«Вина Каппеллани раньше имели репутацию качественных. Это уже не так.»
«— В последние несколько лет, — сказал Билл, — мафия появляется повсюду.»
(Билл Пронзини. «TWOSPOT». 1978)
«… Кастро должен был прибыть в Сан-Франциско завтра в понедельник, это всего лишь еще одна остановка в его турне доброй воли по американским городам. Понедельник. В полдень.»
(Билл Пронзини. «TWOSPOT». 1978)
«… предотвратить то, что могло обернуться самым разрушительным политическим убийством со времен убийства Джона Ф. Кеннеди.»
(Билл Пронзини. «TWOSPOT». 1978)
ПЯТАЯ КНИГА О БЕЗЫМЯННОМ ДЕТЕКТИВЕ
****
Пятая книга из цикла «A Nameless Detective » («Nameless Private Eye»)/ «Безымянный детектив» называется «TWOSPOT»/ «Две точки»/ «Два пятна» (1978 г.).
Когда за дело принимаются два знаменитых автора с двумя их знаменитыми главными героями, то должно получиться что-то вдвойне интересное. Так я решила, не в силах отказаться от полюбившегося частного детектива — Безымянного Билла Пронзини. В «TWOSPOT» он присутствует. Но с ним будет также лейтенант Фрэнк Гастингс — детище Коллина Уилкокса, который посвятил ему серию романов. Эта пара, видимо, и дала название роману: две точки зрения (с разных сторон) на расследуемое дело. Но я никогда ничего не читала от Уилкокса ... Но думаю, это не повредит. Главное, — будет Безымянный.
****
С Безымянным мы снова встретимся год спустя (последнее дело о краже ковра «Дагестан» было прошлым летом). Стало быть ему — 51. И опухоль в левом лёгком оказалась доброкачественной. Слава богу. Хоть на время какое-то облегчение.
Автор посвящает читателя в жизненные подробности своего героя, надеясь, что цикл читают последовательно. Такой акцент на личной жизни Билла делает его чем-то вроде вашего друга.
Главный герой — частный сыщик меняется: этому способствуют жизненные события. Развитие персонажа — хороший и необходимый элемент качественной художественной литературы.
«… просто человеческая боль и человеческая глупость меня уже не так сильно ранят.»
Но всё-таки ранят …
****
Итак, какие ещё данные появились о Безымянном. У него есть офис — арендованная комната, поделённая на две части (удобства в конце по коридору) на Тейлор-стрит в Сан-Франциско. Здесь он обосновался после увольнения по собственному желанию из полиции. Офису уже 14 лет. Плюс, как мы знаем из предыдущих романов, на благо закона и порядка наш герой отдал 15 лет службы.
В личном плане — полный штиль. Пять лет после разрыва с Эрикой Коутс и ни единой, даже случайной встречи с ней, хотя она работала неподалёку от офиса Безымянного. А он так и не смог её забыть.
«… я так и не смог забыть ее, несмотря на то, что не видел ее ни разу за эти следующие пять лет.»
А ещё мы узнаем, как зовут Безымянного детектива. Но сообщит это вовсе не его отец-основатель — Билл Пронзини, а тот, другой — Коллин Уилкокс. Премного благодарны. Кто только его за язык тянул? Сказано же «папой», Безымянный. Значит — Безымянный! Прям, на подставу похоже. Ну, что за люди! Чужая слава покоя не даёт?!! Вот надо же было Уилкоксу интригу разрушить!!! Фу! У нас как говорят в таких случаях? — «Пусти козла в огород».
****
На этот раз дело о виноградарях, виноделах. Известная фамилия итальянского происхождения — династия Капеллани. Всё начинается с семейных тайн и передряг. Естественно, в основе — меркантильные интересы, которые способствуют преступлениям.
Винодельни. Виноградники. Калифорния, но антураж похож на Италию, или Францию.
«В свете утреннего солнца здания виноделен выглядели пыльными и древними, благодаря чему они и окружающие их виноградники казались еще более похожими на Италию или Францию начала века.»
Богатый дом. Богатое семейство … Тайны и грязное бельё.
Всё закрутилось слишком быстро. Не успел Алекс Капеллани — винодел, один из двух братьев и сыновей «железной Розы» — их матери — вдовы, унаследовавшей виноградники и винодельни после смерти мужа, обратиться к Безымянному за помощью в предупреждении посягательства на семейный бизнесс красавчика — Джейсона Букера (предположительно жигало), как тут же, едва ли не на глазах Безымянного, совершается покушение на убийство Алекса Капеллани.
На другой день — убит предполагаемый покушавшийся — «жиголо» Джейсон Букер. Да ещё оставлена записка странного содержания. Со словом «TWOSPOT». И Алекс исчезает с «радаров» полиции. Упс! И что же это такое? Алекс тоже убит?
Явно Безымянному в одиночку не справиться (?) Вот тут-то и появляется не менее известный (в определённых кругах) полицейский — лейтенант Френк Гастингс. С целой «толпой» полицейских! Бригада «по максимуму»: 12 человек. Ну, кто же устоит перед такой «армией»?..
