Искусство войны

Форма: опус
Перевод: Н. И. Конрад

Тот, кто знает, когда можно сражаться, а когда нельзя, одержит победу. Тот, кто понимает, как использовать большие и малые силы, одержит победу. Тот, у кого верхи и низы горят одним и тем же желанием, одержит победу. Тот, кто, будучи полностью готов, ждет неподготовленного, одержит победу. Совсем не обязательно вести военные действия, чтобы использовать принципы, сформулированные Сунь-цзы. Они равно применимы в политике, управлении и даже в повседневной жизни. Победителем мечтает стать каждый. Постижение древней мудрости и сегодня – шаг к победе.

Показать все

Лучшая рецензия на книгу

Рецензия на книгу Искусство войны
Оценка: 4  /  4.1

Эту книгу я прочитала по рекомендации мужа и включила ее в соответствующую подборку. Должна признаться, что чтение оказалось более чем увлекательным, хотя я вовсе не являюсь человеком, интересующимся военной тематикой.

картинка Beatrice_Belial

Дело в том, что «Искусство войны» не только и не столько о войне, сколько о философии жизни в целом. Описываемые в книге стратегии - своего рода древнее руководство по искусству гармоничной жизни и решении любых проблем и конфликтных ситуаций (от психологического соперничества до военных действий). И применимы эти стратегии в самых разных областях, а не только на поле боя. Как раз по этой причине данную книгу так любят многие политики и бизнесмены.

картинка Beatrice_Belial

Итак, перед нами древний китайский трактат, написанный около двух тысяч лет назад стратегом и мыслителем Сунь-Цзы, личностью загадочной и неоднозначной, как и его высказывания и стратегии. Для современного читателя многие из них (как, впрочем, и рассуждения Макиавелли) могут показаться чрезмерно практичными и не обремененными нормами морали. Но ведь для хорошего стратега главное - результат, а победителей, как известно, не судят.

картинка Beatrice_Belial

Наиболее полезным сегодняшнему читателю «Искусство войны» может оказаться именно как руководство для решения конфликтов и поиска выходов из трудных жизненных ситуаций. Причем, самое интересное то, что предлагаемые Сунь-Цзы стратегии отлично работали 1000 лет назад, 400 лет назад и продолжают не менее успешно функционировать сегодня. В чем же причина? Люди не меняются? Очень может быть.

Конкретно в этом издании и переводе трактат представлен в контексте даосской философии. Характерные для даосизма представления о человеческой природе, сущности возникающих конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций дают возможность применять силу без грубого насилия и побеждать еще до начала открытого противостояния. С этой точки зрения «Искусство войны» может считаться настольной книгой политиков, политологов и психологов. Для более ясного понимания идей, изложенных в трактате, его текст сопровождается комментариями одиннадцати китайских стратегов и военачальников.

Издание иллюстрировано репродукциями произведений изобразительного искусства Китая, Японии и Кореи из музеев, галерей и частных коллекций многих стран мира.

картинка Beatrice_Belial

Книга действительно очень красивая, выполнена качественно и выглядит весьма солидно. Именно в таком оформлении, она стала бы прекрасным подарком для практически любого мужчины, на мой взгляд.

Поделитесь своим мнением об этой книге, напишите рецензию!

Текст вашей рецензии

Рецензии читателей

Рецензия на книгу Искусство войны
Оценка: 4  /  4.1

Отличная книга, только очень короткая. Больше половины текста занимает предисловие и пояснения переводчика.
Надо сказать, и предисловие я прочитал не без интереса. В частности, там переводчик рассуждает о возможных датировках и авторстве трактата. Хотя, кто бы ни был настоящим автором, это памятник такой древности, что едва ли это можно сколько-нибудь надёжно определить сегодня. Да и не важно это, с моей точки зрения. Кто-то очень умный очень давно написал -- и этого вполне достаточно. Кстати, автор часто ссылается на древние времена. Древние по отношению к себе. Трудно представить, насколько это давно относительно нас.
Остальные примечания переводчика, порой обширные, касаются толкования отдельных слов и выражений автора. Таким толкованием занимаются уже долгое время и сами китайцы. И долго ещё будут заниматься, потому что некоторые иероглифы давно не употребляются и смысл их утерян. И язык с тех пор изменился. Меньше, конечно, чем другие языки, но изменился. Да и стиль трактата такой библейский, допускающий разное прочтение.
Вот пример:

Чжан Юй предлагает несколько иное толкование этой фразы: он принимает слово «цзян» не в значении «полководец», а в смысле служебного слова для обозначения будущего времени.

Китайская грамматика не очень подходит для ясного выражения мыслей... порой она порождает китайскую грамоту.

