6 июня 2020 г., 15:17

2K

Толстой, Стейнбек, Дефо... Почему сегодня очень многие обращаются к классике?

38 понравилось 2 комментария 0 добавить в избранное

Автор: Донна Фергюсон (Donna Ferguson)

Пенелопа Лайвли , лауреат Букеровской премии, 87-летняя вдова, уединившаяся в своем доме на севере Лондона, считает, что погружение в хорошую книгу становится сейчас как никогда актуальным, и это подтверждают стремительно возросшие продажи литературных тяжеловесов.

Одним из немногих аспектов режима самоизоляции, который пришелся Лайвли по душе, стало совместное чтение «Приключений Алисы в Стране Чудес» по видеосвязи. «Вдруг выяснилось, что моя двадцатисемилетняя внучка по какой-то необъяснимой причине ни разу не читала эту книгу в детстве, – говорит Лайвли, – и сейчас мы по очереди читаем ее друг другу по чуть-чуть, и это доставляет нам обеим огромное удовольствие».

Помимо этого Лайвли перетряхнула свои книжные полки в поисках классики, которую она смогла бы читать в одиночку. В данный момент она один за другим поглощает произведения ирландского писателя Уильяма Тревора : «Внезапно я поняла, что у него есть много книг, которые я еще не читала, а ведь я уже почти забыла, насколько он удивительно хорош».

Для Лайвли нет лучшего противоядия от вынужденной изоляции, чем классический роман. «Есть такой старый речевой штамп – "уйти в книгу с головой". Вам нужно что-то, во что вы сможете полностью окунуться, что поддержит вас в этот чрезвычайно тяжелый для всех нас период – и в этом вам могут помочь очень многие классические романы».

И она знает о чем говорит. Лайвли является одним из немногих ныне живущих писателей, чьи книги британское издательство «Пингвин» (Penguin) публикует под рубрикой «Современная классика». Для нее это большая честь, на которую она вряд ли рассчитывала. Наибольшую известность Лайвли принес ее роман «Лунный тигр» , который в 1987 году был удостоен Букеровской премии. «Теперь, оглядываясь назад, я вспоминаю, насколько "другим человеком" я была, когда писала "Лунного тигра" ... и этот человек, конечно, был бы очень удивлен, если бы ему сказали, что через тридцать с лишним лет его произведение будет признано классикой».

С момента введения режима самоизоляции продажи классики от издательства «Пингвин» выросли на 65%. Для Лайвли, которая говорит о своей прозе как о «попытке навести порядок внутри хаоса, выстроить систему и придать смысл тому, что представляется случайным», это не стало сюрпризом. «Я думаю, что этот период, даже если он не несет ничего другого, способствует тому, что, судя по всему, чтение начинает занимать более важное место в жизни людей, чем было до этого».

Кроме того, художественная литература – это самый верный способ забыть об изоляции. «Чтение в определенном смысле – это всегда бегство от действительности, – говорит Лайвли, – это возможность оказаться в другой жизни, отличной от той, которую приходится проживать здесь и сейчас. Поэтому мы и читаем».

Лайвли нередко следовала английской традиции говорить о серьезных вещах в относительно непринужденной манере. Она вспоминает, как в молодости, всякий раз, когда ей не хватало мудрости в оценке своих чувств, она обращалась к классическим романам других авторов – Элизабет Боуэн и Грэма Грина , – которые писали именно так. «Мы обращаемся к художественной литературе, чтобы узнать, как бы отреагировали выдуманные персонажи на те же самые переживания, которые испытываем мы – потери, смерть и любовь».

Лично она считает режим самоизоляции «крайне удручающим» и «очень сочувствует» молодым людям, которые лишены тех возможностей, которые у них должны быть: шанс получить работу или продвинуться по службе, возможность развлекаться и встречаться с друзьями. «Но мне также жаль и людей моей возрастной группы. Нам осталось жить всего несколько лет, и по крайней мере один год из отпущенного времени, а возможно, и больше, у нас фактически уже отобран».

Она не считает пандемию благоприятным периодом для писательства, поэтому черпает утешение в своем саду. Кроме того, она ежедневно выделяет время для чтения. В то время, когда все виды развлечений за пределами дома стали недоступны, чтение классики, которое требует много времени, стало казаться более привлекательным, чем раньше.

С тех пор как был введен режим самоизоляции, количество скачиваний электронной версии романа «Война и мир» выросло на 84%, а книг «Изгои» Сьюзен Хинтон и «О мышах и людях» Джона Стейнбека – более чем на 140%.

«Любопытно, что все эти произведения довольно мрачные, как будто люди ищут книги, в которых воспроизводится то безрадостное время, в котором мы сейчас живем, – говорит Лайвли, – Я уверена, что нужно извлекать уроки из истории. И это является одной из причин, по которой мы обращаемся к художественной литературе – обрести знания, посмотреть на жизнь с другой точки зрения. И в дальнейшем это повлияет на то, как мы будем смотреть на свое собственное поведение и разбираться со своей собственной жизнью».

Возможно именно поэтому люди в массовом порядке обращаются к классической литературе на тему эпидемии чумы. Издательство «Пингвин» сообщает, что с начала режима изоляции продажи романа «Дневник Чумного Года» Даниеля Дефо (1722), рассказывающего о Великой лондонской чуме 1665 года, выросли на 750%, а продажи «Декамерона» Джованни Боккаччо , сборника новелл XIV века, действие которых происходит во время эпидемии «черной смерти», увеличились на 288%.

Наряду с этим очень многие, наоборот, обращаются к более оптимистичной классике на тему весны и природы. Роман «Чарующий апрель» Элизабет фон Арним о женщинах, которые спасают свои браки или же встречают любовь на итальянской Ривьере, показал рост продаж почти на 5000%, в то время как спрос на книгу «Месяц в деревне» Джосефа Ллойда Карра подскочил на 143%.

Лайвли считает, что выросший спрос на классические произведения говорит о том, что люди стараются с пользой потратить свое время. Они думают: «Вот книги, о которых мне всегда говорили, что они потрясающие, а теперь у меня появилась возможность их прочесть».

Но даже она не думает, что можно выжить, сидя на диете из одних только классиков. Есть еще одна вещь, которую она рекомендует: «Бокал вина вечерком. Это помогает».

Четыре литературных хита в период изоляции:

1. «Мидлмарч» Джордж Элиот (1871). Продажи аудиокниги выросли на 30%. Любовь, социальные преобразования и браки между несовместимыми людьми – все это есть здесь, в маленьком городке в центральной Англии викторианской эпохи.

2. «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд (1891). Продажи аудиокниги выросли на 59%. Красивый молодой человек продает свою душу за вечную молодость и красоту, но при этом губит себя.

3. «Своя комната» Вирджиния Вулф (1929). Продажи аудиокниги выросли на 64%. Знаковое феминистское эссе, утверждающее, что «если женщина собирается заниматься писательством, то у нее должен иметься доход и собственная комната».

4. «Как я вышел однажды из дома летним утром» Лори Ли (1969). Продажи электронной версии выросли на 154%. Мемуары поэта об эпическом путешествии из Котсуолдса в Лондон и Испанию, где он оказался в ловушке из-за начала гражданской войны в Испании.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: The Guardian
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

38 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии 2

Вот бы еще что-нибудь типа Война и мир прочитать, но увы...

К классике обращаются всегда

Читайте также