Повествование разделяется на два потока — по числу повествующих: следствие Безымянного и следственные действия полиции во главе с Гастингсом. «Слушаем» внимательно обоих. И пытаемся сами ещё чего-нибудь рассмотреть … в этой головоломке.
****
Не кажется ли странным, что на этот раз, с появлением лейтенанта Фрэнка Гастингса, Билл Пронзини бразды правления в развитии сюжета передаёт ему и его полицейской команде, а самому же Безымянному (который уже и не Безымянный вовсе, а Билл) отводит жалкую, но хорошо оплачиваемую роль личного телохранителя Алекса Капеллани? Я уже начинаю тихо «ненавидеть» Коллина Уилкокса …
****
А вот это новость … Как же я этого не знала? Безымянный говорит:
«"Частным детективам не разрешается заниматься делами об убийствах", — сказал я.»
Буду иметь ввиду.
И тут же принялась ликвидировать правовую безграмотность в этом вопросе.
… Теперь МНОГОЕ понятно.
В том числе прояснились некоторые моменты и по нашим частным детективам из литературных произведений. Например, серия про Илюшина и Бабкина Елены Михалковой. Кстати, романов этой серии тоже немало: на сегодня — 32. И останавливаться Елена Ивановна, вроде бы, не собирается. Глядишь, перещеголяет Пронзини (у него — 41 роман и, если не ошибаюсь, 3 сборника рассказов). А то американцы хвастаются своим «Безымянным». Говорят, самая большая в мире серия о частном детективе.
Но Пронзини, и в самом деле, — хорош. Он нравится многим, как я погляжу.
****
История, начавшаяся, как семейные интриги и тайны, приобретает совершенно непредсказуемый оборот. Не сказать, что соавторы изменили тему. Просто роман стал похож на винную и пороховую бочку одновременно … Twospot! Двойное дно.
Два популярных в своё время (и не только) детектива из Сан-Франциско — Безымянный и лейтенант Фрэнк Гастингс объединили свои усилия по разоблачению двойного покушения на винодела, а затем убийства главного подозреваемого в покушении.
Расследование приводит к обнаружению странного заговора вокруг старинной калифорнийской семьи виноделов. Что это? Соперничество двух бизнесов? А может быть, терроризм крайних правых? Есть основания строить разные версии. Обстановка накаляется.
Гастингс появляется в романе неспроста и своевременно. Этот роман важен в плане расстановки акцентов на полномочиях частного детективного расследования и полномочий правоохранительных органов. Небо и земля! И соавторы чётко дают нам почувствовать эти единство и различия. Особенно хорошо об этом говорит Коллин Уилкокс под конец романа.
«Всего пара полицейских, один государственный, другой частный, одному за сорок, а другому чуть больше пятидесяти – они слишком много работают, слишком стараются, кое-чего добиваются, но никогда не достаточно.»
Вообще, само по себе интересно двойное повествование: разграничение текстов по главам Пронзини и Уилкокса. Такое я встречаю впервые. Хоть в произведениях отечественных соавторов, хоть — зарубежных. Ильф и Петров. Буало-Нарсежак. Стивен Кинга и Питер Страуб … Мы читаем единый, совместно созданный текст.
К слову сказать, «куски» Пронзини мне нравились больше.
Но, ещё раз повторюсь, такие «два пятна» здесь оправданы для развития и логичного завершения сюжета.
Объединяют двойное повествование и делают роман целостным и гармоничным две вещи: убедительные личностные качества главных героев обоих авторов. Это их честность, бескомпромиссность в делах установления законной справедливости и порядка, а также ряд лучших душевных качеств, позволяющих видеть в героях не тупую машину исполнения закона, а человека. Это важно.
И второе, не менее важное, — это взаимоуважение двух направлений установления законной справедливости: частная розыскная деятельность и работа правоохранительных органов. Они делают одно дело. И в случае необходимости помогают друг другу. И в этом тоже значение романа.
****
Ну, и конечно, интересно, что роман на этот раз окрашен в социально-политические тона. Мафия. А то мы стали про неё как-то забывать. А она ведь бессмертна. И вездесуща. Не стоит думать, что слово «мафия» — только лишь иностранное слово. И этот роман лично меня заставил взглянуть с другой точки зрения на ряд исторических событий не такого уж далёкого прошлого. Да и сегодняшнего времени. По крайней мере, задуматься …
«Мафия — это не игра, в которую захотел — поиграл, захотел — прекратил. Если ты начал, то должен быть верен ей до конца, выйти можно лишь одним способом — вместе со смертью. Мафиозные тайны остаются тайными навсегда. И либо это происходит добровольно, либо тебя заставляют замолчать...»
(Лекси де Эстер. «Отвергнутая»)
Хорошо сказано. Не правда ли? Но и в романе «Twospot» ничуть не хуже. И как бы в дополнение:
«… мы знали, что когда имеешь дело с болью, смертью и человеческой коррупцией, счастливых концов никогда не бывает, потому что на самом деле концов вообще никогда не бывает.»
Отличный роман. Для развлечения и осмысления. Двойной с разных точек зрения. Думаю, что в плане восприятия он тоже для читателей может оказаться двойным, если не больше: разные точки зрения.