Евгений Вячеславович Туинов — прозаик; член Союза писателей СССР (России) с 1986 года. Депутат Государственной думы I созыва от фракции ЛДПР с 1993 по 1995 год.
Отец — учитель русского языка и литературы в школе. Мать — инженер-электрик.
С детства увлекался литературой, окончил школу комсомольского корреспондента и детскую художественную школу в городе Орле, был членом ЛИТО и кинорежиссёром-любителем.
В 1976 году окончил кинооператорский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (мастерская профессора А. В. Гальперина) по специальности «кинооператор». Работал кинооператором киностудии «Леннаучфильм» (1976—1981), затем редактором издательства «Детская литература» (1981—1986), издательства «Советский писатель» (1986—1987).
В 1989 году окончил Высшие литературные курсы литературного института им. А.М. Горького, после чего продолжил редакторскую деятельность: заместитель главного редактора журнала «Ленинградская панорама» (1989—1990), главный редактор кинофирмы «Бармалей» (ассоциация «Ленфильм»; 1990—1991). В 1991—1992 годах — ответственный секретарь Ленинградской областной писательской организации.
С 1992 года — соучредитель и научный консультант журнала «Дамы и господа», с 1993 года заведовал отделом юридической информации «Юридической газеты».
С декабря 1993 года депутат Государственной Думы первого созыва (избран по общефедеральному округу ЛДПР): входил во фракцию ЛДПР, состоял членом Комитета Государственной Думы по геополитике, Комитета по образованию, культуре и науке (до 17 февраля 1994).
В 1995 году баллотировался в Государственную Думу второго созыва; избран не был.
C 1994 г. — секретарь Союза писателей России.
В 2010-е годы — бизнесом.
Первые рассказ «Петина жизнь» был опубликован в 1974 году в областной газете «Орловская правда». Художественные произведения публиковал в журналах «Искорка», «Семья и школа», «Костёр», «Звезда», «Звезда Востока». Как публицист печатался в газетах «Московский литератор», «Завтра», «Россиянин», в журналах «Костёр», «Ленинградская панорама», «Аврора», «Детская литература».
Своими наставниками Е. Туинов считал кинорежиссёра А. А. Тарковского, литературного критика и литературоведа Ю. И. Селезнёва, писателя В. С. Пикуля.
В начале творчества придерживался традиций реалистического письма; в дальнейшем детали бытовой жизни изображаемых им персонажей стали обогащаться внутренней символикой.
Роман «Человек бегущий» (1987) вызвал не только читательский интерес, но и критику либерального лагеря; спор нередко переходил в политическую плоскость. Критика говорила о «парадоксальной символичности» зрелых произведений Туинова («Человек бегущий», «Вертеп»). Е. Туинов выделяется острой проблематичностью своего взгляда не только на обстоятельства общественной жизни, но и на психологию нашего современника, что особенно видно при чтении его полемических заметок о работе в Государственной думе — «Злая книга. Думские дни» (1995, 2004), где проявился талант автора как политического публициста и социального сатирика. С этим произведением перекликается снятый Е. Туиновым документальный фильм «Дума», не вышедший на большой экран.
Роман «Человек бегущий» переведён на чешский язык.
Евгений Вячеславович Туинов — прозаик; член Союза писателей СССР (России) с 1986 года. Депутат Государственной думы I созыва от фракции ЛДПР с 1993 по 1995 год. Отец — учитель… Развернуть
Марина Кретова - советский прозаик, поэт и автор текстов песен.
Родилась в Москве. Закончила МГУ им. Ломоносова, факультет журналистики. Автор книг прозы, многочисленных журнальных публикаций и текстов песен, исполняемых звёздами российской эстрады. Член Союза Писателей РФ с 1988 года. Лауреат премий в области литературы.
С 2017 года проживает в Аделаиде. Основатель и руководитель литературной студии «Ловец слов».
Марина Кретова - советский прозаик, поэт и автор текстов песен. Родилась в Москве. Закончила МГУ им. Ломоносова, факультет журналистики. Автор книг прозы, многочисленных… Развернуть
Виктор Фёдорович Кирюшин (род. 17 октября 1953 года, Брянск, СССР) — российский журналист, поэт, переводчик, эссеист, книгоиздатель, редактор.
