Больше рецензий

strannik102

Эксперт

Экспресс Лайвлиба

19 февраля 2012 г. 12:32

2K

4

ЛЮБОСТАЙ — по народным преданиям — дьявол-искуситель.


Не знаю, откуда приходят в голову эти мысли, и не понимаю, почему, но только иногда думаю вот о чём: в списках книг, прочитанных и читаемых теперь людьми, основной массив составляют книги авторов зарубежных (я посмотрел у некоторых читателей LL). И если пошариться по спискам "хотелок", то большинство также составят книги не русскоязычных авторов (тоже проверил). А если проанализировать списки книг, насоветованных друга дружке в рамках Флэшмобов, то уже без удивления обнаружим эту же тенденцию (сделал выборку по страницам 1,15 и 85 Флэшмоба 2012). Такое ощущение, что мы спешно стремимся приобщиться к культуре других стран и других народов, мы жадно рвёмся погрузиться в глубины их психологии, познать особенности их мышления и эмоциональной жизни, стать сопричастными их истории и их мифологии, их сказкам, их фэнтези, разделить с ними их страдания и их радости, их... их... их... А куда делась тогда наша, современная отечественная литература? И неужли нам всем стало неинтересно, что и как происходит здесь, у нас, дома? Что чувствуют и чем дышат наши современники и наши соседи, наши сослуживцы, сотрапезники и сокоешники? Неужто нам стали неинтересны извечные русские вопросы "Кто виноват?" и "Что делать?"! Ведь если мы старательно избегаем многих пластов как современной, так и классической отечественной литературы, то не перестаём ли мы быть самими собой? Не теряем ли мы свои корни и свои истоки! И не потому ли мы так живём...
Вот о чём я в очередной раз думал, начиная чтение этой книги...

О Книге, без спойлеров...

Эта книга — книга-повествование, книга-раздумье, книга-прочувствование, книга-созерцание и книга-поиск... Эта книга — книга-ода, книга-сонет, книга-поминальная песня... Эта книга — книга-стон, книга-плач, книга-эпитафия...
Роман можно отнести к "деревенской прозе", в нём мало действия внешнего, зато масса размышлений и наблюдений, картинок жизни русской северной деревни середины 80-х годов 20 века. Читая эту книгу, понимаешь, как Автор ценит каждое написанное им слово, как тщательно он подходит к подборке слов и выражений, эту книгу составивших. Эту книгу нельзя читать бегло, проглядывая по диагонали. Она требует неторопливого и почти что звукового чтения. Её нелегко начинать, но столь же трудно от неё отрываться.
Маленький совет: Не рекомендую читать снобам. Чтобы не страдать потом "печенью" и "желчью"... :-)

1 2 3

Комментарии


Мне тоже такие мысли приходили в голову. Наверное немалую роль в приоритетах чтения играет и определенная модность - на авторов, на произведения. Как же часто повторяется одно и тоже, а хочется чего-то менее избитого что-ли.


Правда? Ну, слава Богу — я не одинок в своих этих полуфилософских рассуждениях :-)
Да, я думаю, что и модность играет свою роль, и то, что скорость распространения информации (равно как и культур людских, да и самих людей) стала значительно выше. Наверное происходит естественный процесс взаимопроникновения культур, наверное... Просто я не специалист и потому есть опасения, высказанные в рецензии.
Спасибо за отклик!


Анатолий, а вы очень интересную тему затронули... Я имею ввиду русской литературы, в особенности современной. А не хотите тему на форуме открыть? Думаю, многим было бы, что сказать. Или еще можно подборку сделать, но не коллективную, а личную или контролируемую несколькими людьми, оговорив критерии, которым книга должна соответствовать.
Мне, кажется, русская литература переживает кризис, вместе со страной, кризис затянувшийся. У советской литературы были определенные ограничения, хотя это не значит, что не было хороших писателей, были, некоторые из них до сих пор есть. Потом народились новые, но многие из них весьма специфичны. Я, например лет 5-6 тому назад прочла довольно много современной русскоязычной литературы, от чего мне стало тошно. Я не буду утверждать, что все чернушники и извращенцы, но такая тенденция прослеживается, если при этом еще и таланта не хватает, то совсем гадостно. Одним словом, когда-то Некрасов, прочитав "Бедные люди" молодого Достоевского, воскликнул: "Новый Гоголь родился!". А где он наш современный новый Гоголь? Или новый Достоевский? Или, на худой конец, Гончаров? Вопрос?..


