23 февраля 2012 г., 21:47

3K

Русская литература сегодня или, Почему мы мало читаем отечественных авторов?

77 понравилось 193 комментария 20 добавить в избранное

На днях strannik102 затронул в одной из своих рецензий (вот этой) крайне интересную тему: почему же мы читаем и советуем друг другу, в основном, зарубежных авторов. Своих что ли не осталось? Или не любим мы их за что-то? Сразу же под рецензией завязалась дискуссия, которая продолжается до сих пор, и есть предложение перенести ее на форум. Все, кому интересна эта тема, кому есть, что сказать за и против наших отечественных писателей последнего времени (уточню, что речь шла не о классиках, а о современной или хотя бы поздней советской литературе) - ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ в эту тему!

Дальше...

И, для того, чтобы это обсуждение не превратилось в пустую болтовню, я сделала несколько подборок. Если честно, сначала планировалась одна, но изучив свой список чтения и список хотений, я поняла, что нужно отделить мух от котлет, в итоге, получилось следующее:
Две личные подборки из уже прочитанного:
1. Российские авторы, последние 50 лет: в классической традиции
2. Российские авторы, современная литература: фантасмагории

Эти подборки из уже прочитанного мной лично, с личными комментариями, но если кто-то готов добавить что-то соответсвующее контексту, то можно обсудить это в комментариях.

В третью подборку приглашаются все желающие, я на себя беру роль только администратора, буду удалять, если что-то совсем уж не по теме. Я добавила туда книги, которые изыскала по разнообразным рейтингам, и мне показалось, что они стоят внимания.
3. Российские авторы: список для чтения

Небольшое замечание: не хотелось бы в рамках этой темы обсуждать жанровую дитературу (детективы, фантастику и т.п.). Речь идет о русской прозе.

В группу Все о книгах Все обсуждения группы
77 понравилось 20 добавить в избранное

Комментарии 193

Ну, давайте я сюда перепощу своё мнение из рецензии:
Ох, какую тему подняли...
Я попробую объяснить, почему я на данный момент из современной литературы читаю больше зарубежную. Понимаете, для меня в литературе очень важно какие темы поднимаются, насколько они перекликаются с моим внутренним миром, насколько автор желает разговаривать со мной как с читателем, какие вопросы современности поднимаются, насколько полно отображается тот мир в котором я живу. И, как оказалось, именно зарубежные авторы наиболее полно отражают те процессы в обществе, что сейчас происходят, предлагая вместе с ними поразмышлять об этом, то есть включают читателя в процесс постижения современности и себя самого. А вот русская литература, увы, многое утратила, превратившись либо в дешевку, либо в пошлость.
Так вот современная русская литература утратила:
1.Свои литературные традиции, то есть корни.
2.Утратила внутренний диалог с читателем
3.Те вопросы, которые она поднимает абсолютно не интересны в свете нового времени
4.Самое главное, что она утратила - искренность, человечность и умение смеяться над собой.
Потому как берешь в руки Лескова или Гончарова - душа же отдыхает, да и вопросы бытия поднимаются вечные. Многие не любят авторов советского времени, а мне безумно нравится, потому что герои были настоящие и живые ( я не беру там какие-то совсем уж кошмарные вещи, как ''Кавалер Морской звезды'', к примеру), да и поиски себя были опять же в вечных проблемах, окрашенных, правда коммунизмом, но если это опустить, то проблемы то остаются вечные. Шукшина хотя бы взять. Или Распутина ''Прощание с Матерой'' и т.д. Я уже не говорю о военной прозе.

Из современных русских авторов очень люблю Геласимова, Зайончковского, Буйду, Кучерскую, Шишкина, люблю ранние детективы Марининой, потому что по её книгам можно было изучать нашу жизнь. Остальное, увы, не откликается никак )
Ещё добавлю Анатолия Кима, Александра Покровского, Максима Кантора с его грандиозным ''Учебником рисования''

34 ответа

"Почему мы мало читаем отечественных авторов?"

