17 ноября 2022 г., 17:16

10K

Как Толкин и «Властелин колец» повлияли на коммерческий и художественный успех жанра фэнтези

51 понравилось 0 пока нет комментариев 12 добавить в избранное

Когда издательство Allen & Unwin запросили продолжение первого романа Дж. Р.Р. Толкина Хоббит (1937), они даже не подозревали, что это будет одно из лучших издательских решений века, если не всех времен.

Властелин Колец был продан огромным тиражом и породил обширную и все еще растущую мультимедийную франшизу, включая предстоящий телесериал «Кольца власти». Творчество и идеи Толкина также вдохновили бесчисленное множество читателей и авторов; в целом, именно они лежат в основе коммерческого и художественного успеха современного фэнтези.

картинка eclair4eg

Первое издание « Хоббита» Дж. Р.Р. Толкина 1937 года. Википедия

Всему свое время – помните, что издатели ждали обещанного продолжения целых 15 лет. Властелин Колец хорошо продавался в оригинальном издании в твердом переплете и получал положительные отзывы. Поэт У. Х. Оден назвал книгу «шедевром» и сказал, что отчасти она даже лучше канонической поэмы Джона Мильтона   Потерянный рай .

В международный издательский феномен произведение превратилось в 1960-х годах, благодаря публикации дешевыми изданиями в мягкой обложке, сначала в виде не лицензированной версией от издательства Ace Books, а затем лицензированными изданиями от издательств Ballantine Books и Houghton Mifflin.

Становление жанра

Именно издания в мягкой обложке положили начало коммерческому жанру фэнтези. По словам покойного Дэвида Г. Хартвелла, довольно значимой фигуры американского издательства фэнтези и научной фантастики, читающая публика 1970-х годов хотела «не больше фэнтези, а больше Толкина».

Это желание было реализовано в таких книгах, как серия «Шаннара»  Терри Брукс и «Хроники Томаса Ковенанта»  Стивена Р. Дональдсона , а также ролевой игрой «Подземелья и драконы».

Знакомые фэнтезийные черты, уходящие корнями во «Властелине колец», были созданы благодаря «фиксации жанра» издательствами: это были серии из нескольких книг о добре против зла, псевдосредневековом времени, среде, смутно напоминающей европейскую, и белых главных героях (обычно мужчинах). Эти черты все еще сохраняются, как, например, в серии Песни льда и пламени   Джорджа Р.Р. Мартина и франшизе «Ведьмак».

Современное фэнтези разнообразно, имеет множество поджанров, а также часто разительно и намеренно отличается от «Властелина колец». Однако Толкин и его творчество по-прежнему являются основой этого жанра, особенно так называемого эпического фэнтези.

картинка eclair4eg

Джон Рональд Руэл Толкин, член Ордена Британской империи и Королевского литературного общества, был английским писателем, поэтом, филологом и академиком. Источник: IMDB

Джорджа Р.Р. Мартина окрестили «американским Толкином», а критик Лора Миллер исследовала фэнтези Дэвида Энтони Дарема и Н. К. Джемисин в статье под названием «Если бы Толкин был афроамериканцем». Стивен Эриксон , автор бестселлеров серии «Малазанская книга падших», называл свою фантастику «пост-толкиновской».

картинка eclair4eg

Питер Джексон, создатель франшиз «Властелин колец» и «Хоббит », с копией оригинальной книги. Автор: Крис Пиццелло, «Ассошиэйтед Пресс »

Влияние идей Толкина о фэнтези

Идеи Толкина о литературе фэнтези распространены не только в книгах (и других средств массовой информации), которые были вдохновлены, пусть даже и косвенно, «Властелином колец».

Великая американская писательница в жанре фэнтези и научной фантастики Урсула К. Ле Гуин писала, что его эссе «О волшебных историях» (ориг. On Fairy-Stories ) – «лучшее из известных мне вводных руководств по фэнтези». Идеи, выраженные в эссе Толкина, подтверждают фэнтези как искусство и определяют, насколько многие авторы (и читатели) понимают особенности его написания.

Для Толкина воображение и умение рассказывать истории занимают центральное место в человеческом бытии. Он писал, что «фэнтези» — это самый чистый и «мощный» вид искусства, потому что она требует создания «вторичного мира». Вторичный мир — это мир, отличный от реальности; мир, который обладает «внутренней последовательностью», подчиняющейся своим собственным правилам.

Если и есть что-то общее у огромного разнообразия фэнтези-произведений, так это то, что при их создании необходимо пользоваться воображением – даже если действие происходит не во вторичном мире, как бы сказал Толкин. Даже городская фантазия, подобная романам Нила Геймана , где волшебные и мифологические существа существуют в мире, подобном нашей реальности, предполагает создание мира, который существенно отличается от нашего собственного.

«Малое творение» (англ. subcreation) — это авторский процесс воображения и построения вторичного мира и истории (или рассказов), которые в нем происходят.

Толкин, набожный христианин, думал об этом процессе как о подражании тому, что, по его мнению, было Божьим творением. Конечно, многие авторы фэнтези не разделяют его религиозных убеждений, но идея создания нового мира — это мощная идея, которая дает основу для художественных, литературных попыток писательства в жанре, который иногда отвергается как детский, повторяющийся и неважный.

Для Толкина человеческое субсотворение отличалось от Божьего творения тем, что людям приходилось работать с тем, что уже существовало, рекомбинируя элементы для создания нового мира. Одним из примеров такого рода рекомбинации, которую он использовал, было представление мира с зеленым солнцем, а не с ярко-белым, как у настоящего солнца.

Еще более важным для него является погружение в то, что он назвал «котлом истории»: представьте гипотетический котел с супом, в котором каждая крупная история, когда-либо рассказанная, пузырится вместе в огромном вареве, а автор ловко вылавливает каждый ингредиент.

Элементы народных и волшебных сказок, мифологии и мифические персонажи, такие как король Артур, являются знакомыми чертами фэнтези, все они взяты из «котла истории».

o-l.jpg
01:01

Властелин колец сквозь века

Точные данные о продажах «Властелина колец» получить невозможно, так как роман продавался отдельными томами, а также был был выпущен как единым изданием всех трех книг, так и во множестве переводов.

Тем не менее, нам очевидно, это одна из самых продаваемых книг всех времен, продажи которой, по оценкам, превысили 150 миллионов. Тираж Хоббита , к слову говоря, превысил 100 миллионов экземпляров.

Кинофраншиза Питера Джексона собрала более 5,8 миллиарда долларов США. Такой успех привел ее в топ-15 франшиз всех времен.

Тем не менее, художественная литература и идеи Толкина – это наследие, окруженное спорами и проблемами. Влияние «Властелина колец» отчасти объясняется тем, что он был хорошо воспринят контркультурой хиппи 1960-х годов. Но не стоит забывать о том, что книга также является он же является одним из любимых произведений неонацистов, которые по-своему интерпретировали фантастические изображения расы в текстах.

Фэнтези, наряду с научной фантастикой — это уже более десяти лет главный предмет спора в культурных войнах. Горькая реакция некоторых фанатов на кастинг цветных актеров в сериале «Властелин колец: Кольца власти» от Амазона показывает, что проблемы «расовой» ветки повествования продолжаются и по сей день. Такие реакции были вызвали негатив со стороны инакомыслящих фанатов.

Дискуссии, подобные этой, изобилуют современной критикой творчества Толкина, но они являются лишь частью его наследия. Именно понимание Толкином природы самой фантези и его требований к представлению нового мира определяет его творчество.

Натали Сауэр (Natalie Sauer)

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
51 понравилось 12 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!

Читайте также