Показать текст комментария

Зачем нам Гоголь, если у нас есть писатели намного более высокого уровня? Скажите, чем так хорош Гоголь? Сатирой? Пфу. Гоголь был одним из величайших в свое время - и потому не удивительно, что сейчас его читают очень мало. Дело не в глупеющих людях - дело в выросшем уровне литературы.

Свернуть

Гоголь, на мой взгляд (пристрастный), это, прежде всего, Язык :-)


Знаете, у меня отношение к языку простое - лишь бы не мешал читать. Поэтому я, например, не переношу книги Олди. Идея и сюжеты скупые, а язык ах. Но зачем мне это? Я всегда считал, что "в каждом театре талант декоратора в том, что его не заметно". Для меня язык - всего лишь декорации. А при хорошей игре актеров и замысле - лучше бы декорации не отвлекали. Собственно, потому у меня в прочитанных и почти нет книг с языком, имеющем преимущество перед идеей, сюжетом, героями.

Если люди, которые читают, восторгаясь языком - но опять же, у Олди с языком все даже лучше, чем у Гоголя. Он лучше ориентирован на современных людей.


А я Гоголя обожаю и зачитываюсь порой его простыми ранними "сказками" :-)


Все индивидуально. Я не отрицаю заслуг Гоголя. Но все же сожалеть о том, что у нас нет современного Гоголя - на мой взгляд, неразумно. Сейчас писатели способны говорить о темах, недоступных Гоголю и людям его времени - и говорят.


Спасибо! Да тема-то, скорее всего, не нова. Форум...? Хм.м.м.м... как-то я не любитель форумиться-чатиться :-)
Про кризис — думаю, что вся человеческая культура переживает серьёзный кризис, происходит невиданная ранее взаимная культурная экспансия, как мне кажется... Но тут лучше бы социоведам и социалогам высказаться, я могу и ошибаться


Это не кризис, это эпоха перемен ) Она всегда сложна для живущих в это время.


Думаю, что спустя некоторое время люди точно скажут, был ли кризис, или ничего особенного не было ...


А мне кажется, из того, что fatkh предложил, лучше уж подборка, хорошо курируемая и контролируемая. На форуме обычно кроме болтовни мало что получается :)


П.С. Поднятая темя в рецензии действительно очень актуальна!


С недавних пор меня тоже волнует эта тема. Хороших писателей в нашей современной литературе не может не быть, всё то богатство национальной культуры, которое создавалось со времён древней Руси, было обработано и оформлено литературным языком в 19 веке и модернизировано в 20-м не могло бесследно исчезнуть! Увы, конъюнктура рынка не позволяет качественно и подробно знакомить читающую аудиторию со всем богатством литературы (мы ведь не читаем авторов из других регионов и областей, а они могут быть совсем неплохими, но кто возьмётся рассказать про неизвестного дядю из Владивостока). Но так было во все времена, в почёте у населения были писатели популярные и доступные, а высокая литература сама прокладывала себе путь и оставалась на века.

Думаю, другого способа нет, как читать всё подряд и искать, обязательно найдутся интересные самобытные авторы. Я и на флешмобе и на форуме спрашивала совета по современным русским писателям, но что-то мало человек откликнулось, видимо, этой темой почти не интересуются.

Идея про форум хорошая, я буду только за!


Да всего хватало и в советской литературе, и хватает в современной русской литературе. Да вот только есть такое библейское изречение "Отделять плевелы от пшеницы", может все-таки стоит попробовать, обсудить, а там глядишь и зерна проступят…


Так наклевывается акция:))) Сами будем тему открывать или Анатолия подождем?


