Рецензии на книги издательства «Ин-т им. Андрея Тарковского»

Оценка ZhenyaBezymyannaya:  3  
А я Д’Артаньян

«Мартиролог» Тарковского, если убрать оттуда чисто дневниковую фиксацию событий, сводится к нытью, брюзжанию и поливанию грязью всего и вся. Так часто бывает, когда кто-то как творческая личность – гений и глыба, а как человек – говно.

Оценка Cuore:  0  
Сталкер

Тарковский – гений, и это, пожалуй,то, с чего нужно начать, потому что дальше всё будет непросто со всех точек зрения, но прежде всего – любая точка зрения субъективна, закрепим и это.

Дневники Андрея Тарковского отдали в публикацию, разумеется, его родственники – тут можно рассуждать: а хотел ли автор, или не хотел ли, а вот видно (чего-то там) по тому, какон писал, или не видно это самое желание, выбирал формулировки, не выбирал. Тут мнения у рецензентов расходятся (стоит тут вскользь заметить, что прочитав дневники и вспоминая любые интервью Тарковского станет ясно, что он говорил так же, как писал, выбирал ли слова или нет – просто был образованным человеком с порой излишне вычурной речью, заломом рук и покусыванием усов).

Итак, дневники, со всем нервным почерком и отличными рисунками… Развернуть 

Оценка EkaterinaZakurina:  3  
Великий человек – общественное бедствие.

Так, с далеко не легкой руки Андрея Арсеньевича эта китайская мудрость стала заголовком рецензии по его дневникам. Что я могу сказать? Чтиво занимательное, местами интересное, местами восхитительно скучное. Хотела бы я повторить этот опыт? Вряд ли. Формат дневников мне не близок: не хочется видеть кумира (ну или как в данном случае, просто известного человека) в периоды слабости, апатии, депрессии. Не хочется копаться в чужом грязном белье, а в биографии Андрея Арсеньевича этого белья навалом. Конечно, почитать чужие умные мысли иногда интересно, но давайте посмотрим, что мы видим здесь.

30% книги занимают списки. Списки долгов, списки актеров, списки претензий, списки покупок, списки трат, списки фильмов... Списки-списки-списки...

Кстати, по этой причине слушать книгу не представляется… Развернуть 

Оценка bikeladykoenig:  0  

Образ: на табло появляются строки - «2 декабря. Забыл: позавчера была встреча со зрителями в Калининграде». Внезапно тучи на пасмурном небе выкладываются в огромную букву «И» и знак вопроса. Титры. «И» или «Ииииии????» относится не только к моему городу. Автор был в стольких местах, мог написать, какое впечатление они на него произвели. Впечатления от окружающего мира в поездках в книге представлены очень скупо. В книге много другого, есть большое количество фотографий.

В «Долгой прогулке» я уже читала книгу о Тарковском, за авторством Паолы Волковой. В моём отзыве к той книге была выписана цитата о том, что у режиссёра был сложный характер, «Он вспыхивал, обижал, был жестким. Влюблялся и разлюблял». По дневниковым записям сложный характер режиссёра виден, в «Мартирологе» очень много… Развернуть 

Рецензия экспертаДомашний диванный Эксперт Лайвлиба
Дополнительные действия
Оценка ulyasha89:  3.5  

Мне нравится читать дневники знаменитых людей. Все знают Тарковского, как гениального режиссера. А в этих дневниках мы видим его личность.
В "Мартирологе" много рабочих заметок. Как он подбирал акторов, оценивал их. И думал над съемками своих фильмов. Злился, что не выделяют денег.
Но мне больше интересна его личность. Оказалось, что в обычной жизни он непростой человек. Он много осуждает людей за их недостатки. Много жалуется и ворчит.
Не зря говорят, что творческие люди необычны. В Тарковском сочетались гениальность режиссера и нелегкий характер. При этом он очень любит свою семью. Хотя и часто пишет, что чувствует себя одиноким. Такая вот противоречивая натура.
У него сложные отношения с родителями и бывшей женой. Она не позволяет ему общаться с сыном и они отдаляются. Мне как матери… Развернуть 

Рецензия экспертакоторый всё больше знает о книгах все меньше
Дополнительные действия
Оценка paketorii:  4.5  
Книга жалоб, предложений, обвинений и самовосхвалений

