Больше историй

30 ноября 2017 г. 12:37

95

Чрезвычайное намерение, многолетнее, но осуществленное.

Много лет - никак не меньше десяти - порывалась я прочесть «Идиота», с того самого момента, как придя с мамой на эту трагикомедию в ГИТИС, не ведая ещё о Достоевском, попала на «Хануму». Замена понравилась, но некое разочарование осталось и вылилось в любопытство. В то время я зачитывалась Гюго и Сю и решилась «Идиота» добавить на свой "чердак". Прочла краткое содержание, пролистала книгу - и отступила, утешившись «Всадником без головы».
Намерение вернулось классе в 10, когда изучали «Преступление и наказание», «Войну и мир», «Отцов и детей» и «Мастера и Маргариту». Всё перечисленное меня очень воодушевило и побудило расширить рамки: больше Толстого, Тургенева, Булгакова и Достоевского! Началось хорошо, «Анну Каренину» я проглотила, а вот в «Воскресении» увязла: очень уж большой контраст между классическим романом о жизни бомонда и образцом "толстовства". С Тургеневым вышло ещё хуже: «Король Лир» в детстве воспринимался сказочным персонажем, а оказался ближе к реализму. «Записки охотника» же казались слишком скучными, переросла рассказы о природе (или наоборот - ещё не¬). После блестящих, остроумнейших рассказов Булгакова его же «Белая гвардия» показалась тяжеловатой. Дошла очередь до Достоевского. Уж этого-то всего насквозь возьму, ничего в стороне не оставлю, - думала я. Для разгона наметила «Братьев Карамазовых». Это был ошибочный выбор. К «Идиоту» подошла с осторожностью, сначала заглянула в Википедию. Сейчас я понимаю, что была не права, а тогда перебежала к товарищам Ильфу и Петрову, хохотала до слёз, но Достоевский так и остался непрочитанным. После и вовсе ушла в фантастику, изредка перемежая её триллерами и уж совсем редко - любовными романчиками. В общем, ушла в жанр, в беллетристику.
И вот теперь решила: добью. Думала, пойдёт тяжело, осторожничала… И зря! Потому что книга замечательная, и все слова в ней на месте, и хоть сюжет не нов и предсказуем, тем не менее банальным его назвать нельзя. Князь Мышкин не только предваряет троп "а он не так прост, как кажется", на каждом слове даёт пищу для ума по многим направлениям сразу, поднимает все жизненные темы махом и задаёт вопросы, ответы на которые каждый ищет сам для себя, а коли книгу перечитаешь чуть погодя, ответы меняются. «Идиот» - это вещь фееричная, из тех, от которых в ударе надолго и хочется чем-то эту жажду "ещё такого, побольше!" заполнить. Это не основа для жанра, а эталон, самый яркий образ, и трактовки его всегда будут слабыми подобиями и "напоминать," а не удивлять безмерно. «Идиот» - это не "где-то такое уже было", а "ох, прямо как там, как же я это люблю!"
Как я это вижу: все хорошие авторы классику знают и ссылки делают и шутки, понятные двоим - значит, всем читателям того шедёвра, который в крови поколений. Это один из таких must-read-ов культурного человека. Меня удивляет, как цитата из древнего текста может звучать настолько современно, что её можно выдернуть и вставить в разговорный слэнг 21 века или использовать как эпиграф к бульварному романчику в любом современном жанре, и она будет обладать большей силой, чем вся глава, которую предваряет. А если на миг выглянуть из убежища (для мозга) сюжеток-однодневок, и случайно забрести в мир источника цитат, спасения не будет, душа и ум проснутся независимо от желаний владельца.
PS Ещё один важный момент: касательно абсурдности выбора Мышкина и морального облика Настасьи Филипповны. Как я понимаю, есть в принципе 2 шиппинговых лагеря, разделяющих 2 мнения: 1. НФ - содержанка, и как можно было её предпочесть милой благородной барышне, Мышкин дурак. 2. В те времена у НФ не было выбора, кроме как жить за счёт своего "благодетеля", потому что красивую женщину без защиты семейства за спиной никто бы и спрашивать не стал, и тогда её моральный и физический облик вообще просуществовали бы недолго.
Мне есть, что сказать по этому поводу! Люди читающие, образованные, независимые, ибо 21 век, бесплатное образование, соцзащита… оглянитесь вокруг! Далеко не всем эти блага общедоступны. Условия у сирот в положении Насти не лучше, может быть, чуть-чуть, для Ломоносовых в юбке. Для меня самой это было открытием, что мир не такой розовый, как в телешоу, и драмы не такие мелодичные. Так что взгляды Мышкина и характер Настасьи Филипповны - всё это актуально для реальной современной жизни, и не только как сюжет мексиканского сериала. Так что времени на седую древность я точно не потеряла, прочитав «Идиота» и во многом оформила собственную расплывшуюся в последнее время систему мировоззренческих координат.