Печатается с 1977 года в журнале «Пионер».
В 1982 году заочно окончил факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова.
В 1981—1983 годах — редактор газеты «Брянский комсомолец».
В 1983—1986 годах работал в ЦК ВЛКСМ.
В 1986—1996 годах — заместитель главного редактора, затем главный редактором издательства «Молодая гвардия».
С 1989 года — член Союза писателей СССР.
С 1992 года — член Союза писателей России. Член Союза журналистов России.
В 1996—1998 годах — главный редактор журнала «Очаг». Заместитель ответственного редактора издательского дома "Сельская новь".
В 1998—2013 годах — главный редактор журнала "Сельская новь".
Печатается в журналах «Москва» , «Наш современник» , «Сельская молодёжь» , «Нева», «Подъём», «Молодая гвардия», “Смена”, “Континент”, “Сибирские огни”, «Новая Немига» (Белоруссия), «Простор» (Казахстан), альманахе «День поэзии» газетах Литературная газета
Переводил с украинского, серболужицкого, грузинского языков по подстрочникам и общаясь с авторами.
Виктор Фёдорович Кирюшин (род. 17 октября 1953 года, Брянск, СССР) — российский журналист, поэт, переводчик, эссеист, книгоиздатель, редактор.
Печатается с 1977 года в журнале… Развернуть
Александр Иванович Стовба — Герой Советского Союза, участник Афганской войны (1979—1989). Лейтенант, командир мотострелкового взвода 66-й отдельной мотострелковой бригады 40-й армии в составе ограниченного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан. После гибели также получил известность как поэт — автор стихов преимущественно военной тематики на русском языке. Как литератор посмертно был удостоен премии Ленинского комсомола.
Родился 19 июля 1957 года в Днепропетровске. Вскоре семья переехала в Днепродзержинск, где его родители работали на коксохимическом заводе. Окончил 10 классов. Неудачно пытался поступить в военное училище. В 1975 году всё же сумел поступить в Киевское высшее общевойсковое командное училище имени Фрунзе. С 1978 года член КПСС. С января 1980 года лейтенант Стовба служил в Афганистане. Был командиром мотострелкового взвода в составе 66-й отдельной мотострелковой бригады. 29 марта 1980 года его взвод был окружён в районе населённого пункта Серан (провинция Кунар). Получив ранение в ногу, лейтенант Стовба остался прикрывать отход своего подразделения и погиб.
Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в республике Афганистан, лейтенанту Стовбе Александру Ивановичу присвоено звание «Герой Советского Союза» посмертно.
Похоронен на кладбище города Днепродзержинска.
Уже после своей смерти Александр Стовба получил известность как поэт. В 1981 году в Днепропетровске был издан первый сборник его стихов «Песня грозы сильней». В 1982 году вышел сборник в Москве. В 1984 году Стовба был посмертно принят в Союз писателей СССР.
Александр Иванович Стовба — Герой Советского Союза, участник Афганской войны (1979—1989). Лейтенант, командир мотострелкового взвода 66-й отдельной мотострелковой бригады 40-й… Развернуть
Михаил Васильевич Андреев — известный русский поэт-песенник, член Союза писателей России.
Михаил Андреев учился в Подгорненской средней школе. Окончил в 1976 году Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТИАСУР). Выпускник Высших литературных курсов (Москва, 1985). Живёт в Томске.
Песни на стихи Андреева исполняют группы «Любэ», «Иванушки International», «Белый орёл», «Золотое кольцо», «Фабрика», «Корни», а также Вячеслав Добрынин, Михаил Шуфутинский, Влад Сташевский, София Ротару, Александр Малинин, Дима Билан, Катя Огонёк и др. Из наиболее известных песен на его стихи можно отметить «Отчего так в России берёзы шумят?», «Трамвай пятёрочка», «Главное, что есть ты у меня», «Самоволочка» («Любэ»), «Тополиный пух» («Иванушки International»), «Потому что нельзя быть красивой такой» («Белый орёл») и многие другие.