Ну, у меня "исторически" так сложилось: дома было гораздо больше зарубежной литературы, чем отечественной. А отечественной в школе хватало. За глаза и за уши. Только не вскидывайтесь, пожалуйста, те, кто горой стоит за нынешнюю школьную программу: у нас она была другая, слово чести. И учительница была такая, что лучше бы её вовсе не было. И из всей зарубежной литературы в школе с грехом пополам прошли "Мещанина во дворянстве", несколько стихотворений Байрона и третью песнь его же "Дон-Жуана", первую часть "Фауста". Всё.
Поэтому личное чтение на 90% и состояло из зарубежной литературы.Исключение составляли фантастика (Стругацкие в первую очередь), детские книги (Кассиль, Крапивин) и нечастые озарения — такие, как Валентин Тублин или ранняя Дина Рубина.
Потом пробовала читать отечественных современных авторов (в тех самых толстых журналах, о которых не раз упоминалось в комментариях к вышеупомянутой рецензии), и... как-то ничего не согрело, не тронуло душу, не зацепило так, чтобы автор перешёл в разряд "любимые". И чтение моё стало на 100% "заграничным".
Весы качнулись в другую сторону только тогда, когда в начале 90-х начали издавать отечественных авторов-фантастов. Вот это было счастье открытия новых имён и замечательных новых книг!
...Пошла сейчас, добросовестно посчитала. Из занесённых в здешнюю мою коллекцию прочитанных книг: 63 русскоязычных (скажем так) + 83 зарубежных; в тех, что хочу прочитать — 27 русскоязычных + 46 зарубежных. Нормальное, считаю, соотношение.

12 ответов

От себя ничего сказать не могу, мое знакомство с постсоветской литературой ограничилось 2-3 произведениями, которые мне очень не понравились..
За подборку "Российские авторы, последние 50 лет: в классической традиции", спасибо, это действительно интересно и пригодится.

2 ответа

а банальный количественный фактор не играет роли, не? думаю, что бой "один против всех" всегда имеет очевидный результат, в пользу большинства. а кого мы поставим на эти места -- не так уж и важно. наверное, японцы (или американцы) по совокупности также читают больше зарубежных, в том числе и русских всех времен, авторов, чем своих. допускаю, что могу ошибаться, подобной статистикой не владею.

4 ответа

От классики многих отвратили нудные школьные уроки;
От советской литературы - тенденция к забвению совкового прошлого;
От т.н. современной прозы - возможно, нежелание и в книгах видеть нашу суровую реальность;
А там, где нас нет - всегда хорошо :)

3 ответа

Никогда не приводила свое чтение к какому-то знаменателю, но да, по факту, в указанных подборках для меня всего две знакомые фамилии.
Улицкую всегда читаю с удовольствием, хотя предположу, что она больше женский автор.
К прочему современному русскому не тянет совсем. Хотя бы по причине того, что очень много всего достойного еще не прочитано, и экспериментировать с современной русской прозой просто нет желания. В ней для меня всегда есть некий налет мрачности, хотя не исключу, что в этой предвзятости мое упущение.

2 ответа

К советской литературе никаких претензий нет, современных интересных для себя авторов не встречала, возможно, они хорошо прячутся. Пелевин, например, был интересен вначале первые три книги, потом несколько утомил своими мухоморными фантазиями, и я его перестала читать. "Укус ангела" Крусанова мучила года два, потом сдалась. Улицкая, в принципе, неплоха, но у нее столько штампов, да и старушки с вываливающими матками начали утомлять. Толстой хватило за глаза после прочтения "Кыси" и лицезрения пары передач "Школы злословия".

1 ответ

Я проанализировала мои прочитанные книги, и поняла, что наших авторов действительно читала мало. В чем-то это связано и с домашними обстоятельствами: читала то, что было дома. А дома было большое количество зарубежной фантастики. Поэтому, "подсев" на этот жанр, из современных русских авторов знаю и люблю в основном только фантастов.

Благодаря ЛивЛибу открыла для себя много новых имен (спасибо большое, дорогой наш сайт!). Потихоньку борюсь со своей ограниченностью.

olastr , спасибо большое Вам за подборки! Просмотрела добавленные там книги, поняла, что практически нечего не читала. Стыдно! Будем исправляться.

1 ответ

Тема современной русской литературы вообще-то необъятна. Пусть проза. А временные рамки??? Вот вы пишете в теме : " о современной или хотя бы поздней советской литературе)". Последние 10 лет? 20? Или 50 как в вашей личной подборке? Наша страна за последние десятилетия сильно изменилась, изменилось общество, изменилась и литература. Если брать последние 50 лет, то:
- 70-е - конец 80 годов. Время "застоя" В литературе "шестидесятники", официоз, диссиденты, "деревенская проза".
-90-е годы. Время "перестройки". В литературе кризис, нет героя, нет больших форм, тем, рассказ-основной жанр, расцветает постмодернизм.
-Первое десятилетие нового века. Литература "нулевых". Проза "новых реалистов". Эпические исторические произведения, Постмодернизм уходит с основной сцены.
Так о каком периоде мы будем говорить?))

