Больше рецензий

Raziel

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 января 2010 г. 23:43

469

3

«Девушка с татуировкой дракона» осталась для меня книгой-загадкой по той простой причине, что ничего достойного сенсационной славы я на ее страницах не обнаружил. Бесспорно, очень добротный и качественный детектив, достойный занять свою нишу, но почему он стал вдруг сенсацией лично мне непонятно. Вероятно (учитывая читательские симпатии к всевозможным девиантам - вспомнить хотя бы Декстера), из-за главной героини, Лисбет Саландер, которая будучи лучшей сотрудницей детективного агентства, в то же время по постановлению шведского суда является психически больным человеком, нуждающимся в профессиональной опеке. Не то чтобы Лисбет и в самом деле была больна, просто, в силу своих странностей, она решительно отказывается идти на контакт с 99% людей, и ее блестящий аналитический ум, к сожалению, не подсказывает ей, в каких ситуациях это уместно, а в каких наносит непоправимый вред собственному благополучию…

В принципе, в этой книге, имхо, всего один существенный недостаток – она ощутимо затянута. Большую часть из шестисот с лишним страниц Стиг Ларссон только вводит читателя в курс дела, дотошно и обстоятельно рассказывая сначала о Калле Блумквисте, Веннерстреме и «Милленниуме», потом о Лисбет, и наконец, о сложной и запутанной семейной истории клана Вангеров, большая часть перипетий которой в дальнейшем сюжете роли не сыграет. И только потом, ближе к концу, действие начинает раскручиваться вплоть до разгадки таинственного исчезновения племянницы Хенрика Вангера, которая оказывается разочаровывающее прозаичной и не вполне логичной. В принципе, учитывая то, что «Девушка» - только первый роман трилогии, затянутое знакомство с персонажами, может, и оправдано, равно как и сенсационная слава серии, секрет которой раскроется позже, но в качестве обособленного романа тщательно взращенных издателями надежд «Девушка», к сожалению, не оправдала.

Комментарии


Вот тут Данилкин пытается объяснить в чем феномен популярности книги, не могу, правда, сказать, что очень уж убедительно


Убедительно или нет, но анализ небезынтересный. :)


Можно воспринимать "Девушку с татуировкой" как детектив. В этом случае действительно - ничего особенного.

А можно - как современный роман, в основе сюжета которого действительно лежит детективная загадка - но это только "завязка", косточка. А вокруг вкусная "мякоть": знакомство с жизнью современной Швеции; критика экономических махинаций; внутренняя кухня журнала; изнанка журналистики; убедительная прорисовка симпатичных и необычных персонажей...

И во втором случае - понятно, чем роман привлекает многих читателей.

Кто ищет только детектив - будет разочарован.
А кто - что-нибудь побольше, да "повкуснее" - те останутся довольны.


Но зачем тогда детектив? Он отягощает и оглупляет.
Я вообще читать не смогла.И слог (перевод?) - не очень.


Ну... как говорится: "На вкус и цвет - все фломастеры разные".

===

Кого отягощает детектив?
Кого оглупляет?
Кого могут "оглупить" детективы Агаты Кристи, Сименона, Конан Дойля?

Детективный жанр - это не более, чем "обертка", "фантик".
А что внутри этого фантика - зависит от цели и мастерства автора.


Меня. :))))))))) Нет, в детстве я их читала конечно. И именно у этих, классиков жанра, - мало что "за обёрткой". У новых - возможно. Но сейчас - стойкое неприятие любого детектива. Просто факт. Что есть такие люди :)
А Ларсонова "Девушка" действительно "не пошла". Как ни тужилась :))


А я тоже в детстве читала классиков детектива. А как же! Конечно.
И вот сейчас не так давно перечитала несколько романов Агаты Кристи (чтобы отдохнуть от современной "чернухи", типа Елинек, Бегбедера).
Восприятие, конечно, совершенно другое.
Причем, некоторые романы - точно помню, что читала... Что некоторые сюжетные ходы вроде бы помню... Но... - не очень помню. :)
Перечитайте хотя бы "Зло под солнцем" Агаты Кристи.
Там довольно много психологии и проблем общения / взаимовосприятия между полами. Причем - концовка-развязка переворачивает все с ног на голову.


Неожиданное предложение для меня:) Интересное. Возможно, посмотрю. Спасибо.:)


Да, я посмотрела, ЧТО Вы читаете. :) И многое в Вашем списке и рецензиях меня заинтересовало.
Кстати, в очередной раз за Агату я взялась как раз после прочтения "Пианистки" Елинек. Уж сильно она бьет по мозгам, не так ли?

Кстати, имхо. Вот то, что Кристи, Сименон, Конан Дойль, По сейчас входят в круг детского / подросткового чтения, - как раз говорит об их качестве и необходимом этапе в развитии читателя. Но никак не о том, что они кого-то "оглупляют".

