Иоанн Лествичник «Лествица» — история Kassia

24 марта 2014 г. 18:20

434

пять лет спустя

Впервые с этой книгой я познакомилась году в 1997 или 98-м. Лет 8, а может и больше назад я решила ее читать Великим Постом по кругу (т.е. прочту - начинаю заново), т.к. по уставу ее и положено в этот пост читать. И вот, дочитала ее в очередной раз. Могу сказать, что имеет место прогресс )) Последний раз круг по ней я совершила и начала заново в 2009 г. В то время мой отзыв был: "одна из самых внятных книг по аскетике". Прошло 5 лет. Я в общем и сейчас могу сказать, что это внятная книга по аскетике, но увы! - мне от этого не жарко и не холодно.

Потому что это совершенно бесполезная книга. Ничто в ней меня не трогает, кроме нескольких пассажей в главе о молитве. Кое-что в ней меня просто пугает, например, рассказ о "Темнице кающихся" - сплошная психопатология, забыть как страшный сон. Я не вижу в ней ничего, что можно было бы реально применить в реальной жизни. Выкладки о том, какая страсть из какой происходит (типа уныние рождает блуд, а гнев - что-то там еще итп), кажутся мне странными и даже смешными. Я и раньше, когда еще усиленно старалась следить за своим типа внутренним миром, не замечала, чтобы все это таким образом порождалось одно из другого, а теперь мне и вовсе хочется только плечами на эти рассуждения пожать.

Не менее странными кажутся мне и предложенные способы борьбы - кое-какие из них я в свое время пыталась испробовать, в меру моих скромных способностей, конечно: могу лишь сказать, что они не действуют. Видимо, чтобы они действовали, надо действительно жить в пустыне и полной тишине, спать по три часа, есть раз в день и вообще уморить себя всяким образом. Никакого желания да и возможности так жить у меня нет.

Гнев! раздражение! уныние!.. Просто сбалансируйте физиологический баланс нужных веществ в организме, и вы увидите, что вы во много раз меньше будете гневаться и раздражаться. Просто займитесь полезным делом и перестаньте воображать, будто вы ведете духовную жизнь, и вы заметите, что уныние будет посещать вас гораздо реже или никогда. Просто перестаньте видеть везде бесов и искушения, и вы станете жить гораздо более спокойной и здоровой во всех смыслах жизнью. Просто перестаньте заставлять себя не думать о белой обезьяне и начните уже просто жить, наконец, и замечать хотя бы красоту Божия творения, и вы сами увидите, что будет ))

Впрочем, эта книга вообще написана не для людей, живущих в миру, не для монахов, живущих в миру, и даже не для современных монахов, живущих в монастыре, за исключением, быть может, таких монастырей, которые почти не сообщаются с внешним миром - ни интернета, ни СМИ, ни посетителей; сами понимаете - Иоанн Синайский, Синай, где это и что это. Это вполне очевидно уже с самого начала, где описывается первая ступень.

Когда-то, году этак в 1997-м, я спрашивала у о. Александра (я тогда еще все спрашивала о духовной жизни у духовника), можно ли мне "Лествицу" читать. А он ответил "нет". Я тогда обиделась. А теперь вот думаю: прав он был. Книга совершенно архивная, современному человеку там нечего почерпнуть. И если даже тебе кажется, что ты в ней что-то понимаешь (как мне раньше иногда казалось), это заблуждение - нельзя понять текст, написанный автором, жившим определенным образом для людей, живших таким же образом, если ты и сам не живешь таким же образом. Не для нас эта книга писалась и не про нас. Так что, видимо, нового круга не будет.

Ветка комментариев

Все комментарии
...нельзя понять текст, написанный автором, жившим определенным образом для людей, живших таким же образом, если ты и сам не живешь таким же образом.

Тогда для мирян останется непонятным почти всё святоотеческое наследие. Например, я не живу так, как жил свт. Григорий Богослов, и даже не так, как жили его современники, но это же не означает, что его слова на церковные праздники или духовные стихотворения обязательно станут непонятными.
Но соглашусь, что к "Лествице" надо подходить с осторожностью, потому что претворить её советы в жизнь почти невозможно. Да и не стоит этого делать.

0 25.03.14

Григорий Богослов это совсем другой жанр - толкования и богословие в основном, он и проповедовал для широкого круга людей, не брезговал мирским образованием (а даже прославлял его) и пр.
А "Лествица" это, можно сказать, эзотерическое знание для круга лиц, ведущих аскетический образ жизни по изложенным там принципам, такие вещи можно понять только на практике. Если там первая ступень - отречение от мира, а человек от мира не отрекся и не собирается, а живет мирскими интересами, то ему от дальнейших ступеней тоже никакого прока, раз он и первой не прошел. Монашеские книги писались не для мирян, а для монахов, а сейчас у нас даже монахи не живут так, как жили тогда, что уж о прочих говорить.

+2 25.03.14

То, что миряне не отрекаются от мира никак не влияет на ту пользу, которую они могут получить из этой книги. Разве будут лишними для них такие советы:

Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего, но лучше скажи ему: "Перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи и как я могу его осуждать?" Ты сделаешь таким образом два добра и одним пластырем исцелишь и себя и ближнего.

Меня просто смутила фраза, что "Лествица" - это совершенно бесполезная книга. А ведь есть в ней и красивая метафоричность:

Любовь есть подательница пророчества; любовь - виновница чудотворений; любовь - бездна осияния; любовь - источник огня в сердце, который, чем более истекает, тем более распаляет жаждущего

Хотя это, конечно, уже дело вкуса.

0 25.03.14

Ага, осталось только поискать того, кто может искренне применять подобное на практике )) Вот представьте, напр., что при Вас кто-то будет злословить какого-н. нехорошего человека - Вы сможете искренне сказать злословящему так, как в первой сентенции, т.е. считая, что Вы действительно во много раз хуже того негодяя? А если нет, то что это будет, как не лицемерие? Лучше уж перевести разговор на другое как-нибудь попроще, без такого вот смиренничанья.

Метафоричность хороша, я не против метафоричности )) Но практически подобные описания суть восторги по поводу земли обетованной, которая находится неизвестно где и войти в нее (нам) неизвестно как. Сначала это все нравится, да, мне тоже нравилось раньше. Но со временем начинает раздражать.

+1 25.03.14

На практике это, конечно, будет юродством) Но я и не утверждал, что нужно без критического мышления подходить ко всем духовным советам. Своя голова на плечах всегда должна быть. Как часто повторяет диакон Кураев вслед за Честертоном:

Входя в храм, снимают шляпу, а не голову

При правильном отношении к тому совету Лествичника можно для себя, ну хотя бы, взять в привычку поменьше осуждать других.

А вообще, я всё-таки относительно недавно прочитал Лествицу. Наверно, у меня просто "синдром утёнка"))
К слову, в этот Великий пост я предпочёл Григория Богослова Иоанну Лествичнику)

0 25.03.14