15 ответов

Может, потому что современная русская проза "блудит в задней позе"? А может, потому что массовая литература гонится заради количества в ущерб качеству? (Вы-то, конечно, вольны её не обсуждать, только объясните, уж будьте так любезны, откуда возьмётся читатель для вашей сурьёзной литературы -- самозародится из воздуха?) Или, может, потому, что качественное издание из стандартной практики давно уже стало "бонусом" -- и предорогим?

12 ответов

Хорошую тему подняли!
Мне чуть за тридцать ))),а сейчас буду брюзжать как старуха:) - да,Лесков,Гончаров,Тургенев,Чехов,Толстой,Распутин,Шукшин - всех не перечесть - действительно "цепляют" за душу уже не одно поколение...Беря книги этих авторов с полки,понимаешь,что сейчас полностью погрузишься в чтение - это когда ничего не слышишь и ничего не видишь вокруг...
Я очень бы хотела прочитать современную русскую прозу и периодически это делаю,но что-то никак(((Хочется именно "бытовухи", простых душевных героев - а кругом только The Тёлки и Духless..ы ( Хочется настоящих людей с обычной жизнью и обычными житейскими ситуациями...
А может всё дело в нас - это МЫ изменились...Это Мы потеряли ту самую пресловутую душевность...Сперва было забавно наблюдать за литературными потугами современных светских львиц и львов (да простят меня настоящие львы и львицы из животного мира)...,но сейчас это превратилось в какую-ту вакханалию...Односложные предложения,минимум эмоций - книга стала похожа на Twitter ((( Я уверена,что есть талантливые люди в нашей стране,которые пишут хорошую прозу - просто она сейчас "не формат" и они физически не могут пробиться - это очень грустно...Но есть интернет и это наше с вами спасение - ведь именно туда талантливые и не очень люди вывешивают свои рассказы,повести и романы...Так что может не всё еще потеряно....

6 ответов

Время такое.Мы оторваны.Это скорее проблема истории,чем проблема чтения.


Объективно-классику понять сложно,современный читатель не понимает Толстого,тем более не поймет какого-нибудь несчастного Пушкина,это факт(только действительно хорошая псхихологичная русская классика может дойти до него, только если она близка ему, а в большинстве своем наши классики смотрят на нас с обложек строгими,грозящими,морализаторскими глазами),и это не вина читателя,он просто не ломал себя,не плыл против течения,а сегодня в России нет авторов,которые говорили бы на его языке,язык хорошего русского читателя сегодня-это язык хорошего перевода Сартра или,скажем,Камю.

21 ответ

Есть книги из современной русской литературы, которые меня цепляли... Например, из последнего - "Общага-на-крови" Алексей Иванова или "Похороните меня за плинтусом" Санаева. Но это же ужасно. Они погружают в такой кошмар, что бррррр... напомнило мне, как в институте толстую и Петрушевскую проходили.
я не люблю чернуху... А в зарубежной все-таки есть разные темы.))
Улицкая и Рубина - ну да, а остальное - вообще не литература, или я чего-то не знаю...

4 ответа

Эх, рука бойца колоть устала. Надо с этим ночь переспать. :))

Я читаю произведения отечественных авторов с удовольствием. Есть любимчики. Уж точно не хуже пишут, чем их коллеги с Запада. Никогда не понимала такого снобизма. Ладно, если просто не читают, ну не нравится. Но когда начинают оскорблять авторов ( а вместе с ним и его читательскую аудиторию, соответственно), неприятно это.

5 ответов

Повторюсь. Утверждать, что в советской литературе были одни алмазы - это, наверное, просто поторопиться. Литература была настолько разная, пусть тогда многое не определялось деньгами, как сейчас, но были привилегии, благосклонность сильных мира сего. Но сколько же осталось настолько хорошей литературы (коммунизм, партийность можно просто не замечать, хотя ни куда от этого исторического фона нам не деться). А ведь отрицание чаще всего происходит именно из-за исторических реалий.
В нынешней литературе, конечно, очень многое определяют денежные знаки. Утверждение о том, что сначала автор пишет классно, а потом скатывается на ширпотреб, имеет место быть...
Но, тем не менее - обидно на современную русскую литературу, ну не может быть там один "хлам", ведь есть пусть не изумруды, но очень достойные авторы, произведения. А их не видно, потому что мы практически не читаем современную русскую литературу – как же тогда определить качество, настоящих авторов?! Ведь чтобы понять, что огонь горячий надо сначала обжечься…

1 ответ

Я вот написала в этой теме несколько сообщений, и только что в голову пришла мысль - я же сейчас как раз читаю Отечественного автора! Читаю роман Александра Терехова "Каменный мост" попавший в шорт-лист "Большой книги" и "Букера" - нравится,но книга неоднозначная...Я как дочитаю рецензию напишу.
Кстати,а если просматривать лауреатов "Большой книги" и "Букера" и других литературных премий - может ТАМ можно найти современные жемчужины отечественной литературы?

