like_vergilius

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 августа 2011 г. 12:57

119

5

Эсхил, "Скованный Прометей" (другой вариант названия "Прометей прикованный")
Известнейшее произведение "отца трагедии" Эсхила (525-456).
Сила эсхиловского Прометея поражает. Титан, восставший против Зевса и при этом безусловно признающий власть Судьбы ("Мы все - ничто пред волею Судьбы!"), подаривший людям огонь, научивший их "искусству, знанью, мудрости", поселивший в них "надежды слепые", которые помогли забыть о неизбежности смерти. Прорицатель, знающий о том, чему должно случиться.
Остальные действующие лица, среди которых есть и боги (Гефест, Гермес), и еще один титан (Океан), выглядят значительно слабее и безвольнее, чем побежденный Прометей. Женские персонажи мягко оттеняют махину образа Прометея: хор нимф, трогательно сопереживающих его страданиям ("Не изменим, не покинем Одинокого страдальца, Будем горе с ним делить, И покажем, что измену Ненавидим всей душой!"), и Ио, превращенная в корову, как еще один пример жертвы божественной жестокости. Судьбы Ио и Прометея отдаленно перекликаются. Прометей предсказывает Ио ужасные мучения, которые, однако, закончатся благоприятно (Зевс возвратит ей первоначальный облик и разум, и Ио станет родоначальницей нескольких поколений героев (Эпаф, Геракл)). Таким же видит Прометей и свое будущее: в конце концов потомок Ио "снимет цепь" с титана.
Отдельно хотелось бы сказать про аллегорические образы Власти и Силы (последняя - "немое лицо"). На мой взгляд, современный театр многое теряет, отказываясь от аллегорий. Только представьте: на сцене - "Горе от ума", эпизод, например, с Молчалиным и Софьей, один из знаменитых диалогов. И вдруг! Из-за спины Молчалина появляется зловещая фигура Притворства. Рядом с Софьей - Любовное Ослепление. Можно пойти еще дальше. По телевизору идет передача о Сталине. С помощью компьютерных технологий на дальнем плане кинохроники, едва заметная, маячит Деспотия. И так далее.
Но вернемся к Эсхилу.
Пожалуй, Прометей - именно тот образ в литературе, давший начало целой плеяде героев-бунтарей, способных восстать против высшей силы: Каину Байрона, Демону Лермонтова и пр. С трудом верится, что тему способности личности (хотя Прометей еще не совсем личность для литературного произведения в нашем понимании) восстать, воспротивиться тирании, несправедливости, угнетению себя и других возможно было развить уже в пятом веке до нашей эры.
Феноменально.

Комментарии

Замечательная рецензия! Хочется перечитывать. особенно впечатлило про "аллегории и современный театр". Действительно, мы многое потеряли

0 16.03.12