Не могу не привести цитату из предисловия. Кто-то в древности написал о гневе стратега так:

Сунь-цзы был в ярости. Глаза у него были широко открыты, голос подобен рыку тигра, волосы стали дыбом, а завязки шапочки порвались на шее.

Это же надо так разволноваться, чтобы аж завязки шапочки порвались :)))

Очень мне нравится, как Сунь-цзы излагает суть дела: совершенно алгоритмически. Кажется, если внимательно изучить и аккуратно применять его правила, можно и правда победить в войне. Если звери ведут себя так-то и так-то, то это значит, что противник делает то-то и то-то. Если птицы собираются в стаю, значит, противника в этом месте нет. Если пыль клубится определённым образом, значит, приближается пехота. А если по-другому, тогда жди колесниц.
Нашёл я, правда, и сомнительный совет в книге:

Время – это когда погода сухая; день – это когда луна находится в созвездиях Цзи, Би, И, Чжэнь. Когда луна находится в этих созвездиях, дни бывают ветреные.

Моя бабушка тоже говорила, что луна рожками вниз к дождю. А если вверх, то к морозу. Я ей даже в детстве не верил, хотя второе, как ни странно, верно :)

Не знаю как на кого, а на меня наибольшее впечатление произвела глава 9 про поход. Ну очень умно написано. Именно так и надо маневрировать, выбирать позицию и т.д.
Да и вообще, чтобы побеждать, совершенно не обязательно лезть в битву. Достаточно думать. И знать. Знать то, что надо знать, и не дать противнику знать то, что ему знать не нужно.

Из этой книги можно выбрать миллион цитат. Вот совсем немного.
Полководец – это ум, беспристрастность, гуманность, мужество, строгость. Абсолютно точно. Это необходимо и достаточно.
Война любит победу и не любит продолжительности. Ещё тогда умные люди понимали, что в большой войне проигрывают все участники.
Сто раз сразиться и сто раз победить – это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего – покорить чужую армию, не сражаясь. Сунь-цзы не свиреп. Он умён. Он не желает большой крови.
Войско, долженствующее победить, сначала побеждает, а потом ищет сражения; войско, осужденное на поражение, сначала сражается, а потом ищет победы. Это значит: побеждает не сражение, а его своевременная и правильная подготовка. Без неё победить можно, но шансы невелики.
Если войско противника идет домой, не останавливай его; если окружаешь войско противника, оставь открытой одну сторону; если он находится в безвыходном положении, не нажимай на него; это и есть правила ведения войны. Это снова против излишней жестокости, но звучит абсолютно по-современному. Оказывается, правила войны были сформулированы отнюдь не в начале XX века в Гааге и Женеве.
Правда, есть у Сунь-цзы и много не совсем гуманных идей типа разграбления территории противника. Но это он предлагает делать не "ради искусства", а по необходимости. Без этого армия не сможет сражаться и погибнет.

И ещё не могу забыть длинную, но очень важную цитату, может быть, самую важную:
======
Если нет выгоды, не двигайся; если не можешь приобрести, не пускай в ход войска; если нет опасности, не воюй. Государь не должен поднимать оружие из-за своего гнева; полководец не должен вступать в бой из-за своей злобы. [...] Гнев может опять превратиться в радость, злоба может опять превратиться в веселье, но погибшее государство снова не возродится, мертвые снова не оживут. Поэтому просвещенный государь очень осторожен по отношению к войне, а хороший полководец очень остерегается ее. Это и есть путь, на котором сохраняешь и государство в мире, и армию в целости.
======
Надеюсь (но не уверен), что сегодняшние государственные деятели и офицеры эту премудрость где-нибудь изучают.

Жаль, кончилось всё неожиданно. Боюсь, виноваты переписчики. Не может быть, чтобы Сунь-цзы вот так вдруг оборвал повествование. Там наверняка было что-то ещё, и это потерялось.

Рецензия на книгу Трактат о военном искусстве
Оценка: 4  /  4.1

Соглашусь с теми рецензентами, которые пишут о том, что эта написанная пару тысячелетий назад удивительным образом не потеряла своей актуальности, и кроме того, она сейчас актуальна не только в войне, но и в бизнесе.
Лаконично, емко, точно, без лишней воды изложены основные постулаты и приемы ведения войны, причем большое внимание уделяется не только сугубо военным, а и логистическим аспектам ведения войны.

