24 января 2019 г. 14:04

228

2.5

Недавно ужасалась стерилизации 60 000 в счастливой Швеции и отмечала, что родные ужасы как-то милее. Данная книга меня и от истории скандинавской державы слегонца отвратила; некоторые персонажи - реальные исторические личности (несомненно, факт отвращения является свидетельством авторского таланта).
Нуар! Смрад, болезни, вездесущее говно, шлюхи (в том числе и содомиты), сношающиеся с цирковыми уродцами и полутрупами аристократы (с учётом временной привязки я отказываюсь верить, что Безухов или Болконский занимались подобным, не надо меня разубеждать!; да и сам автор из древнейшего шведского рода, аж до XIII века родословная...). Задачка, так-то, стоит передо мной (рецензентом) сложная. Являются ли детальные описания ампутирования конечностей (здесь важен еще и посыл, например, ‘Рассечение Стоуна’ начинается с достаточно кровавой операции, сопряжённой с родами, но там человека пытаются спасти, а не калечат во время пыток) , поедание собственных испражнений и секс с остатками тел - привычным лейтмотивом детективных триллеров? Главный минус 1793 в том, что автор смешал и реальные исторические ужасы, которым я бы хотела сопереживать, и извращения, и маньяка, и изнасилования, и кучи говна, - получается, что читатель закрывается от книги. Ну, кто может подобный объем прострадать? А тогда не остается у читателя истинных эмоций. Я даже начала сомневаться: что со мной не так? Это же страшно, это плохо, это больно, это недопустимо, но я-то читаю, и меня уже не трогает. Историческая достоверность - ок. Описание женской трудовой тюрьмы - ок (я же читаю про лагеря). Описание трупа, чтобы было пострашнее - тоже ок. Но если добавить ещё подробные описания самого процесса маньячества, коррупционеров, озабоченных бомжей, изнасилования, и какую-то манию все перемазывать говном - то мозг просто немного отключается. Замалчивать или чрезмерно табуировать какие-то темы тоже не стоит, наоборот интерес подогревается и проч., но концентрация подобного в одном художественном произведении - это слишком. Так-то ведь автор явно талантливый, я не могу сказать, что очень жалею о прочтении. И нет, я не пишу это, потому что боюсь признаться в любви или в одобрении к чему-то, что принято осуждать. Вот смотрите: обожаю Собянина! :)))
Я просто давненько отошла от этого жанра (даже Несбе иной, младенчик, практически! А я его ещё берсерком считала латентным...), поэтому если сейчас подобным никого не напугать, то можно побеседовать и о плюсах.
Несомненно, - атмосфера. Слог. Все встаёт перед глазами (с учётом вышеуказанных тем, иногда лучше бы не вставало, а то потом и ком в горле встать тоже может). Харизматичные персонажи! Правда, главный сыщик сочетает в себе черты сериальных гениев последних лет. От этого он не менее симпатичен. И, да, у него естественно есть помощник (отставной солдат, но хотя бы не доктор), играющий больше роль мышечной силы. Части написаны не только от лица разных персонажей (и идут от настоящего к прошлому), но даже и в разной стилистике! Включая дневниковые записи (а-ля Печорин, только в стиле ‘Карты, деньги, два ствола’ - я прониклась). Минус один - сюжет построен так, что вы убийцу распознать не сможете. Он вам не представлен. А вот в финале ждёт классический разговор сыщика и маньяка по душам. И мотивы преступления тоже сами не сможете разгадать. Многим это важно, знаю, попытаться обыграть автора.
Смыслы. Уф. Пожалуй, книга эта в большей мере человеконенавистническая. Мы - просто море кишащих порочных животных, алчущих революций, денег и кровищи. Ничего нового. Вот только у автора все приобретает инфернально-беспросветные масштабы. Надежда есть, но такая крохотная. Даже неловко. Мне, как человеку верящему в единорогов, тем более. Если задача автора показать, какие звери притаились в нелюбимых и обиженных людях - он ее выполнил на все 100. Как и показ неоднозначности справедливых и правильных поступков. Но, в принципе, нам и Вторая Мировая это вот всё продемонстрировала.
Пожалуй, Швеции нужны такие книги, потому что у них сейчас все слишком хорошо. Парадоксально, но отсутствие преступности тоже вредно для психологического здоровья нации, поэтому необходимы инъекции ужаса.
Вывод из всего можно сделать один: берегите от жестокости своих детей. Растите их в любви. Учите их любви. Дайте миру шанс.
|| Удивительное дело, но крестный отец этой книги - Фредерик Бакман.
|| А ещё у нас в кое-то веки сохранили оригинальное шведское название. На английский же перевели так: The Wolf and the Watchman.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!