На стихи М. Андреева сочинил свой последний камерно-вокальный опус один из крупнейших русских композиторов-симфонистов ХХ в. Н.И. Пейко (Вокальная сюита "Люди, земля и небо" для высокого голоса и фортепиано).
Михаил Васильевич Андреев — известный русский поэт-песенник, член Союза писателей России. Михаил Андреев учился в Подгорненской средней школе. Окончил в 1976 году Томский… Развернуть
Михаил Николаевич Щукин - член Союза писателей РФ, лауреат премии Ленинского комсомола, редактор журнала "Сибирская горница".
После восьмилетки поступил в Новосибирский книготорговый техникум, откуда после второго курса перевелся на заочное отделение. В семнадцать лет стал сотрудником районной газеты в рабочем поселке Сузун. Служил в армии на Северном Урале, работал в Новосибирской областной газете и собственным корреспондентом журнала «Огонёк» по Западной и Восточной Сибири. Закончил Высшие литературные курсы. Живет в Новосибирске.
Михаил Щукин - участник Седьмого Всесоюзного совещания молодых писателей. Автор книг «Посидели, поговорили» (1980), «Дальний клин» (1982), «Оборони и сохрани» (1987).
Роман «Имя для сына» был отмечен премиями имени Н.Островского и Ленинского комсомола.
Роман «Конокрад и гимназистка» был издан в 2008 году.
Михаил Николаевич Щукин - член Союза писателей РФ, лауреат премии Ленинского комсомола, редактор журнала "Сибирская горница".
После восьмилетки поступил в Новосибирский… Развернуть
Сергей Трофимович Алексеев – современный русский писатель национал-патриотического направления, филолог, исследователь истории России и русского языка.
Родился 20 января 1952 года в посёлке Алейка Зырянского района Томской области. С детства, буквально с пятилетнего возраста, начал заниматься охотой и рыбалкой. Учился в школе, находившейся в семи километрах от дома, куда приходилось ежедневно добираться пешком.
Закончив 8 классов пошёл работать молотобойцем в кузницу промкомбината, продолжая учиться в вечерней школе. В 1968 году поступил в Томский геолого-разведочный техникум. Ночами подрабатывал на конфетной фабрике. В 1970 году ушёл в армию добровольцем, служил в батальоне особого назначения в городе Москве, охранял объекты третьего спецотдела Министерства Финансов СССР. Демобилизовался в 1972 году в звании старшего сержанта и продолжил обучение в техникуме, периодически выезжая на практику в полевые поисковые отряды. После окончания учёбы в 1974 году уехал работать геологом в полярную экспедицию на Таймыр.
Через год вернулся в город Томск и поступил на службу в милицию, стал работать инспектором уголовного розыска, получил звание лейтенанта. Одновременно поступил учиться заочно на юридический факультет Томского Государственного Университета.
Впервые написал рассказ в 1976 году, но сам того испугался и сжёг его, дабы удержаться от соблазна.Тем не менее, год спустя вновь потянуло к литературе и уже очень серьёзно. В результате в 1977 году уволился из милиции, бросил университет и с головой погрузился в мир творчества, начал писать рассказы и повести. Однако, денег на жизнь не хватало, приходилось вновь совмещать писательский труд с разными профессиями. С 1978 и последущие несколько лет работал в Томской комплексной геолого-разведочной экспедиции, в Томской областной газете «Красное Знамя» корреспондентом отдела нефтегеологии и строительства и даже техником в НИИ Высоких Напряжений. В то время его опять потянуло в странствия: по старообрядческим скитам, по Северному и Приполярному Уралу и другим загадочным местам. Это были вольные экспедиции в одиночку, возможно поэтому удавалось увидеть больше и глубже. В скитаниях для него произошло множество невероятных открытий, он глубоко увлёкся таинством магии русского языка и археологией слова, что в последствии отразилось в таких романах, как «Слово», «Сокровища Валькирии», «Волчья хватка» и пр.
