2 августа 2021 г., 18:39

4K

Почему все в XIX веке думали, что способны разговаривать с мертвыми?

60 понравилось 2 комментария 15 добавить в избранное

Кевин Данн о спиритистах Нью-Йорка и не только

Где-то начиная с последней недели мая и до середины июля 1850 года неиссякаемый поток посетителей устремился в холл отеля «Барнум» на Бродвее. На двери помещения было объявление с правилами для гостей: плата за вход (один доллар с человека), рассадка и указания вести себя, как на торжественном религиозном собрании. Посетители занимали своё место за длинным столом на 30 человек, чтобы спросить «духов» об умерших близких или в целом о загробной жизни с любезного позволения Мэгги и Кейт Фокс, сестер-подростков из деревеньки на севере штата Нью-Йорк, чье напоминающее азбуку Морзе общение с бестелесной сущностью привлекло широкое внимание публики после их выступления в Коринфском зале (лекционный зал — прим. пер.) в городе Рочестере (на западе штата Нью-Йорк — прим. пер.) в ноябре 1849-го.

«Спиритический телеграф», запущенный сестрами, поначалу был достаточно невинной затеей — игрой с фамильным полтергейстом, как с какой-то кошкой. Однако, эта кошка обладала ненасытным аппетитом — она начала поглощать ничего не подозревающих девочек и любого, кто готов был пойти за ними. История сестер Фокс и зарождения спиритизма пересказывалась много раз: накануне Дня дурака в 1848 году две сестры (10 и 14 лет), выросшие в доме, где, по слухам, обитали привидения, с помощью системы стуков играют-переговариваются с призраком. Невидимая сущность рассказывает девочкам жуткие истории об убитом коммивояжере. Старшая сестра выставляет это как способность разговаривать с мертвыми, положив начало многонациональному движению, известному нам как спиритизм. Чтобы добраться до истинной сути этого, на первый взгляд, необычного эпизода американской истории, необходимо взглянуть на него со стороны.

* * *

Одновременно с прибытием сестер Фокс в Манхэттен другой полтергейст попал в заголовки всех американских газет. В воскресенье 10 марта преподобный Элиаким Фелпс из городка Стратфорд, штат Коннектикут, вернувшись с семьей из церкви в свой особнячок на Элм-Стрит, обнаружил, что все окна и двери в нем открыты. Внутри они нашли перевернутую мебель, разбитую вдребезги посуду и книги, бумаги и одежду, раскиданные по всему полу. Семью не ограбили. Преподобный Фелпс нашел на прежнем месте свои золотые часы и серебряные фамильные ценности; к свободным наличным даже не притронулись. На кровати в спальне на втором этаже была расстелена простынь, а на ней лежала ночная рубашка миссис Фелпс. В ногах кровати была расправлена пара чулок; рукава же ночной рубашки были сложены на груди, как у покойника.

Позднее, когда остальная семья вернулась в церковь на дневную службу, преподобный Фелпс спрятался в своем кабинете с револьвером в надежде поймать злоумышленников, если они вернутся. Через некоторое время он спустился и, войдя в столовую, обнаружил круг из 11 чучел в форме коленопреклоненных или молящихся женщин. Некоторые из них держали Библию. Кто-то набил тряпками и другими вещами из дома одежду членов семьи, чтобы получить чучела, и поставил их в круг за то короткое время, пока Фелпс находился на страже на втором этаже. В течение следующих нескольких месяцев ещё 20 женских чучел возникали из ниоткуда. К ним присоединились скачущие зонты, серебряные столовые приборы, книги и другие предметы домашнего обихода; постельное белье слетало с кровати; еда и одежда во время завтрака падали на стол из ниоткуда. Друзья и другие посетители дома наблюдали, как предметы невероятно медленно падают или меняют направление своего полета в воздухе. К концу апреля пакости приняли крайнюю форму — каждую ночь раздавались крики и странные звуки; столовое серебро было погнуто; окна были разбиты; руки и ноги детей сводило сильными судорогами, а на их коже появлялись ссадины. На сына преподобного обрушился град камней. Позднее на глазах дюжины очевидцев мальчик растворился в воздухе и, спустя некоторое время, был найден связанным и подвешенным к ветке дерева во дворе.

