Больше историй

24 июня 2013 г. 22:57

743

Был в моей жизни грешок один. Ходила я на спектакль "Король Лир" несколько лет назад. В чем грешок? В том, что шел он тогда не где-нибудь, а в "Сатириконе". Да-да, там еще Райкин худ. рук. Такого феерического треша я не видела очень давно. Нет, театр начинается с вешалки, значит, и я начну оттуда. Мне как-то повезло, или там всегда так, не знаю, но я была самым скромным зрителем в зале. Большую часть составляла публика 25-40 лет, обычно парочками, очень хорошо и со вкусом одетая, явно не бедствующая по жизни. Не богема.

Усаживаюсь я на свое место и - тадам! - начинается треш, угар и содомия. Райкин играл престарелого короля Лира, который ездил по дочкам и выспрашивал, как сильно они его любят, чтобы разделить королевство между ними, и чтобы каждой сообразно ее любви к отцу досталось. На сцене стояла какая-то деревянная конструкция, стол или помост. Райкин оголтело изображал совершенно выжившего из ума шута горохового, скидывал штаны, бегал по сцене в панталонах или чем-то вроде того, запрыгивал на этот помост, валился на спину и истерично дрыгал там худыми волосатыми ногами, а единственная дочь из трех, которая его по-настоящему любила, носилась за ним по пятам, и пыталась натянуть на сбрендившего родителя портки. Плюс, я не знаю, что там случилось в голове у царственного папаши, походу, он впал в экстаз, короче, понять из тех истеричных воплей что-либо (я не говорю уж про уловить оригинальный текст) было категорически невозможно. И еще...я тогда плоховато помнила текст, но плоские шуточки и каламбуры все время заставляли сомневаться: а был ли мальчик ?(в смысле, а Шекспир ли это?).З.Ы. Шекспир порой радует так себе юмором, но в тот раз его приколы были как-то неуместно гипертрофированы.

Еще там была линия про графа Глостера и двух сыновей, и один оговорил другого, и несправедливо обвиненному пришлось бежать от расправы. Чтобы скрыться от преследований Эдгару нужно измениться. Откуда-то на сцене взялось ведро с...ну, по виду то ли вырвало кого-то в него, то ли кисель, то ли клейстер - полупрозрачная полужидкая смесь неприятного желтоватого цвета. И Эдгар вылил на себя содержимое этого ведра, измазался в нем, а потом катался в тех остатках, что оказались на полу. Мде. В общем, бедный Уильям наш Шескпир, хотя, ему-то что, это мне пришлось все это выдерживать.

Ветка комментариев


Я постепенно нахожу в статье кое-какие спорные моменты.

Второе то, что все лица как этой, так и всех других драм Шекспира живут, думают, говорят и поступают совершенно несоответственно времени и месту. Действие "Короля Лира" происходит за 800 лет до рождества Христова, а между тем действующие лица находятся в условиях, возможных только в средние века: в драме действуют короли, герцоги, войска, и незаконные дети, и джентльмены, и придворные, и доктора, и фермеры, и офицеры, и солдаты, и рыцари с забралами, и т. п.

Я так поняла, что эта фишка вообще характерна для европейского творчества, к примеру, не раз и не два видела на картинах мастеров библейские либо античные сюжеты, но все герои предстают в современных автору образах, например, Саломея в прекрасном наряде знатной дамы эпохи возрождения с головой Иоанна Крестителя, или что-то вроде. Так что претензии по данному пункту считаю не очень обоснованными, это не лично шекспировские тараканы, тогда так многие делали. См. Рогир ван Вейден "Снятие с креста" (1435г.), Джорджоне "Поклонение пастухов" (1505-1510г.) и множество других.


Ну это, как раз мелкие придирки, ведь "КЛ" - средневековая легенда.
У Толстого есть более серьёзные претензии.


Да, у меня есть и другие претензии, просто лень писать, и насчет немцев - пропагандистов творчества Шекспира, и насчет отхода от религиозного назначения драмы, хотя про противоестественность и надуманность характеров и искусственность действий героев - тут да, есть здравое зерно.


P.S. Я так думаю, что Шекспир писал в расчёте на определённую публику и определённую "актёрскую школу". Ничего сколько-нибудь похожего на это в современной действительности не присутствует.


Собственно, именно поэтому многие претензии Толстого кажутся мне необоснованными, я делаю скидку на "установку и обстановку".


А, что же тогда означает популярный слоган

"Наш современник Шекспир"

?


А что не так? Скидка на установку и обстановку и не обязательно делает писателя заложником своего времени, который писал о своем времени и имеет значение только в контексте определенной эпохи. И вообще, кто-то говорил, хочешь быть классиком - будь современным.


Осспеди! Именно об этом я и спрашиваю! В чём же его современность!?


Фальстаф (целостно и совокупно, как персонаж), "Ромео и Джульетта" и Леди Макбет с кровью на руках. Вспомню еще - скажу, но эти однозначно.


Он не знает морали. Он – воплощение отголоска странного теологического трактата о происхождении зла на земле, благодаря автономной жизни самой природы, которая отказывается от первичного божьего замысла и увлекается только логикой своего тонического, все время изменяющегося и становящегося начала.

- это пять!


там ниже mp3 файл


Вижу, спасибо за ссылку, просто я начала с написанного вступления.


где ж ты в современном обществе усмотрела ромео с джулей


шепотом: Толстой - ханжа, Шекспир - велик
:)