В 1985 году за роман «Слово» получил премию Ленинского Комсомола, а в 1987-м премию ВЦСПС и Союза Писателей СССР за роман «Рой». Позже, в 1995 году уже в постсоветское время удостоен премии имени М.А.Шолохова за роман «Возвращение Каина», и совсем недавно, весной 2009 г. стал лауреатом премии Кузбасса за роман-эссе "Россия: Мы и мир".
Детское увлечение охотой оказалось страстью на всю жизнь. Каждую весну, как только запоют на токах глухари, или осенью, когда затрубят на гону лоси, пробуждается неистребимый охотничий инстинкт.
А ещё одно увлечение – строительство. Построил собственноручно пять домов, около десятка бань, часовню на могиле матери и деда, сложил шесть русских печей, в том числе одну глинобитную и два камина. Пробовал себя в живописи, драматургии, музыкальном продюсировании и многом другом. В настоящее время одновременно с созданием новых литературных произведений занимается историей и этимологией русского языка. В 2012 году основал издательство "Страга Севера"
Некоторые интересные факты биографии описаны самим автором в повести «Материк», в романе «Сокровища Валькирии. Правда и вымысел», а также в романе-эссе "Ох, Охота!"
Сергей Трофимович Алексеев – современный русский писатель национал-патриотического направления, филолог, исследователь истории России и русского языка. Родился 20 января 1952… Развернуть
Светлана Алексиевич — белорусская писательница, журналистка. Пишет на русском языке. Лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года.
Родилась 31 мая 1948 в Ивано-Франковске (Украина) в семье военнослужащего. Отец — белорус, мать — украинка. После демобилизации отца из армии семья переехала на его родину — в Беларусь. Жили в деревне. Отец и мать работали сельскими учителями.
После окончания школы работала корреспондентом районной газеты в Наровле, ещё в школе писала стихи и газетные заметки. В 1967 стала студенткой факультета журналистики Белорусского государственного университета в Минске. Во время учёбы несколько раз была лауреатом республиканских и всесоюзных конкурсов научных студенческих работ.
После университета была направлена на работу в Брестскую обл. — в районную газету. Работая в газете, одновременно преподавала в сельской школе. Через год её взяли на работу в Минск, в редакцию республиканской «Сельской газеты». А ещё через несколько лет она стала корреспондентом, а затем и заведующей отделом очерка и публицистики литературно-художественного журнала «Неман» (орган Союза писателей Беларуси).
Алексиевич пробовала себя, свой голос в разных жанрах — рассказы, публицистика, репортажи. Решающее влияние на её выбор оказал известный белорусский писатель Алесь Адамович и его известные книги «Я — из огненной деревни» и «Блокадная книга». Написаны они не им одним, а в соавторстве с другими писателями, но идея и разработка этого нового для белорусской и современной русской литературы жанра принадлежала ему. Адамович называл этот жанр по-разному, все время искал точную формулировку: «соборный роман», «роман-оратория», «роман-свидетельство», «народ, сам о себе повествующий», «эпически-хоровая проза» и т. д. Всегда она называла его своим главным Учителем.
Сама Светлана Алексиевич обозначила однажды в интервью так главную идею своих книг, своей жизни: "Я всегда хочу понять, сколько человека в человеке. И как этого человека в человеке защитить? Чем мы можем его защитить".
В 1983 была написана книга «У войны не женское лицо». Два года она лежала в издательстве и не печаталась, автора обвиняли в пацифизме, натурализме, в развенчании героического образа советской женщины. Такие обвинения в те времена считались серьёзными. Тем более, что за Светланой тянулась давняя слава антисоветчицы и дисседентски настроенной журналистки.
Но грянули новые времена. В 1985 книга «У войны не женское лицо» вышла почти одновременно в московском журнале «Октябрь», белорусском издательстве «Мастацкая лiтаратура», а затем в «Советском писателе», в «Роман-газете» и т. д. И в последующие годы она переиздавалась многократно — общий тираж дошел до 2 млн. экземпляров. Книгу приветствовали известные писатели-фронтовики: Кондратьев, Бакланов, Гранин, Окуджава и многие другие.