Девчата, открывайте тему в Форуме, если это необходимо, а я подключусь, чес слово :-)


Я уже как-то касалась этой темы) Как мне кажется, иногда мы отталкиваем наших авторов ещё и потому, что ставим для них более высокие планки, т.е. щепетильнее относимся к историческим данным, современным реалиям, точности сведений. Плюс ко всему ждем от них, что они разделяют наши взгляды и на жизнь, и на политику, и на многие другие вопросы. И очень легко прощаем это зарубежным, в силу меньшей осведомленности, а потому легче списывая всё на художественный вымысел...Да и нет пророка в своем отечестве)))


А может быть это обычное банальное предубеждение?


Собственно, если всё в кучу собрать, то именно это я и пыталась сказать))


Да, наверное сказывается то, что мы живём внутри этой культуры и сами являемся культуртрегерами. Носителями, так сказать, представителями... :-)


Ну, strannik102 инициатор, как же без него? Не красиво как-то :)


провокатор такой провокатор :)
но вообще всё правильно написали, тоже такую тенденцию ясно вижу, и даже у себя)


Так я и у себя то же самое отмечаю :-) Явление-то, похоже, массовое...

провокатор такой провокатор :)

Ещё какой! :-))


не перестаём ли мы быть самими собой


Все больше тем в наше время, где не важно, эллин ты иль иудей. И это не потеря культуры, это слияние культур с появлением мировой сверхкультуры. Что-то потеряется, да. Но, думаю, приобретем мы еще больше.


Это я понимаю, что такое происходит, и что тут ии процесс слияния имеет место быть. Вот только не уверен, что если покопаться по таким же критериям у читателей зарубежных и какую-то статистику читательких предпочтений получить, то вряд ли у них массовый перекос в пользу русскоязычной литературы


Я бы сказал, что большая часть тем, интересных читателю - интернациональна. А с учетом числа авторов там и тут - хороших авторов у них больше. Должно быть, по крайней мере. Хотя нескольким писателям я так и не нашел достойной замены из зарубежных.


Да понятно, что основные события в жизни людей одни и теже везде: рождение, детство, взросление, любовь, рождения детей, смерть... Но есть ведь и нюансы в каждой культуре и в каждом народе... Я ведь вовсе не отрицаю зарубежную литературу, я только поделился своими мыслями и сомнениями :)


"Там" - около 170 стран и культур, "тут" - русскоязычная лит-ра и "одна" культура;
как можно сравнивать несопоставимое?
Разумеется, всегда будет перевес зарубежной лит-ры по естественным статистическим причинам


В чем претензии к моему комментарию? Я никак не могу понять, что вы хотели сказать своим ответом.


Так а свою-то литературу когда читать, если читать в процентном отношении одинаково. Получается, что за год я прочитываю 110 книг (это неплохой показатель, верно?). Тогда русскоязычную книгу я буду читать одну в полтора года? Не может быть прямого соответствия, мне так кажется! :-)


в жизни мы не подчиняемся жёсткой статистике; вкакие-то периоды мы читаем преимущественно одно, в др - другое;
тему можно рассматривать с разных сторон;
но своё знать обязан) так воспитывают ( и правильно) в любой стране)


Абсолютно согласен, иначе перестанешь быть и гражданином своей страны, и представителем своего народа (прошу прощения за невольный пафос)


Среди отечественных авторов много популярных - Пилевин, Лискеров, Сорокин и др, но меня когда-то знакомство с ними только надолго оттолкнуло от современной отечественной литературы. Последнее время больше присматриваюсь к нашим современным авторам, которые пишут не художественную литературу - познавательную литературу, исторические биографии и др. И с современной фантастикой и фэнтези у меня пробел. Хотя конечно понимаю, что вышеперечисленными авторами всё не ограничивается, есть Александр Чудаков, Еремей Айпин, которых я не читал, но планирую. А в основном я всегда читал зарубежку, наверное больше потому, что мне всегда сложно было воспринимать мир в рамках одной страны. Но соглашусь, что про соотечественников тоже не стоит забывать))


Спасибо за отклик. Думаю, что буду следить за русскими литературными премиями, чтобы читать хотя бы лучшее из современного отечественного литературного...