Самый известный в стране авторитет в области спиритизма, Эндрю Джексон Дэвис, посетил Стратфорд для проведения расследования. Дэвис подтвердил подлинность активности и заявил, что ее вспышка вызвана «жизненными излучениями» детей Фелпс, чей «магнетизм» притягивает к ним или отталкивает от них предметы. Как когда-то репортеры-очевидцы паранормальный активности в Хайдсвилле (родная деревня сестёр Фокс — прим. пер.), Дэвис выбрал «духи умерших» в качестве объяснения пакостей вместо более распространенного толкования, выдвигаемого местными сельскими жителями — так, это были скромные томминоккеры (проказливые существа из корнского, валлийского и девонского фольклора, кроме прочего стуком предупреждающие шахтеров о предстоящем обвале тоннеля — прим. пер.), домовые и проказливые феи, дразнящие главу семьи Евангелия (семьи Евангелия (Gospel families) — форма почитания Бога целыми семьями, укрепления веры путем внутрисемейных религиозных практик и построения всех сфер жизни согласно ценностям евангельских заповедей — прим. пер.). И Дэвис, и прочие комментаторы каким-то образом упустили «телеграфный» аспект перестукиваний в Стратфорде.

За неделю до странного визита Дэвиса преподобный Фелпс и его друг обсуждали спиритизм и решили провести сеанс, во время которого они, как и сестры Фокс в Хайдсвилле, производили громкие и тихие (громкий стук соответствовал положительному ответу духа, тихий — отрицательному — прим. пер.) постукивания. Следуя их примеру, Фелпс решил попробовать выйти на связь с духом с помощью системы стуков, напоминающих телеграфный код. Вскоре он выяснил, что живущий в доме полтергейст — душа, мучившаяся в аду. Когда Фелпс спросил, чем он мог бы помочь, дух попросил Фелпса принести кусок тыквенного пирога. Преподобный повторил вопрос, и невидимый проказник попросил стакан джина. Когда, наконец, измученный священник спросил, почему дух творит пакости, тот ответил: «Шутки ради». Затем он рассказал замысловатую историю о том, как при жизни работал клерком низшего ранга в Филадельфии. Его осудили и поместили в тюрьму за мошенничество. Как и хайдсвилльский «дух», назвавшийся коммивояжером, убитым прежними жильцами дома Фоксов, стратфордский дух много лгал. Тем не менее, все были в замешательстве от самого существования бестелесного разума.

И хайдсвилльский, и стратфордский призраки, а также тысячи прочих привидений, которые вышли на связь с медиумами во всех уголках Америки, заявляли о себе сами и считались другими духами умерших людей. Несмотря на часто оскорбительный, вульгарный и неимоверно бесовской характер общения, духи стали почитаться миллионами людей, которые жаждали доказательств существования жизни после смерти. Уверовавшие закрыли глаза на тот факт, что первыми словами Кейт Фокс к первопроходцу-полтергейсту Хайдсвилля была фраза «Делайте, как я, мистер Сплитфут (от разг. англ. splitfoot — копыто — прим. пер.)» (то есть дьявол); или что первый контакт состоялся в канун того дня, когда эльфы наиболее активны. Священнослужителей, которые выдвигали предположение о том, что духи являются демонами в личине покойных, игнорировали или выставляли на смех. Их прихожане — а часто и они сами — уже давно перестали верить в активное присутствие нематериальных демонических сущностей в духовном мире. Люди приходили к выводу, что эти призрачные существа должны быть духами умерших: чем более материальным было их присутствие — передвижение столов, игра на музыкальных инструментах, истекающие эктоплазмой (здесь: вещество, из которого состоят призраки — прим. пер.) конечности медиумов, появляющиеся из ниоткуда букеты цветов и прочие примитивные салонные фокусы — тем больше доверия они заслуживали.