Ещё один камень в мой огород. Слышал ли я про Тарковского? Конечно, даже видел (но вроде не полностью) Сталкера и Солярис. И точно буду пересматривать этого режиссёра, ведь к сожалению, это дело можно закончить в 2-3 дня. Или растянуть до конца года. Я сам пока не знаю, не решил, поскольку нахожусь в сильном смятении и смущение. Читать чужие дневники не правильно, лично мне даже стыдно. Это слишком личное, сокровенное и душещипательное. Опять же, сугубо в моём личном понимании, дневнику доверяешь всё своё тайное, словно разговариваешь со своим лучшим и единственным другом - отражением в зеркале. И именно этих откровений я и не увидел в этих дневниках. Да, он раз за разом жалуется на одиночество, но я чувствовал в его словах постоянную недосказанность. Так бы и подумал, что просто мне… Развернуть 

Оценка Krysty-Krysty:  3.5  
"Время - лишь способ общения"

Если будете заставлять ребенка смотреть фильмы Тарковского, он однажды вырастет и заблудится в Долгой прогулке.

Я много думала о матери во время чтения Мартиролога. С ней первой связано имя Тарковского. Это она заставляла меня в детстве смотреть "Зеркало" и "Жертвоприношение" (а также полуночные трансляции итальянских опер): "Дурочка, это искусство". И я задумалась, не оставить ли это элитарное искусство случайными кадрами детской памяти - что-то в этом обрывочном несознательном есть от самого стиля Мастера.

И всё же параллельно с чтением впервые полноценно пересмотрела (оставив любимого незаставляемого "Сталкера" на отпуск, чтобы одним глотком, а не крошками). Да. Это искусство. Для меня скорее визуальное. Текст, сюжет кажутся вторичными, но надо еще пересматривать, возможно, визуал… Развернуть 

Оценка Cornelian:  4  
Мелочности жизни

В детстве или юности видела два фильма Андрея Тарковского: "Зеркало" и "Солярис". Уже не помню понравилось ли "Зеркало", но с "Соляриса" я полюбила Станислава Лема. Слышала и читала про Тарковского только, что его творчество элитарное, "не для всех" и для почитателей киноискусства обязательно надо познакомиться с ним.

Дневники, как жанр при выборе, что почитать, обходила, но после прочтения "Мартиролога" подумала, что надо приглядеться и почитать чем жили интересные для меня исторические личности. Сама в юности пробовала вести дневники. Потом перечитала. Не понравилось.  Больше вести не стала.

Впечатление от дневников Андрея Тарковского смешанные. В них есть все, что волновало его в жизни: семья, работа, дом, планы, идеи, сны. Название "Мартиролог" - перечень страданий. Страданий в… Развернуть 

Оценка lelyabaranka:  4  

Компания MeditationProduction представялет новую персонализированную программу медитации-визуализации разработанную совместно с Андреем Тарковским.

Вам потребуется стакан теплой воды, который нужно держать под рукой на случай жажды. Коврик для йоги или удобный плед. Абсолютная тишина.

Сядьте в удобную позу или примите позу шавасана.
Дышите спокойно, вбирайте в себя энергию и отпускайте ее. Позвольте воздуху войти в вас и выйти.
Сосредоточитесь на своем теле, почувствуйте правую пятку, теперь левую пятку.
Вдох. Выдох.

Возможно вы чувствуете себя зажатым, постарайтесь расслабиться.

Глубокий вдох. Выдох.

Представьте сценарий вашего фильма, вы написали его с первого раза. Вот вы идете просить финансирование для съемок. Заходите в кабинет и вам с первого раза дают денег на реализацию проекта. Вы… Развернуть 

Оценка OlichLelich:  4  
Какова цена гениальности?

С работами Андрея Арсеньевича Тарковского я познакомилась довольно давно, больше десяти лет назад. Первым для меня был фильм "Сталкер"  и это любовь с первой минуты и на всю жизнь. Потом было "Зеркало" , "Рублев", "Солярис" и дальше по списку все работы которые можно было найти. Но "Сталкер" стал для меня синонимом к имени Тарковского. И сейчас познакомившись с его дневниками я только подкрепила свою уверенность в этом.