В том же году вышла и вторая книга, которая тоже около года ждала своего часа — «Последние свидетели». Эта книга также много раз издавалась, отмечена многочисленной критикой, которая называла обе книги «новым открытием военной прозы».
В 1989 вышла книга «Цинковые мальчики». Чтобы написать эту книгу, Алексиевич четыре года ездила по стране, встречалась с матерями погибших солдат и бывшими воинами-афганцами. Сама побывала на войне, летала в Афганистан. После выхода книги, которая произвела в обществе эффект разорвавшейся бомбы, многие не простили автору развенчание героического военного мифа. На неё обрушились военные и коммунистические газеты. В 1992 в Минске был организован политический суд над автором и книгой «Цинковые мальчики». Но в защиту поднялась демократическая общественность, многие известные интеллектуалы за рубежом. Суд был приостановлен.
В 1993 вышла новая книга — «Зачарованные смертью». Это был рассказ о самоубийцах — о тех, кто покончил с собой или пытался покончить с собой, не выдержав исчезновения социалистических идей, социалистического материка. Те, кто уравнял себя с идеей, сжился с ней намертво. Кто не нашел в себе силы принять новый мир. Новую историю и новую страну.
В 1997 Алексиевич закончила и опубликовала книгу «Чернобыльская молитва». Она сначала была опубликована в журнале «Дружба народов», а потом в издательстве «Остожье».
Книги Светланы Алексиевич издавались не только в России, но и за рубежом — в Америке, Германии, Англии, Японии, Швеции, Франции, Китае, Вьетнаме, Болгарии, Индии и т. д. Всего в 19 странах мира. Она — автор сценариев 21 документального фильма. И трёх театральных пьес. Во Франции, Германии, Болгарии ставились спектакли по её книгам.
Алексиевич называют «блестящим мастером художественно-документальной прозы». В то же время иногда встречаются и критические мнения, характеризующие творчество Алексиевич как спекулятивно-тенденциозную журналистику
Осенью 2013 года вышла книга о том, как тяжело и болезненно переживается современниками падение советской эпохи. Как и все предыдущие книги Светланы Алексиевич, «Время „second-hand“ (Конец красного человека)» – это собрание голосов, записанных автором в результате сотен встреч с нашими соотечественниками.
Известна последовательно негативной позицией по отношению к внешней и внутренней политике президента А.Лукашенко, в связи с чем подвергалась судебным и внесудебным преследованиям. С начала 2000-х годов жила в эмиграции (Италия, Франция).
С начала 2000-х годов жила в Италии, Франции, Германии. C 2013 года снова живёт в Беларуси (Минск).
Воспитала дочь своей рано умершей сестры.
В 2013 году считалась одним из претендентов на Нобелевскую премию по литературе, однако премию получила писательница Элис Манро из Канады. В 2015 году Светлана все-таки получила премию с формулировкой «за многоголосое звучание ее прозы и увековечивание страдания и мужества» и стала первым нобелевский лауреатом в истории независимой Беларуси и первым с 1987 года русскоязычным писателем, удостоенным Нобелевской премии по литературе. Денежный приз премии составил 8 млн шведских крон (около 953 тыс. долларов).
После крымских событий 2014 выступила в немецкой газете Frankfurter Allgemeine с осуждением российской политики в отношении Украины.
Светлана Алексиевич — белорусская писательница, журналистка. Пишет на русском языке. Лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года. Родилась 31 мая 1948 в… Развернуть
Юрий Михайлович Поляков — русский писатель, поэт, драматург, литературовед. Кандидат филологических наук. Общественный деятель, член Союза писателей СССР. Главный редактор «Литературной газеты» с 2001 года. Автор стихов, повестей и романов. Его проза включена в школьные и вузовские курсы современной российской литературы, а также переведена на многие языки.
Родители из рязанских крестьян, обосновавшихся в Москве в годы индустриализации. Отец, Поляков Михаил Тимофеевич, электромонтер; мать, Лидия Ильинична, технолог. Супруга, Полякова Наталья Ивановна — программист; дочь, Алина, филолог. Живет и работает в Москве.