Но тем не менее... Гораздо в бОльшей степени я рекомендую к прочтению "Девушку".


Вдогонку.
Я совсем недавно прочитала "Детектив" Артура Хейли.
Просто отлично!
Вот моя рецензия на очередной производственный роман Хейли.
Тоже - весьма рекомендую к прочтению.
Извините, конечно, за навязчивость, но интересное общение пошло.
Ну а если действительно совсем не идут детективы - ну их подальше! :)


Детектив в "Девушке" задуман как стержень, необходимый для того, чтобы объединить не связанные друг с другом привычные Ларссону журналистские статьи о том, о сем, из которых, собственно, и состоит роман, в единое полотно.


Вот это кажется очень верным. Вообще роман Ларссона удивительно сильно рифмуется с жизнью Ларссона. И этот зимний домик с кофе и сигаретами, и масса персонажей и карты, которые очевидно были рабочим материалом.


Хотите сказать, что книга в большей степени придется по душе любителям публицистики и профессиональных "изнанок"? Возможно, но зачем же в таком случае вводить читателей в заблуждение обложкой, и книгу о жизни современной Швеции с критикой экономических махинаций и изнанкой журналистики называть триллером? ))


Да, именно так.
А вводят в заблуждение обложкой и определением жанра - не писатели, а издатели. Для создания шумихи и бума. Считаю это неправильным. Но... "такови селяви".

Я читала электронную книгу. Поэтому не была связана впечатлением от "обложки". Да и вообще - мне такой стиль - размеренный, спокойный, - очень нравится.


Я с Вами на 100 % согласна. Мне вот тоже Ларссон импонирует своим обстоятельным стилем, благодаря которому его книги - это такие романы со смешением жанров и своей запоминающейся атмосферой, а не просто детективы


Абсолютно согласна с Raziel!! К тому же, очень неудачный перевод названия. Оригинальное название - очень точное, а тут как будто пальцем в небо


Справедливости ради, перевод названия - это перевод с английского перевода.


перевод с английского перевода


Ужжжжжжжжжас!!!!! Вы уверены?
Что, в России не нашлось переаодчиков со шведского? Но Лагерквиста и множество др. шведских писателей переводили!!!!!!!!


Я ж говорю название - с английского. Вернее, по английскому образцу (с той мыслью, видимо, что они лучше понимают издательскую конъюктуру). А текст конечно со шведского, Савицкая уже тыщу лет с него переводит.


Образ Лисбет - это же мечта подростков от 12 до 30 лет, он как гороскоп подходит всем любителям современной литературы.


согласна абсолютно со всем


А что, кому-то правда непонятно, отчего книга популярна?
Кто из нас (или, скажем, европейских, или американских читателей) не любит:
а)увлекательного сюжета;
б)изображения старой доброй матушки Европы, на просторах которой разыгрывались величайшие драмы 20 века, да и теперь что-то происходит;
в)ярких персонажей, которым можно сопереживать или нет, представлять себя на их месте или не представлять, но то, что они - живые люди, оспорить трудно;
г)социальной тематики? Потому что там, где социалка, непременно присутствует идея справедливости. А это именно то, ради чего люди читают книги.
К тому же читается на редкость легко.


Люди читают книги ради идеи справедливости? Это что-то новое...

Если бы все европейские книги средней увлекательности с ярким персонажем и социальной тематикой расходились по миру тридцатимилионными тиражами, я бы этим вопросом не задавался.)


Нет, не новое. Люди всегда читают книги ради идеи, которую они могли бы разделить.
Если бы таких книг было достаточно, ни одна из них, конечно, не разошлась бы ----миллионными тиражами. Меня бы это устроило, а вас?


"Идея" вообще и "идея справедливости" - несколько разные вещи.) И я бы на вашем месте не торопился говорить от лица всех людей - это очень вредная привычка.)

Хотите сказать, что "Девушка" - единственная увлекательная европейская книга с социальной тематикой?


Конечно, не единственная. Просто мне именно такой литературы несколько не хватает. А почему бы и не говорить от лица всех людей, которым нравится книга, если их понимаешь?
А идея, вообще, может быть любой, но в книге она должна присутствовать(форма и содержание одинаково необходимы), и хорошо, когда она находит отклик.


А почему бы и не говорить от лица всех людей, которым нравится книга, если их понимаешь?


А зачем вам вообще говорить от чьего-либо лица, кроме своего? Разве вы политик, лоббирующий интересы электората? 468-ми людям эта книга понравилась, думаете, все они они подпишутся под вашими а-г? Вряд ли.

А идея, вообще, может быть любой, но в книге она должна присутствовать(форма и содержание одинаково необходимы), и хорошо, когда она находит отклик.


С этим сложно поспорить, без идеи и книга-то не появится.


468-ми людям эта книга понравилась, думаете, все они они подпишутся под вашими а-г? Вряд ли.


Думаю, что да, подпишутся, хотя необязательно под всеми а-г.