Его записи как и и его фильмы, если смотреть поверхностно, не вникая, не стараясь поймать волну автора, то кажутся жутко сумбурными. В них все подряд и какие-то записи планов на день или месяц в перед, какие-то подсчеты перемежаются с размышлениями о жизни, о том что происходит вокруг.  Но если всматриваться проживать и пропускать через себя, так же пытаться найти и понять… Развернуть 

Оценка Gwendolin_Maxwell:  3  

К сожалению, я не знакома с творчеством Андрея Тарковского, хотя разумеется, слышала о нем. Тем более мне было интересно узнать о жизни такого человека. Не знаю, чего я ожидала, но прочитанное мне не понравилось. Меня постоянно преследовала мысль, что я будто читаю чей-то ежедневник. Потом приходилось себя одергивать, ведь я действительно читаю ежедневник (ну ладно, дневник). Когда я была совсем юной, я пыталась писать дневник. И знаете, это сложно. Очень сложно выискивать в прошедшем дне (ежедневно!) что-то стоящее того, чтобы быть записанным. Через месяц я сломалась.

А Андрей Арсеньевич Тарковский - не сломался. И жаль!

Мне кажется, будь его биография описана в виде повести, было бы намного интереснее. Разумеется, в таком случае мы не смогли бы получить его личную эмоцию, это было бы… Развернуть 

Оценка BujakWellaways:  4  

Касательно Тарковского есть много неоднозначных отзывов: одни считают его гениальным, другие - занудным. Мне он показался ни тем, ни другим, скорее, непонятым человеком, который пытался балансировать между жаждой творить и жизненными проблемами, ограничениями.

Данное издание представляет собой сборник из семи дневников. Книга разделена на несколько частей, каждая из которых посвящена определенному периоду в его жизни. Например, первый раздел охватывает временной промежуток с 1970 по 1974 год. В тот момент «Солярис» только выходит в мировой прокат, и Тарковский начинает работу над новым проектом под рабочим названием «Зеркало». Он проводит много времени и над другими сценариями, которые остаются недоработанными, его посещают тревожные мысли о долгах, беспокоят проблемы со здоровьем. Еще… Развернуть 

Оценка DardagnacPrawns:  2.5  
Дневники снежинки среднего возраста

Про что: симулятор жизни советского режиссера (Андрея Тарковского).
Читать "дневники" Тарковского, которые он вел с 1970 по 1986 года интересно, но тяжело. Автор производит впечатление очень неприятное. Не вызывает ни малейшего сострадания, ни уважения. Иногда трудно поверить, что это записи человека старше 40 лет, а не незрелого подростка, которому все должны и всё бесит. Мания величия невероятная, можно использовать в шкале а-ля "оценить манию величия по шкале от 0 до Тарковский". Себя воспринимает как гения, а вот все кругом тупицы и бездари. Людей, о которых нашлись в кирпиче на 624 стр. положительные слова, - можно посчитать по пальцам одной руки. Ровное доброжелательное настроение – признак воспитанного человека. Нет, он не про себя, конечно. Не знаю, кто писал эту смешную аннотацию про " ...трогательное восхваление жизни, полное надежды и веры, даже перед лицом смерти,… Развернуть 

Оценка strannik102:  4  
И не друг, и не враг, а так...
I

Сразу расставлю быка за рога и возьму все точки над И — у меня довольно непростое отношение к Андрею Тарковскому. При всём при том, что смотрел и не без удовольствия его «Сталкер» и «Солярис» и чуть с меньшим удовольствием «Зеркало» и «Ностальгию». Однако, по здравому размышлению, есть предположение, что в Солярисе я люблю не Тарковского, а Станислава Лема, в Сталкере — братьев Стругацких, а в Зеркале и Ностальгии — Олега Янковского, Эдуарда Артемьева и других великолепных актёров и творцов.

При этом нельзя сказать, что именно не люблю Тарковского — такая формулировка предполагает активное негативное отношение. И нелюбви как эмоционально-чувственного отношения нет. Но нет и любви. Скорее есть понимание (от ума) особенности Андрея Тарковского как кинематографической величины, но только от… Развернуть 

Оценка cat_in_black:  4  
Бытовые записки легенды.
«Не помню, писал ли я в этой тетради о спиритическом разговоре с Пастернаком, вернее, с его душой. Лень перечитывать. Он сказал в ответ на мой вопрос: «Сколько я фильмов еще сделаю?» - следующее: «Четыре».
Я: «Так мало?»
Пастернак: «Зато хороших»

Помню воду. Она везде. Течет, льется, бежит, журчит. Для него это символ. Та моментальная струя, которая так отдавала мигренью, когда зрение затуманивалось и все вокруг смотрелось через мутноватую гладь воды. Фильмы тоже неспешно текут, переплетаясь с водорослями вопросов, недосказанностью, индивидуальностью. Кино для всех – это же быстрая еда, фастфильм, послевкусие которого абсолютно не застревает в мозговых извилинах. Его Фильмы же – индивидуальности, пересматриваются раз за разом и каждый кадр заново проживается, как интеллектуальная… Развернуть 