Я искренне надеюсь, что вы передумаете ) Следить за российскими литпремиями - это читать людей из одной тусовки, куда редко допускают посторонних. Вспоминается недавний случай, когда орден имени Сергея Есенина (от Союза писателей России) был вручен человеку, представившему написанные программой стихи (Б.Сивко).

Не самый лучший, но более достоверный способ - смотреть на тиражи. По крайней мере Стругацкие считали их неплохим показателем качества книг.


Интересная мысль - тиражи. Ну, кроме лит.премий ещё можно отслеживать движуху в толстых отечественных литературных журналах. В общем, думаю что если осознанно искать, то более или менее объективную картинку получить можно :-)


Я, кстати, некоторое время назад тоже решила последить за премиями, пару книг прочитала, остальные пока не решаюсь. Пальцем в небо, как говорится.


Не интересно? Слабенько?


Чижова, например, русский букер, на мой взгляд, слабовато: нудно и скучно, и хотя книга с правильным сюжетом и про хороших людей, но не читается. То наткнешься в шорт-листах на господина Ботникова: изврат на изврате и извратом погоняет. Вот Шишкина хочу почитать и Чудакова, вдруг озарит.


Ага, понял. Спасибо за новые фамилии (для меня новые) :-)


А я как раз сейчас штудирую читанных мной российских авторов, поняла, что надо две подборки делать, какие они разноплановые. Шишкин в этом году получил премию "Большая книга" за "Письмовник". А Чудакову присудили Русского букера десятилетия. Посмертно.


Ну, теперь, с приобретением ридера, и я современную отечественную литературу прочитаю :)


Cпасибо за эмоциональную рецензию, + !))
Согласна, Анатолий, с первой частью вашей рецензии. Это действительно так. Но о себя могу сказать, что меня никогда не переставала интересовать отечественная литература и я продолжала читать и следить за новинками в "толстых" журналах, в "роман-газете". Интересно было узнать, как наши писатели оценивают новые реалии российской жизни. Жалко и обидно было видеть как многие из тех, кому мы всегда верили - В. Распутин, В. Астафьев, В.Потанин впали в уныние, стали показывать безнадегу, чернуху. Пока старшее поколение писателей ныло и паниковало, молодое ударились в постмодернизм, треш. Как упоминалось уже выше- Пелевин, Сорокин, Липскеров. Кто-то в фантастике и фэнтази нашел себя(Лукьяненко), кто в детективе(Акунин).
Сейчас литература у нас очень пестрая, но хочу сказать, что литературные премии типа "Русский Букер", "Большая книга" за десяток лет сделали свое дело и выработался некий мейнстрим в литературе. Есть полтора десятка имен, о которых вспоминают сразу, когда заходит речь о современной литературе, лауреаты этих самых премий - О.Славникова, Д.Быков, В.Пелевин, В. Сорокин, Ю.Буйда, Л.Улицкая, Д.Рубина и другие


Да, спасибо, Наташа, за понимание, но в особенности за имена и за своё мнение. Мы вот тоже тут на пару выписываем толстые лит. журналы, чтобы быть "в теме" :)


Вот кого я буду слушать в вопросах литературы всегда! Надо было и мне не терять связь с литературным процессом, читать журналы, но мой долгий переход от любимой классики на произведения нового времени мешал оценивать его объективно.
По учебным делам иногда заглядываю в журналы, в "Новом мире" пару авторов не понравились, но буду искать дальше.
Хороший совет обратить внимание на лауреатов премий, фамилии то мы часто слышим, надо составить своё представление об авторах!

Спасибо, Наташенька, за мини-экскурс в отечественную литературу! Сколько авторов впереди!
Жалею, что у меня диплом не по современной литературе, что я только сейчас ей увлеклась, столько всего можно было бы о ней рассказать!


Пиши свой диплом, а о современных писателях мы с тобой успеем еще поговорить.)))


Пишу отчёт по практике, но сегодня выходной, можно немножко отвлечься!


И всё же, любостай - это просто метафора или и правда есть в этой книге чертовщинка? Заинтересовалась


Нет, никакой чертовщинки в книге нет, это чистая беллетристика. А вообще книге подошла бы такая характеристика: Трудная хорошая книга. Тяжёлая и интересная.

1 2 3