1850 год был, без сомнения, самым важным годом в истории развития американского спиритизма. Огласка, вызванная появлениями хайдсвилльского и стратфордского полтергейстов, привела к моде на медиумов по всей территории Америки от западного до восточного побережья. «Экспериментальные» спиритические кружки были основаны в городах Бостон (в котором, по оценкам специалистов, к 1850 году проживало более тысячи медиумов), Филадельфия, Провиденс, Цинциннати, Мемфис, Сент-Луис, Калифорния, Орегон и Техас; во всех крупных городах штата Нью-Йорк и во всех штатах региона Новая Англия (а именно в штатах Коннектикут, Мэн, Массачусетс, Нью-Гэмпшир, Род-Айленд, Вермонт — прим. пер.). Вплоть до возрождения спиритизма в 1920-х гг. Нью-Йорк будет играть основную роль в разъяснении и распространении догматов доктрины.

* * *

В Америке каждый день в году стал Днем дурака для вырвавшихся на свободу духов и полтергейстов. Стратфордские проходимцы были лишь малой каплей в этой круговерти циркового ребячества. Высоконравственных матрон, управлявших досками Уиджи, заставляли произносить самые грязные клятвы. Алчным охотникам обещали находку золота и серебра в уйме секретных мест. Будущих пророков прельщали убедительно звучащие фрагменты предсказаний, которые бы дали им преимущество над миром. Затем их пичкали липовыми откровениями, которые они гарантировано распространяли среди множества людей. Серьезных искателей духовных истин дурачили экстравагантной ложью о небесных телах — ничего не подозревающие медиумы на тысячи ладов повторяли выдумки Эндрю Джексона Дэвиса о планетах (Дэвис выдвинул верное предположение о существовании 9 планет, но ошибочно полагал, что 5 планет населены человеческой расой, 3 — необитаемы; малых планет в системе всего 4; Солнечная система и все звезды, в первую очередь, вращаются не вокруг галактик, а вокруг некоего центра Вселенной — прим. пер.). Замаскированные элементали (духи природных стихий в средневековой натурфилософии — прим. пер.) примеряли на себя личины всех возможных исторических личностей от Джорджа Вашингтона до Александра Македонского и провозглашали различные бредни священнейшими писаниями. Монстр Франкенштейна, которого спиритисты сляпали на основе полученных откровений, был сомнительным достижением Соединенных Штатов в тот самый момент, когда национальная научная отрасль предпринимала громкие попытки успешно объять весь мир новой силой.

Электрический телеграф — новое изобретение — по принципу работы напоминал заразную болезнь. Поток электронов, приводимых в движение, бежал по тонкому проводу и направлялся туда, куда хотел оператор. Позаимствовав метафору телеграфного сообщения, спиритисты налево и направо убедительно разглагольствовали о том, что их новый способ общения напрямую соединяет небеса и землю. Являясь магами-самоучками, они не понимали, что их «электричество» — сила не небесная (т.е. здесь — не имеющая отношения к идеям христианства — прим. пер.), а хтоническая (связанная с подземным миром, т.е. здесь — имеющая отношение к неконвенциональным религиозным, а именно языческим и суеверным, представлениям — прим. пер.). Закономерно, что открывшиеся миры кишели хтоническими сущностями. Спиритисты также не были в курсе беспроводной природы магнетизма. Каждый присутствовавший на сеансе становился «носителем» невидимых хтонических сущностей и «заражал» ими значительное число людей вдали от эпицентра деятельности спиритического круга. Оглядываясь назад, мы легко можем отследить одержимость индивида идеей о сущностях по мере того, как мысль о них все больше проникает в его сознание. Странные постукивания, звонок в дверь, скрежет по полу наверху — все это привлекает внимание жильцов, и чем больше страха и любопытства пробуждает в них феномен полтергейства, тем бóльшую власть этот феномен имеет над их умами. Вспомните безобразную жабу, которую Джозеф Смит (основатель религиозной культуры мормонизма — прим. пер.) впервые встретил на холме Кумора в городе Пальмира США — пообещав жадному искателю сокровищ большое богатство (речь идет о золотых листах, содержащих важную информацию об истории древней Америки на измененном египетском языке — прим. пер.), если он вернется сюда снова, жаба превратилась в Ангела Морония (автор имеет в виду, что Джозеф Смит поверил в созданные им самим выдумки, стал ими одержим и создал целое религиозное течение, по мнению некоторых, представляющее собой секту — прим. пер.)!

«Испытывайте духов», говорил Иоанн Богослов. Однако, вся история спиритизма показывает, что только единицы последовали его мудрому совету.