Юрий Поляков после средней школы поступил в Московский областной пединститут им. Крупской, еще на старших курсах стал работать учителем. В 1976 году был призван в Советскую Армию, служил в Группе советских войск в Германии. После демобилизации стал работать в школьном отделе Бауманского райкома комсомола. Вскоре перешёл в газету «Московский литератор», где проработал до 1986 года, став из корреспондента её главным редактором. С 1979 года сотрудничает с «Литературной газетой». В 1981 защитил кандидатскую диссертацию на тему "Творческий путь Г. К. Суворова: К истории фронтовой поэзии".
Начал свою литературную деятельность как поэт. Первая книга стихов "Время прибытия" вышла в 1980 году в издательстве "Молодая гвардия". В его стихах видна реалистическая традиция, их отличают оригинальность мысли, ясность формы, открытость лирического чувства, тонкая самоирония. В те же годы он выступил как литературовед со статьями о поколении поэтов-фронтовиков, а в 1983 вышла книга "Между двумя морями".
В конце 1970 — начале 1980 гг. Юрий Поляков пишет актуальную прозу по острым проблемам общества. В 1980 заканчивает повесть "Сто дней до приказа", где впервые в советской литературе поднял тему неуставных отношений в армии, "дедовщины" (опубликована в 1987 году); через год — повесть "ЧП районного масштаба" о деформированной нравственно-психологической атмосфере комсомольского аппарата (опубликована в 1985). Обе повести оказываются под запретами и выходят в свет журнале "Юность" после противостояния с цензурой, в т. ч. военной. Книги вызывали общесоюзную дискуссию периода "гласности", по сути явились предвестницами грядущей перестройки, их социальная острота и злободневность сделали писателя чрезвычайно популярным.
Вместе с тем, отдавая должное пафосу разоблачительства, критики обратили внимание на динамичность сюжетных построений, яркость психологических характеристик и, особенно, на языковую точность и богатство этих повестей. Некоторые наиболее удачные языковые находки автора быстро вошли в общеразговорный обиход. С повести "Апофегей" (1989) в творчестве Ю. Полякова появились новые черты, он отходит от социальной тематики, сосредотачиваясь на внутренней жизни героев. Формируется особый, легко узнаваемый "поляковский" стиль, складывающийся из смелого смешения разностилевой лексики, игры семантическими смыслами, иронии, незаметно переходящей в лиризм. Намечается типичное для последующих сочинений писателя сатирическое изображение разрушительного российского либерализма.
Повесть "Парижская любовь Кости Гуманкова" ("Юность", 1991) развивает эту тенденцию. Ю. Поляков одним из первых попытался взглянуть на уходящую советскую натуру с добрым, ностальгическим юмором, что на фоне тогдашних настроений вызвало гнев критиков и очередное признание читателей. В тот же период оформляется его творческий интерес к набравшему силу в начале 1990-х годов постмодернизму. Оставаясь на позициях реалистической прозы, он пытается усвоить наиболее плодотворные элементы эстетики постмодернизма. С одной стороны, это творческая полемика с ним, с другой — попытка художественного синтеза ведущих тенденций современной литературы. Первым результатом этого синтеза явилась повесть "Демгородок" ("Смена", 1993). Автор совмещает здесь политическую сатиру, антиутопию, детектив, литературную пародию и любовную драму, оказываясь вновь оказывается оппонентом официальной, на сей раз либеральной, идеологии.
Тема этой повести органично связана с пафосом публицистических выступлений прозаика в периодической печати 1990-х годов. С позиций просвещенного патриотизма Ю. Поляков дает глубокий и нелицеприятный анализ происходящих в России духовных и социально-политических процессов. Его статьи отличаются афористичностью, эмоциональным накалом, полемической заостренностью и неизменно вызывают широкий общественный резонанс. Свою публицистику автор объединил в две книги: "От империи лжи — к республике вранья" (1997) и "Порнократия" (1999).