Рецензия на книгу Трактат о военном искусстве
Оценка: 4  /  4.1

Во время прочтения этой книги в голове настойчиво возникали две мысли:
- во-первых, какую огромную исследовательскую работу проделал автор. Сколько всего рассмотрел, проанализировал, законспектировал, сделал выводы. Сразу виден масштаб работы, масштаб понимания этого вопроса автором.
- во-вторых, (да услышьте меня, пожалуйста) эту книгу нужно дать почитать многим графоманам, особенно создателям non-fiction литературы. Когда порой читаешь 500 страниц текста, по которому тонким слоем "размазаны" две толковые идеи, то всегда думаешь, что это же можно на блокнотном листе уместить, а вы тут раздули толстенный бестселлер. В "Трактате о военном искусстве" все наоборот: все четко, лаконично, емко, структурировано.
Книга актуальна для любого времени и народа. Считаю, что ее полезно и интересно будет прочесть каждому.

Рецензия на книгу Искусство войны
Оценка: 5  /  4.1

Актуальная в наше время книга была написана то ли китайским военачальником и стратегом Сунь Цзы (4-5 века до н. э.), то ли стратегом Сунь Бинь (4 век до н. э.). Китай в то время состоял из многих десятков воюющих между собой царств и у автора, видимо, было достаточно эмпирического материала для обобщений. Оставив в стороне даосско-конфуцианскую идеологическую надстройку, подытожим наиболее ценные (с точки зрения профана) практические рекомендации.

1) Необходимо знать силы и слабости как свои, так и врага. Качество этого знания - первопричина всех последующих успехов и неудач. Поэтому, в частности, никогда не следует экономить на шпионах.

Если знаешь его и знаешь себя, сражайся хоть сто раз, опасности не будет; если знаешь себя, а его не знаешь, один раз победишь, другой раз потерпишь поражение; если не знаешь ни себя, ни его, каждый раз, когда будешь сражаться, будешь терпеть поражение.

2) Затяжная война всегда невыгодна. Она изнуряет войско и народ, ослабляет боевой дух, усложняет снабжение войска и т. д. Поэтому, например, длительные осады не рекомендуются. Более того, лучше всего, вообще победить не вступая в сражение, сохранить свое войско и войско покоренного врага.

Сто раз сразиться и сто раз победить – это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего – покорить чужую армию, не сражаясь. Поэтому самая лучшая война – разбить замыслы противника; на следующем месте – разбить его союзы; на следующем месте – разбить его войска. Поэтому тот, кто умеет вести войну, покоряет чужую армию, не сражаясь; берет чужие крепости, не осаждая; сокрушает чужое государство, не держа свое войско долго.

3) Но если деваться некуда и приходится воевать, то для победы нужно использовать слабости противника. Если твои силы свежи, нужно искать ситуации когда его войска устали, если твое превосходство не подавляющее, то разбить противника по частям и т. д.

Непобедимость заключена в себе самом, возможность победы заключена в противнике.

4) Есть у Сунь-Цзы и выражение "Хочешь мира - готовься к войне". И звучит оно так:


Правило ведения войны заключается в том, чтобы не полагаться на то, что противник не прийдет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю нападение на себя невозможным для него.

5) "Искусство войны" учит обманывать противника: прикидываться слабым будучи сильным, казаться удаленным, будучи рядом с противником, и т. д. Следствием этого, не рекомендуется принимать такие же ходы врага за чистую монету.

Если речи противника смиренны, а боевые приготовления он усиливает, значит, он выступает. Если его речи горделивы и он сам спешит вперед значит, он отступает. Если он, не будучи ослаблен, просит мира, значит, у него есть тайные замыслы.

Книга учит военачальников тому как держать себя с войском. И крайняя жестокость и либеральность определяются как слабости, чреватые потерей контроля над войском. Есть немало и технических советов, как например: если на поле слетаются стаи птиц, то противника там нет :). Неудивительно, что спустя 2300 лет книга штудируется в армиях, разведслужбах и бизнес офисах многих стран как на Западе так и на Востоке.

Рецензия на книгу Искусство войны
Оценка: 3.5  /  4.1

Узкий специфический опыт очень успешного в профессии человека. Профессия, правда, тоже специфическая - полководец.
Сейчас много книг, когда успех бизнеса пытаются проанализировать, разложить на составляющие и преподать по пунктам желающим. Интересно, был ли хотя бы один ученик успешнее основателя успешного бизнеса.
Почему-то на ум пришел Чингисхан. Вот он книгу эту не читал и потому не знал, что делать так нельзя и вот этак. И просто нашел решения нерешаемых по Сунь-Цзы проблем. Например, с продовольствием - 3-5 лошадей для всадника.
И еще - это книга полководца завоевателя, а не полководца обороняющегося, полководца, который выстраивает по всем параметрам преимущества.
Все равно было интересно заглянуть за кулисы боевых китайских действий 4 столетия до н.э.

