Djetty

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 марта 2019 г. 19:32

3K

4.5

Это небольшая повесть классика научно-фантастического жанра Айзека Азимова, замечательная и по замыслу, и по исполнению, с оригинальным сюжетом и неожиданной развязкой, с живым главным героем, но – что важно – с актуальной проблематикой. Она не только рисует картину далекого будущего, в котором можно уловить экстраполированные тенденции настоящего, но и рассматривает вопросы развития человеческой личности, обучения и образования, а также устройства общества. Темы нанизываются одна на другую, раскрываясь постепенно, как распускающийся цветок, обнажающий свою сердцевину.

Действие происходит на Земле в далеком будущем (примерно четыре тысячи лет прошло с нашего времени). Технический прогресс, объем накопленных за тысячелетия знаний обусловил необходимость ускорить процесс обучения до минимально возможного срока и сделал возможным превратить его в мгновенный процесс. Люди этого времени не посещают учебные заведения, не читают книг, хоть это и не возбраняется, не учатся другим способом, кроме как единственно определенным, целесообразным, установленным повсеместно. Нужные знания практически мгновенно записываются в мозг: в 8 лет – умение читать, в 18 лет – знания по профессии. Причем какую именно специальность избрать решает не сам человек; предрасположенность (по физиологическим параметрам) к той или иной профессии определяет сложная техническая аппаратура. Вот и все образование.

Кажется, легко и просто, очень удобно, ничего делать не надо (тут кстати, остался без ответа вопрос, что дети до 18 лет делают, если учиться им не надо, а работать еще не обучены). Но у этой системы больше недостатков, чем достоинств. Во-первых, такая мгновенная подготовка способствует сужению специализации: обученные по одним лентам не могут работать с техническими новинками, вышедшими чуть позже, а научиться этому не знают как. Корпорациям такие специалисты с устаревшими знаниями уже не нужны, и они предпочитают нанимать новых, а куда деваться старым?.. Во-вторых, сам подход выбора профессии однобок, который основан исключительно на способностях человека без учета его собственных желаний. Насколько счастлив будет человек, если получит работу, о которой не мечтал, пусть и выполняет ее без усилий, потому что умеет и знает? Будет ли он достаточно мотивирован выполнять то, к чему не стремится? А ведь если не лежит душа, не будет ни запала, ни энтузиазма, ни увлеченности делом… Не будет любви к профессии и в итоге к результатам своего труда, не будет желания эти результаты совершенствовать… Люди превратятся в простые винтике в хорошо отлаженном механизме... пока из него не посыпятся!

От этого вопроса тема плавно перетекает к следующему - проблематике творчества в работе, важности свободного и самостоятельного мышления, стремления к знанию, к саморазвитию. Ведь в образовании важен не только результат – накопленные знания, - но в большей степени и процесс, в ходе которого формируется личность. А без таких самодостаточных, самостоятельно и творчески мыслящих людей не будет прогресса.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!