В одной из самых своих популярных книг — романе-эпиграмме "Козленок в молоке" (журнал "Смена", 1995) Ю. Поляков дает сатирическую картину жизни творческой интеллигенции, показывая, как формируются виртуальные "таланты" в литературе. Шире этот роман воспринимается как злая сатира на пореформенный период российской истории. "Козленок в молоке" интересен как художественно состоявшаяся попытка совместить принципы реализма с достижениями постмодернизма. Повесть "Небо падших" (журнал "Смена", 1998) посвящена так называемым "новым русским". Автор одним из первых создает убедительный образ "страдающего победителя", современного "Фому Гордеева", показывая, как разрушает душу бизнес, построенный на ограблении своей страны. В этот период критика все чаще выделяет Ю. Полякова как лидера "гротескного реализма", характерного, по мнению М. Бахтина, для переходных эпох, когда новое сталкивается со старым.
Наиболее значительным произведением Ю. Полякова в ушедшем веке стал роман "Замыслил я побег." ("Москва", 1999), представляющий собой своего рода семейную сагу и охватывающий 30 лет жизни страны. В центре романа — "эскейпер" Башмаков, отличительной чертой которого является неспособность принимать решения, что отражается и на его личной судьбе, и на судьбе державы. Сложный по композиции и мысли, роман написан ярко, остроумно и стал чрезвычайно популярен. По мнению критиков, этот роман явился одной из вершин отечественной реалистической прозы конца XX века. Продолжением этой темы стал новый роман Юрия Полякова — "Грибной царь" (2005).
В 2001—2004 годах Ю. Поляков опубликовал цикл "Плотские повести" (журналы "Смена", "Нева", "Наш современник"), посвященный проблемам современной семьи. Он так же активно работает как драматург, его пьесы "Контрольный выстрел", "Халам-Бунду", "Козленок в молоке", "Хомо эректус" и другие идут в российских и зарубежных театрах и пользуются зрительским успехом.
Произведения Ю. Полякова изданы в виде "Собрания сочинений" в 3 (М., 1997) и 4 (М., 2001) томах, сборников "Избранные сочинения" (С.-Пб., 1994), "Небо падших: Избранное" (М., 2002), "Плотские повести" (М., 2003), "Хомо эректус: Пьесы" (М., 2004).
По произведениям Ю. Полякова сняты фильмы: "Работа над ошибками" (1987, режиссер А. Бенкендорф), "ЧП районного масштаба" (1988, режиссер С. Снежкин), "Сто дней до приказа" (1989, режиссер Х. Эркенов), "Левая грудь Афродиты" (1999, режиссер А. Павловский), "Игра на вылет" (2000, режиссер К. Одегов), "Замыслил я побег..." (2003, режиссер М. Ибрагимбеков), "Козленок в молоке" (2003, режиссер К. Мозгалевский, В. Нахабцев). Ю. Поляков является соавтором сценария известного фильма С. Говорухина "Ворошиловский стрелок" (1997), а также автором оригинальных сценариев, по которым сняты ряд фильмов и сериалов.
С 2001 года Ю. Поляков возглавляет "Литературную газету", которая, отказавшись от либеральной моноидеологии, пытается восстановить единое идейно-эстетическое пространство российской литературы.
Юрий Михайлович Поляков — русский писатель, поэт, драматург, литературовед. Кандидат филологических наук. Общественный деятель, член Союза писателей СССР. Главный редактор… Развернуть
Детский поэт, прозаик, член Союза писателей СССР (с 1984 года), автор более 150 книг для детей и юношества, автор одного из вариантов гимна России.
Родился 25 сентября 1949 г. в подмосковном поселке Клязьма в семье известного цветовода.
Отец Владимира Александровича, был всесторонне развитым человеком, на семейных торжествах читал стихи и пел песни собственного сочинения.
Первое стихотворение Владимир Александрович написал в пятом классе, а первая публикация появилась в "Московском комсомольце" в 1966 году.
Закончив педагогический институт, долгое время работал в школе.