* * *


Спустя два года после пребывания сестёр Фокс в отеле «Барнум» спиритизм распространился по Америке уже достаточно широко, чтобы в 1852 году пара ведущих спиритистов Нью-Йорка — Сэмюэл Бриттен и Чарльз Партридж — основали Spiritual Telegraph, первую национальную спиритическую газету. В январе 1854 года в их издательском офисе, расположенном по адресу Бродвей, дом 300, что находился в одном квартале к северу от огромного белого, мраморного галантерейного магазина Александра Стюарта (американский предприниматель-мультимиллионер родом из Ирландии — прим. пер.), увидел свет поэтический сборник Томаса Лейк Харриса «Эпос звездного неба» (An Epic of the Starry Heaven). «Эпос» было, действительно, подходящим названием для этого стихотворного путешествия по небесным сферам (Харрис опирается на представления ряда античных философов о том, что вокруг Земли по семи орбитам, являющимися частью материальных сфер, двигаются семь планет — прим. пер.), которые стали областью профессиональной специализации транс-медиума (медиум, входящий в транс для общения с духами — прим. пер.) Томаса Лейк Харриса. Бриттен, присутствовавший вместе со своим партнером Партриджом на многих спиритических сеансах в ноябре и начале декабря 1853 года (всего за этот период их было 12), подсчитал, что Харрис создал двухсотстраничную поэму за 26 часов и 16 минут.

Под покровительством «ангела» Харрис совершил путешествие по «электрическим океанам», расположенным рядом с семью небесными сферами — начиная с Земли и заканчивая Сатурном. По пути он встречал группы ангелов. Его также посетили видения о грядущих бедствиях и благоденствиях человечества. Несмотря на то, что Бриттен, Партридж и широкие спиритические круги, в которые они входили, провозгласили Харриса новым Данте, его поэтические произведения были слащавыми, а стиль перегруженным, за исключением отдельных вразумительных отрывков, полных лиризма.

И вьется спираль от тверди к светилам
И все звезды, что горят,
Плывут вечно, шаг за шагом бескрылы,
И спиралью октавы летят;
Семь сфер небесных нас окружают
И в спиральном порядке царят.

And a spiral winds from the worlds to the suns,
And every star that shines
In the path of degrees forever runs,
And the spiral octave climbs;
And a seven-fold heaven round every one
In the spiral order twines.

Эти стихотворные размышления на тему спиральной, или вихревой, природы движения планетарных и звездных сфер указывают на то, что вся эта поэтическая болтовня скрывала подлинное прозрение — через пару десятилетий первые фотографии космоса запечатлеют именно такие спирали.

Несмотря на то, что предсказания поэта звучат очень расплывчато, некоторые из них также сбылись:

Человек есть республика. Впереди
Новая демократия,
Новая теократия,
Вольного духа вожди

Man is the true Republic. Earth shall see
A New Democracy,
A New Theocracy,
The Priesthood of the Free

Но прежде, чем эта утопическая республика (речь идет о будущем объединении северных и южных штатов Америки с целью создания единого демократического государства - прим. пер.) появится на свет, всех ждет “рабское царство Вавилона” и апокалиптический пожар. Это — типичные образы 19-го тысячелетия, которые посещали транс-медиума в годы накануне Гражданской войны США (война либерального Севера и консервативного рабовладельческого Юга США — прим. пер.). Однако, дальнейшая карьера Харриса в форме четырёх десятков книг — он вскоре перешёл от поэзии к прозе, которая представляла собой «эпические» произведения объемом от 400 до 500 страниц — содержит свидетельство того, что он обладал некой просветленной способностью видеть элементали.

Слова «элементаль» и «просветленная способность видеть» — ключевые, но неоднозначные термины, если речь идёт о Томасе Лейк Харрисе. В одной из своих книг Бриттан рассказывает о беседе с вдохновлявшим Харриса «ангелом» в доме Чарльза Партриджа по адресу Уэст Фифтинс Стрит, 26, день спустя после транса Харриса. Сущность описывала, каким образом духи могут посещать медиумов и, по сути, заменять личность человека в трансе. Затем она сообщила, что духи даровали Харрису «солнечный камень», являющийся «оккультным» — что означало «невидимый» — талисманом, с помощью которого между ним и сущностями с небесной сферы Меркурия поддерживалась магнетическая связь.