1 ответ

А я вот наоборот, все никак не могу толком читать зарубежных авторов, все на своих тянет. Правда, не только на последних, и как раз из современных вообще мало кого читала. Если честно, то тут так же, как и со сказками - в свои вживаешься целиком и полностью, а вот сказки других культур иногда в ступор вводят. И видно, что культурная подоплека - дело очень большое. И в книгу хочется именно что влезть целиком, и тут только отечественные авторы могут мне помочь, зарубежные все равно не совсем то, все равно, говоришь с ними или через переводчика, или, если пытаешься сам, все равно ощущение, что стоишь на разных почвах. Но это все относится к близким отечественным авторам, а таких среди классиков все-таки больше. :)

1 ответ

А я почему-то почти принципиально не читаю современную отечественную литературу. Даже не могу толком объяснить почему.. не тянет и все. Может, это и неправильно, но после того, как я прочитала несколько книг современных авторов и они нме не понравились , я вообще боюсь теперь прикасаться к другим книгам)
Но,может, посмотрю для себя что-то из подборки.

2 ответа

Просмотрел подборку "Российские авторы : список для чтения" и задумался. А Дина Рубина и Михаил Шишкин российские авторы?

8 ответов

Мало читаем, потому что их совсем не знаем, не понимаем, предвзято относимся, отвлекаемся на увлекательную зарубежную прозу, а я ещё и поэзию люблю в больших количествах!
Но наступает момент, и становится грустно от этого неведения, незнания, что творится в родном (литературном) отечестве. Мне грустно. Я скучаю по хорошим российским авторам, которые и отражали бы современное время и не теряли бы связи с культурными традициями прошлых поколений.

Своих что ли не осталось?


А типа их когда-то было больше полутора человек хороших.

С большим недоверием отношусь к современной отечественной литературе, всячески её избегаю. А что касается классики - гораздо больше зарубежную люблю, она мне ближе по духу и менталитету.

По тем же причинам, по которым не смотрю современные отечественные фильмы. В наших современных книгах все всегда плохо, скучно и нудно; авторы часто стремятся эпатировать читателя за счет каких-либо бессмысленных гадостей, любят истерики и соплежуйство, но при этом жутко оторваны от реальности. Я еще не освоила очень много интересных зарубежных авторов, поэтому нет никакого желания мучить себя из чувства ложного патриотизма (коим наше поколение 90х-2000ных ничуть не страдает).

1 ответ

Сообщения в теме прочитала с большим интересом. С еще большим интересом прошерстила все три подборки. Скажу честно, за последние три года я не прочитала ни одного художественного русскоязычного текста. При этом нон-фикшен выходящий из под пера отечественных авторов читала и получала массу удовольствия от того же Басинского.
У меня, к огромному сожалению, есть некое предубеждение в плане современных отечественных авторов. Мне иногда кажется, что если русская классика вышла из "Шинели" Гоголя, то многие современные авторы вышли из "Москва-Петушки" Венечки Ерофеева. Мнение глубоко субъективное. Но именно эту книгу я совсем не люблю. Несмотря на то, что это культовая книга нескольких поколений. Отдаю ей должное. Но не переношу, как не переношу запах перегара. И в современных текстах, мне часто мерещится тот же привкус местячковости, коммуналки, нестираного белья, водки и безнадеги.
Плюс, каждая вторая аннотация к современным русским авторам начинается со слова "постмодернизм". Для меня это, как красная тряпка для быка. И сигнал, что сейчас будет та же местячковость, коммуналка и водка, только приправленная сексом, доморощенной похмельной философией и игрой с красивыми словесами. А истории не будет. Совсем.
При этом отдаю себе отчет, что по большому счету с современной русской литературой, я знакома очень плохо. И возможно в чем-то обделяю сама себя.
Например, несколько лет назад на меня сильнейшее впечатление произвели книги Юрия Рытхэу "Скитания Анны Одинцовой" и "Последний шаман". Эти романы в России почти неизвестны. Да и чукотская тематика может отпугнуть. Но это мощнейшая проза. Яростная и захватывающая.
Поэтому большое спасибо, что подняли эту тему. Интересно послушать разные мнения. И отдельное спасибо за подборки. На их основе, я сделала себе подборку современных авторов и книг, с которыми стоит познакомится. Подозреваю, что возможно меня ждут приятные открытия.

2 ответа