27 марта 2019 г. 20:18

9K

3 Лютый треш. Бессмысленный и беспощадный.

Когда книга начинает мелькать в ленте, я не спешу браться за нее сразу. Наученная горьким опытом знаю - нам не избежать совместного проведения досуга и с интересом жду, каким поводом воспользуется книга, чтобы мы остались один на один. Мне интересно сколько времени ей понадобиться, чтобы приблизить момент, когда она придет, довольно ухмыляясь и поставит меня перед фактом - теперь она часть моей жизни и все мое свободное время будет принадлежать только ей. Претензии предъявлять поздно, предупреждение было вывешено заранее. Остается только надеяться, что столь настырная книга окажется правильной компанией и сможет меня не только развлечь, но и чему-нибудь научить. Например тому, что чем меньше в книгу заложено смысла, тем сильнее она гремит.

Начало - визитная карточка любой книги. Не понравится начало, может стать безразличен финал. Выложит автор в самом начале все козыри, опять плохо - финал разочарует. В этом плане у прочитанной книги идеальное рассредоточение мрака, тлена и безысходности. Размазано равномерно и очень зрелищно. На любой странице романа найдется чем пощекотать нервишки. А первая часть (из четырех) еще и отправляет в нокаут авторским стилем. Предложения короткие, простые, чтобы ни в коем случае не спровоцировать мыслительную деятельность. Дыши глубже, дорогой читатель, представляй картины чужих страданий и радуйся, что все это происходит не с тобой. Стиль напомнил мне книги, которые писали в те славные времена, когда авторам платили за количество слов. Букв много, смысла ноль. Одни спецэффекты, в которых уровень мерзотности строго дозирован, чтобы скучающий читатель взбодрился настолько, чтобы не выронить книгу из рук и долистать хотя бы до середины, ужасаясь тому, как жилось лет двести назад и чтобы при этом не отложил книгу со словами: "Это я не ем, я не козел."

Книга на редкость кинематографична. Два, гмм, индивидуума, ведущих расследование, напомнили мне героев сериалов Хроники Франкенштейна и Алиенист. Это узнавание обладает двойственным эффектом, поэтому плюсы нейтрализовали минусы. Два призрака дома Индебету. Для простоты буду звать обоих детективами. Оба - не идеальны, одиноки, уязвимы, в чем-то ущербны. Разные по телосложению, жизненному опыту, мышлению и степени контроля за эмоциям, они дополняют друг друга в достаточной степени, чтобы составить идеального детектива, способного двигать сюжет, удерживать интерес к происходящему и даже раскрыть дело. К тому же, их дуэт - плохо замаскированный капкан сентиментальности. Забудешь проверить тропу, по которой ведет тебя автор, ломом скептицизма, готовься страдать.

Упершись в тупик в конце первой части, оба детектива благоразумно отступают в тень. Уступают место под солнце другим героям. Тем, кто способен пролить свет на личность преступника, поймавшего комарика и не спеша отрывавшего тому ножки и крылышки. Главному герою второй части действительно есть что рассказать о совершенном преступлении. Меняется авторский стиль. Уходит угрюмая простота. Сюжет освещает солнце. Радость наивной юности придает повествованию легкость и поэтичность. Сбросив оковы мрачности, роман обретает крылья. Не надолго. Не та это книга, где возможен хэппи-энд. Мечта рассказчика была благородной, но лучше бы она не сбывалась.

Повествование во второй части ведется от первого лица, придавая ей глубины, тонкости и серьезности. Появляется возможность заметить не только действия, но и эмоции, чувства, мысли. Зарождается сопричастность персонажу. Жаль, что автора на всю книгу не хватило и в третьей части вернулся взгляд со стороны. Кукольный театр. Герои где-то ходят, что-то делают. Аттракцион неслыханной зрелищности. Смотрите и ужасайтесь. И не вздумайте спросить себя, нужна ли третья часть для сюжета. Мне не повезло, я задумалась и пришла к выводу - выкинь третью часть из книги и на расследовании преступления это никак не скажется. Героиня третьей части, как и ее история нужна только для одного - чтобы комната не выглядела пустой.

Четвертая и, к счастью, последняя часть книги возвращает нас к детективам. Теперь сюжетные линии всех представленных персонажей должны собраться, как пальцы в кулак, и бить по нервам читателя. История монстра и его мотивы вызывают соблазн возмутиться склонностью автора запрягать в одну телегу соленое и красное. Но это уже сделали в книге трупные черви, так что можно не суетиться. Главной теме романа - бессмысленной жестокости - эти мотивы соответствуют, вот и ладно.

Современные писатели не перестают меня радовать своим умением продавать красивую упаковку внутри которой ничего нет. А также своей способностью создавать видимость оригинальности, опираясь исключительно на уже существующие идеи. И автор прочитанной книги - не исключение. Вот берешь в руки роман, а в нем вдоль дороги штампы с косами стоят. И тишина. Ни шороха смысла. Да и откуда ему взяться. Когда автор вписал в свое произведение все темы, которым полагаются быть в современной литературе, для смысла места не остается. Зато читается легко, практически не задействовав мозг. И стоит ли волноваться пройдет ли роман испытанием временем, если сегодня о нем говорят и хорошо покупают.

Книга прочитана в рамках игр Книжное путешествие и Царь горы.

Ветка комментариев

Все комментарии