На VII Всесоюзном совещании молодых писателей Редакция журнала "Мурзилка" рекомендовала В.А.Степанова как молодого, талантливого писателя, а детская писательница А.Л.Барто, назвала Владимира Степанова на съезде писателей России в числе трех молодых перспективных авторов.
Газета Русский Вестник (статья от 28 июля 2006 "Легенда детской литературы"), дала полноценную характеристику творчества поэта:
«…По рейтингу он занимает первое место среди детских писателей, превосходя по тиражу Чуковского, Маршака, Михалкова, Успенского и других советских и зарубежных авторов вместе взятых. Поэт продолжает писать и радовать детей, да и взрослых такими необычайно интересными и познавательными стихами. Из-под его пера ложатся минипроизведения, пронизанные светом и теплом, добротой и душевным покоем. Стихи - детям. Это не лозунг, не сиюминутная реклама. Это его жизненное кредо - это его боль и радость. Это боль за страну, боль за порушенное прошлое, боль за неопределенное будущее, боль за нарастающее поколение. А радость - это путь через свое творчество общаться с детьми: делать их светлее, приветливее, радушнее к природе, к старшим товарищам и прежде всего к родителям. Стихи - детям. Они читаются, поются, дышат легкостью и свежестью счастливого созерцания солнца или облачка, травинки или цветочка, ветки яблони или березы, снегирей, воробьев, ежей, лошадей. Степанов не отступает ни на миг, ни на шаг от земных растений или наших чудесных домашних или лесных обитателей. Он говорит, вернее, пишет простым, доступным для любого малыша языком. Он играет с ними, играет с буквицами, со словами, ткет рифму, потому его стихи легко запоминаются, потому их учат, потому их знают. В видимой простоте слога скрывается поэтический дар, дар богатого духовного мира, взращенного на подмосковной земле у родительского крыльца, что на реке и станции Клязьме. Здесь, вблизи от Москвы, маленький Володя делал первые шаги, ходил в школу, купался, загорал, бегал на лыжах и... познавал природу. Открытию удивительного мира растений он обязан прежде всего отцу - Александру Федоровичу - агроному по образованию и знатному, профессиональному цветоводу. С детских лет приучал отец Владимира ухаживать за землицей, выращивать цветы, кустарники, деревья, овощные культуры. Любить людей, любить свою землю Говорят, память детства - самая сильная, самая яркая. Вот эту-то память он несет по жизни. Если у большинства людей каждодневная работа занимает большую часть времени, отвлекает от досужих мыслей и лирических отклонений, то мир Степанова совершенно иной. Впечатления, полученные с детских лет, педагогическое образование и работа в школе усилили его тягу к творчеству, к созиданию. Через годы разных эпох, рожденный в 1949 году, он пронес это трогательное чувство любви к самым маленьким человечкам -принес им на протянутой ладони свое видение природы и отдал им все, что имел. Вложил в них свою щедрую душу и сердце».
Владимир Степанов был автором одного из вариантов гимна России. Первые строчки гимна звучали так:
Мы Родиной нашей гордимся по праву,
Она величава, добра и сильна.
Как солнце, сияет орел наш двуглавый,
Так было и будет во все времена.
В одном из интервью, детский поэт сказал:
«…Литература для детей отличается от литературы для взрослых ещё и тем, что ребёнок постоянно получает образование. Но забивание „дидактических гвоздей“ в ребёнка ни к чему хорошему не приведёт. Чтобы образовательный процесс был интересным, надо искать и находить яркие художественные строчки, делать сценарий и режиссуру книги, профессионально сочетая звуковой ряд и ряд иллюстративный…Миллионы читателей не заставишь читать то, что им не интересно. К сожалению, сегодня у каждого издателя свои, порой весьма „оригинальные“ представления о детской литературе и о качестве книг для детей. Порой плохие взрослые стихи выдаются за детские. При этом запускается притча: ребёнок всё поймёт. Но ребёнку не нужны ребусы!».
Детский поэт, прозаик, член Союза писателей СССР (с 1984 года), автор более 150 книг для детей и юношества, автор одного из вариантов гимна России.
Родился 25 сентября 1949 г. в… Развернуть