* * *


Очень скоро Харрис покинет Нью-Йорк во имя зеленых пастбищ, чтобы основать фермерские общины (они же Секта Новой Жизни — прим. пер.) с неутомимо трудящимися работниками в деревне Броктон на берегу озера Эри, а затем южнее в городе Санта-Роза, штат Калифорния. Его виноградники пользовались таким уважением, что некоторое время в 1890-х гг. в розничных магазинах Манхэттена можно было приобрести винтажное вино «Fountain Grove Winery». Однако, еще до отъезда из Нью-Йорка, он начал излагать самые экстравагантные идеи о сути природы: так, мир наполнен «фэй», или феями. Они доступны взору некоторых людей — в первую очередь, взору детей (Харрис изобретательно подметил, что младенцы, тянущие руки в воздух, играют с невидимыми сущностями). Они также при определенных обстоятельствах могут начать жить бок о бок с нами в первую очередь, с поэтами и другими творческими личностями. Со временем Харрис начал видеть возрождение человечества в тотальном «размагничивании» окружавших нас демонических элементальных сущностей, или «инфернальных фэй». В своей поэме «Размагнитьтесь» (Demagnetise, 1878) он советует:

Коль жаждите, братья, Страну уберечь
Мудростью фей, мудростью фей,
Но в сердце печаль посмела залечь,
Размагнитьтесь скорей!
Размагнитьтесь скорей!

Коль жаждите вы немóчь сокрушить
Мудростью фей, мудростью фей,
Заклятью позвольте себя подхватить:
Размагнитьтесь скорей!
Размагнитьтесь скорей!

Коль жаждите вы Дракона сразить
Мудростью фей, мудростью фей,
Лоно Небес, воздев руки, молить:
Размагнитьтесь скорей!
Размагнитьтесь скорей!

If you, dear friends, would hold your States
With Fairies wise, with Fairies wise,
When joy within the heart abates,
Demagnetise, demagnetise!

If you would overcome disease,
With Fairies wise, with Fairies wise,
Call Virtue through you like the seas:
Demagnetise, demagnetise!

If you would crash the Dragon’s head,
With Fairies wise, with Fairies wise,
Your open hands to Heaven outspread
Demagnetise, demagnetise!

На первый взгляд, книги Харриса кажутся бредом сумасшедшего, но, на самом деле, это — точные и обширные описания миров, населенных элементальными сущностями. Адепты магии имели долгую традицию описания этих миров. Харрис постоянно напоминает, что «фэй» — та действенная сила, без которой не обходится большинство магических практик, будь то белая или черная магия. В его же описании миров упор сделан исключительно на «черномагический» аспект их сущности. Харрис почти преимущественно видит в них демонических элементалей, порожденных человеческими ненасытными желаниями. Как это типично для почитателей магического и мистического, его просветленная способность видеть, тем не менее, не помогла ему заметить «пандемониум» — термин, обозначающий одержимость целым легионом демонических фэй, — который охватил его собственную жизнь. Проще говоря, с 1857 года, с момента публикации его книги «Песни Сатаны: серия стихотворений, возникших в обществе инфернальных духов и добытых во время Схватки с Искусителем» (Song of Satan: A Series of Poems Originating with A Society of Infernal Spirits, and Received, during Temptation-Combats, 1858) Харрис окончательно оказался во власти своих демонов, тогда как он сам с воодушевлением разглагольствовал об их кознях над окружавшими его людьми (со временем их харизматичного лидера, первоначально имевшего цель создать бесклассовый мир равенства, Харрис превратился в деспота-манипулятора, стремящегося к наживе и принуждающего членов секты к сексу под предлогом избавления мира от смертельного зла — прим. пер.).

Отрывок из книги «Зачарованный Нью-Йорк» (Enchanted New York, 2020)

Кевин Данн (Kevin Dann)

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
60 понравилось 15 добавить в избранное

Комментарии 2

Вот я вчера приехала из "Горного Алтая". 

Там мне на переправе по реке Катунь выдали "золотые монеты".

Как по реке Лета меня отправили. Сажусь в моторную лодку и думаю: моненеты, блин, в один конец!o-r.jpg

Иллюстрации уже наводят страх)
Спасибо, интересно

Читайте также