21 января 2019 г. 20:34
811
4 Железнодорожная история
Век живи - век читай... всегда найдётся автор, у которого освоена всего одна книга.
И удивляешься такому пробелу совершенно искренне - имя известно, кадры из фильмов мелькали перед глазами и даже книга, как это ни странно, есть в домашней библиотеке, а читал мало ...стыдно.
Что такое книги Жапризо? Это роман-подозрение и роман "о том какие мы есть".
Франция 50-60х годов - именно об этом периоде можно многое узнать из книг автора. О совсем молодых людях, иной раз провинциалах, которые только-только приехали в большой город, за новой жизнью, за счастьем...но вынужденых барахтаться в житейском море. И никто не скупится на подробности о персонажах - для каждого находятся слова - для жертвы, для преступника, для свидетеля. Знакомство с каждым предусматривает не только приотрывание завесы перед внутренним миром, но и сопереживание. А это не так часто можно встретить на страницах детектива.
Очень часто, и независимо от того преступник перед нами или жертва, герои попадают в ловушки - по неопытности, по глупости или от того, что их искусно направляют по этому пути. Неоднократно они вообще не понимают как выпутаться из этой ситуации, а в " Купе смертников", несмотря на казалось бы безвыходную смертельную ситуацию, не теряются, а поневоле становятся сыщиками. Преследуемый становится победителем и карает преступника.
Полицейские, глазами Жапризо, выглядят не очень привлекательными - некоторые из них неплохие парни, но уж очень усталые, побитые жизнью и системой, так и хочется добавить трачены молью. Вроде бы они и работают усердно, но результатов маловато. Для комиссара Таркена отведена слегка пародийная роль человека неустанно поучающего, восхваляющего своё великолепное чутье в расследовании и ... умение правильно, гладенько, а главное вовремя составить отчет.
Поскольку детектив французский и полицейский комиссариат расположен все на той же знаменитой набережной Орфевр, сразу возникает сравнение с Мегре и его командой. И тут нам становится понятно, что при классической детективной завязке истории, Жапризо нарушает каноны - его полицейские совсем не герои, они чинуши - один давно потерял интерес ко всему, кроме сочинения рапортов; другой неудачник, не блещущий логическими заключениями.
Снижение персонажей, которые ведут расследование, подразумевает возвышение роли жертвы - равновесие должно быть соблюдено. Безусый юнец, сбежавший из дома и сам разыскиваемый полицией - выполняет всю работу по разоблачению.
Ещё одно из противоречий методу Нокса - ограниченное количество персонажей и подозрение, которое падает на каждого по мере продвижения к разгадке. В "Купе..." это традиционное правило нарушено, при некоторых сомнениях полицейских, читатель заранее уверен в ошибочности многих подозрений.
А вот разгадка необычна и если вы незнакомы с другими романами Жапризо, то не раз удивитесь из чего вырастает это преступление, из того как это произошло и персонажам, напрямую замешанным во всем этом деле.
Комментарии
Открытого финала не помню, надо, конечно, перечитать как-нибудь заново его книги (уже и издания новые прикупила). Во всяком случае, в "Даме в очках и с ружьём в автомобиле" и в "Прощай, друг" точно финал определённый, без всяких домыслов! А вот в "Убийственном лете" не до конца уверена, помню, что там история с разных ракурсов подаётся, а вот понятно ли на 100%, кто злодей, не припомню. Для себя-то я, естественно, решила, кто, но...надо перечитывать)))
Какая ты молодец, Вика, как правильно отметила все особенности этого романа, включая авторские нововведения, и то, как он нарушает законы жанра! Действительно, как задумаешься, что это всё та же набережная Орфёвр... А потом ведь будет знаменитый бессоновский "Леон", в котором усталые сыщики превратятся в безжалостных монстров. Но пока ещё не все так плохо :)
Я очень рада, что тебе понравилось "Купе"!