил человек-дерево. – Сон разума. Мозг засыпает, и ему снится последний сон…
Прочитав, пожалуй, самое объёмное произведение Дмитрия Липскерова, понял, что авторская манера стала для меня узнаваемой (см.комментарии со спойлерами). В отличие от предыдущих работ, размашистый "сон разума" начал "затягивать", когда я дошёл примерно до середины. Заметил, что автор использует приёмы, назовём их так, булгаковские (имея ввиду "мастера с маргаритой"), хотя реализация и отличается довольно ощутимо. Короче, не Булгаков, конечно, но из этих. Ну, а так, фантазии автору не занимать, сюжетными поворотами он прямо-таки фонтанирует, так что не заскучаешь. Тут вам история любви и не одной, чудеса в решете и прочее и тому подобное: намешано много и оформлено, как подобает.
Задним числом узнал, что Липскеров считается представителем магического реализма. Сам я так не считаю, это всё же ближе к постмодернизму. И вот тут обнаруживается дилемма, потому, что как сказочник (магический реализм) - Липскеров чудо, как хорош, а вот в постмодерне он не дотягивает, поскольку никаких особых идей вы тут не отыщите. Просто истории, просто несколько параллелей, которые в конце-таки сходятся, но в фокусе только покус.
Подытожу. Самая навороченная книга у него на данный момент, читать было интересно, но объём великоват для настолько безыдейной книжки. Но каждый, я думаю, найдёт тут чего-то для себя. В целом, неплохое чтиво для отдыха от мирских сует. Но лучшим для меня у писателя пока что остаётся Осени не будет никогда .
Комментарии
Есть мнение, что рецептура Липскерова проста, набор ингредиентов - это представители силовых ведомств, кавказцы, пара-тройка грешных маргиналов и несколько сверхъестественных явлений для колориту. Пока не встречал исключений из этого правила. Но не могу сказать, что это раздражает, скорее грозит набить оскомину.
Раздражает то, что все книги Липскерова имеют одну и ту же схему-фабулу: несколько параллельных историй под углом в общий замес. Выходит шкодно и талантливо, спору нет. Подозреваю даже, что у автора есть волшебная коробка, в которую он кидает несколько никак не связанных между собой историй, потом хорошенько встряхивает, и - вуаля! - роман готов. Но в целом, однобразие и похожесть книг утомляют и требуют тайм-аута. То, конечно, не жирный минус, но и не + 1.