Оценка nurialucky:  3  
Одинокий гений

Моё знакомство с творчеством Андрея Тарковского ограничивается лишь одним его фильмом - "Солярис". Очень странный, непонятный (для меня) по задумке и оригинальный по воплощению. Возможно когда-нибудь мне захочется посмотреть и остальные, но чувствую что не скоро.
Это тот самый случай, когда надо вдумываться и анализировать каждую сцену, как послание, символ или предостережение.
Некоторые фразы в дневнике, меня мягко сказать "удивили", например вот эта:

Вчера в ноль часов с чем-то, то есть в ночь на 9-е, умер Мао Цзе Дун. Пустячок, а приятно!

Сравнение с Атлантом, явно показывает то, насколько важным считает свою деятельность гений для всего мирового кинематографа:

Если говорить о том, в чем я вижу свое призвание, то оно в том, чтобы достичь абсолюта, стремясь поднять, возвысить уровень…
Развернуть 
Оценка tentation:  4  

Мне нравится читать чужие дневники. Из них можно узнать массу любопытного, не только о мыслях автора и происходящем с ним, но и незначительные детали быта.
Есть дневники буквально созданные, чтобы быть изданными, другие же пишутся исключительно для себя, без самоцензуры, и лучше бы они и остались только личными. Также понятно, что поклонники готовы читать любые записки своего кумира, но увы часто остаются разочарованы тем, что их кумир совсем не столь прекрасен, как хотелось бы.

«мы не созданы для счастья, есть вещи важнее, чем счастье»

«Мартиролог» или перечень страданий — дневники культового режиссера Андрея Тарковского с 1970 года и до его смерти в 1986 году.

Если вы смотрели хоть один фильм Тарковского вас не должен удивлять его «перечень страданий». Сумрачные, трагичные, неоднозначные.… Развернуть 

Оценка Maruschen:  3  

Я не очень люблю читать личные дневники, это как подглядывание в замочную скважину для меня.
Тарковского я считаю гениальным режиссёром своего времени, он очень много сделал для советского киноматографа. Поэтому мне очень тяжело далась эта книга. Как будто пъедистал был выбит из под режиссёра. Про мёртвых ведь нельзя говорить плохо, но книга произвела на меня какое-то депрессивное чувство. У человека в жизни всё плохо, его никто не ценит, не дают работать, нет денег, он постоянно в долгах, первая жена ужасна и не даёт общаться с сыном.. И вся книга про это, кому должен, кому отдал, с кем встретился, с кем поругался. А хотелось чуть больше узнать про его работу, ведь дневники начинаются с момента работы над "Солярисом".
Да, надо признать, что Тарковский жил в странное время, когда фильмы… Развернуть 

Оценка __Ladyshka__:  4  

Небольшая ремарка по поводу оценки. Данную книгу оценила на балла, так как люблю дневники и повседневный быт, но само содержание было для меня раздражающим и неинтересным, поэтому за это оценка , но так как не совсем корректно судить о реальном человеке, то я решила это не учитывать в общем итоге.

Достаточной интересный получился момент. Я не смотрела ни одного фильма Тарковского, лишь только знала о их существование (то что он снял "Салярис" и что Лему экранизация не понравилась). Поэтому к режиссёру не было никаких предубеждений. Я готова была "понимать" его мысли в его дневниках.
Но! По мере прочтения текста, мне все больше больше хотелось прочесть именно биографию о нем что-то наподобие - Маяковский без глянца , где достаточно подробно прошлись бы по его интересам и по его… Развернуть 

Оценка Jen_Kechik:  4  
Один день из жизни
Если писатель, несмотря на одаренность, бросит писать оттого, что его не печатают, - это не писатель. Воля к творчеству определяет художника, и черта эта входит в определение таланта.

До чего противоречивым был Тарковский! Моё первое знакомство с ним произошло именно из его дневника. И эта цитата – первая, которую я сохранила. Потому что она одновременно очень ёмко характеризует личность режиссера и показывает непостоянность его натуры. Тарковский снимал ради кино. Ради того, чтобы передать чувства и эмоции, рассказать историю такой, какой её передаст только кинематограф и только Тарковский. Но при этом он очень остро переживает реакцию зрителя, премии, отзывы, крайне болезненно реагирует на критику. Непохоже это на человека, который творит только ради творчества.

Начальство не считает…
Развернуть 
1 2