Рецензия на книгу Искусство войны
Оценка: 5  /  4.1
Смотреть и видеть лишь то, что есть.
"Искусство войны" - самый ранний военный трактат, ценившийся выше любой другой работы, устной или письменной.
В основе концепции Сунь-цзы лежит управление врагом, создающее возможности лёгкой победы.

Книга удивительно хороша, безусловно полезна и актуальна даже в повседневной жизни.
Прочитав несколько рецензий, касающихся применения данной книги к бизнесу, попыталась посмотреть на трактат их глазами, но безуспешно. Видимо, у меня некоммерческий склад ума.

Война - это путь обмана, постоянной организации ложных выпадов, распространен я дезинформации, использования уловок и хитростей.

В данном случае для меня предпочтительно видеть в этой книге лишь то, о чем она была написана, т.к. для меня воин - это воин, поле битвы - это поле битвы, сражение - это сражение, а война - это война.
Всё чётко, лаконично и без "литья воды", что и ценно в книгах подобного жанра.

У солнца есть краткость и продолжительность, у луны есть жизнь и смерть.

Оценка 5 из 5.

Оценка: 5  /  4.1

Некоторые вещи действительно никогда не меняются: законы природы и законы войны. Чтобы подтвердить последнее, достаточно потратить полтора часа на прочтение этого небольшого трактата, написанного две с половиной тысячи лет назад. У нас есть атомные бомбы, танки и автоматы Калашникова, которых не было у древних китайцев, но на самом деле это ничего не меняет. Потому что они лишь инструменты, использование которых зависит всего от двух слов: стратегия и тактика. О них и есть «Искусство войны», потому что – они и есть искусство войны, в котором нет ничего нового, зато полно того, о чем каждый из нас недостаточно много думал.
А еще: война ведь не только на поле боя и у осажденных городов. У каждого найдется своя персональная Третья мировая – и ее логика останется точно такой же.
Вот уж что воистину must read.

Рецензия на книгу Искусство войны
Оценка: 3.5  /  4.1
Универсальное искусство

Сегодня я устранил ещё один пробел в своём литературном путешествии. Вслед за Гесиодом, я прочитал «Искусство войны» Сунь-цзы.
Возвращение к Гесиоду, мягко сказать, было потерянным временем, я залез в дебри его творчества и чудом из них выбрался. При этом мало что понял из-за архаичности, а что понял обвинил в непрактичности. Трактат Сунь-цзы, вполне мог повторить эти ощущения.
Сами посудите, трактат VI в. до н.э., это чуть позже Гесиода и где-то во времена Сапфо, в добавок ко всему — азиатский, что добавляет риска ментального расхождения.
Но Сунь-цзы меня удивил. Его работа легка для понимания, да в ней есть загадочные места, они заставляют голову думать и работать над правильной трактовкой, да в ней есть места повторяющие друг друга и кажущиеся вторичными, но этих мест мало и быть может вы совсем не предадите им значения.
О чем трактат? Естественно о войне. Автор сразу заявляет, что:

Война — это важное дело для государства, поэтому ее нужно понимать

Понимать, конечно нужно, но быть милитаристом необязательно. Лично Сунь-цзы совсем не любит войну:

Война любит победу и не любит продолжительность, сто раз сразиться и сто раз победить — это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего — покорить чужую армию не сражаясь

Самая лучшая война — разбить замыслы противника, на следующем месте — разбить его союзы, на следующем — разбить его войска

Слова не пацифиста, конечно же, но заметно что от сражений он нас отвращает.
Я бы мог вставить в свою работу сотню интересных афоризмов из этой книги, но лучше прочитайте ее сами.
Зачем вам читать про войну? Зачем вам знать правила ведения войны и правильное расположение войск на том или ином типе местности? Зачем вам читать про шпионов и осознавать их роль во время войны? Вы же с войной никак не связаны и практической пользы от книги не видите.
А теперь давайте сделаем следующее, заменим слово «война» на «соперничество», а «государство» на «личность» и получим книгу не о военном искусстве, а о бизнесе, или о спорте, или.... короче обо всем том где подразумевается соперничество.
Трактат не насчитывающий и 100 страниц, и который старше Библии лет на 500, за последние две с половиной тысячи лет распространился общим тиражом, вполне сравнимым с главной христианской книгой. В одном ряду война и гуманизм, вот такой вот парадокс нашей истории.

Рецензия на книгу Искусство войны
Оценка: 5  /  4.1

Думаю, данный трактат о военном искусстве и в наше время не теряет актуальности. Потому что, по сути, каждый наш новый день - это поле сражения. Мы всегда за что-то воюем. Если не с кем-то, то с самим собой. Сунь Цзы учит, как не быть в вечном проигрыше. Как победить. И что это такое, победа.

1 2 3

У вас есть ссылка на рецензию критика?