Буало-Нарсежак «Из царства мертвых. С сердцем не в ладу (сборник)» — история majj-s
3 сентября 2016 г. 09:41
1K
"ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ" ХИЧКОК.
"А не замахнуться ли нам на Альфреда нашего Хичкока?" - такого рода мысли не посещают уже много лет. Просто есть кто-то, совершенно не твой. Толстой гений, но читать его не могу, Хичкок гений. но смотреть его не хочу. Даже для общего развития и в рамках киноликбеза. Даже из интереса к Грейс Келли - главной музе режиссера до восшествия на европейский престол,.
Удивительно умение этого невзрачного толстуна с простонародным лицом, внука зеленщика и сына бакалейщика, вовлечь в сферу своего притяжения дивно красивых аристократов, как божественная Грейс или Джеймс Стюарт, что в главной роли в "Головокружении". Не знали, кто этот красавчик? Он военный летчик, ветеран Второй Мировой и Вьетнама и он, та-дамм! - бригадный генерал. Так-то, деточки. Не иначе, иезуитское воспитание Хичкока сказалось, иезуиты - те еще мастера добиваться целей. Н-ну или талант, талант Хичкока бесспорен.
С фильма, где работали в тандеме мисс Келли и Стюарт ("Окно во двор"1954) знакомство с режиссером началось, им и закончилось. Ждалось много, а вышел пшик. Такой уж это жанр - хоррор, в котором снятое очень скоро устаревает, а все гениальные в середине пятидесятых режиссерские находки давно растащены на цитаты, заштамповались и смылились до обмылков.
Он стоял у истоков того, что в последующие годы развивалось более динамично, чем любой другой жанр: триллер, мистика, хоррор, саспенс. Он сказал во всем этом первое слово, но сказанное другими после, оказалось более весомым и значительным. Точно так же устарев и утратив актуальность под натиском новых волн. Люди любят боятся химер своего сознания и если верно. что сон разума рождает чудовищ, то сон - любимое занятие человеческого разума.
Однако, к "Головокружению". Первый фильм режиссера, включенный в Национальный реестр наиболее значимых фильмов еще в первый год его существования. Неизвестный шедевр, не оцененный публикой и критиками по достоинству в момент выхода, но переживший второе рождение и подлинное признание через два десятка лет. А еще через четверть века сместивший с позиций "Самого значимого фильма времен и народов" "Гражданина Кейна".
Пересказывать сюжет - занятие неблагодарное, да и Вика с этим лучше меня справляется, я о своем, если позволите. О том. почему мне кино показался претенциозным и психологически недостоверным. Ребята, вы как себе представляете работу полицейского детектива? Правильно, полная вовлеченность в "производственный процесс", до некоторого рода профессиональной деформации; высокая степень социальной адаптации, поведенческая мимикрия к людям и обстоятельствам, с которыми приходится работать. Теперь смотрите на Скотти. У него "Лига плюща" метровыми буквами на лбу написано. Такой может сидеть в чиновничьем кресле, занимать должность в совете директоров или быть тем, кем является - богатым бездельником. Ну какой из него детектив?
Мидж говорит о мечте молодого многообещающего адвоката стать шефом полиции Фриско (как бы прикрывая сюжетный кикс), но он на пятом десятке, дети. А все скачет по крышам. Странная карьерная аберрация. Хорошо, психологический стресс, болезнь, самое бы и время перейти к кабинетной работе, семимильными шагами к мечте. Ан нет, средств у него хватает, потому будет просто жить. Круто? О-очень. но жить можно по разному, Скотти ни в чем себе любимому отказывать не намерен. Рестораны, концерты, дорогие бутики, "Ягуар" как средство передвижения. Дальше можно не продолжать? Много ваших знакомых ездит на Lamborghini и Maseratti?
Не мужик, а Принц Грез какой-то. Нет, почему влюбляется в жену клиента, как раз понятно. Да при чем здесь "сердцу не прикажешь"? Молодая, прекрасная, южанка-аристократка, наследница судостроительной компании. Чуете, какой деньгой пахнет и не говорите мне, что он сам не беден. Притяжение о-очень больших денег куда мистичнее, чем любые высосанные из пальца истории о потусторонних подселениях в ум и сердце. А влюбляемся мы тогда, когда внутренне позволяем себе влюбиться, есть такой решающий момент, в который "и сердце молвило: Он мой".
С Мадлен понятно, но совершенно неясно с Джуди. Женщина, так успешно справлявшаяся с ролью оранжерейной орхидеи, по определению может продолжать оставаться в той же стилистике и дальше. А влюбленная в мужчину более высокого, по сравнению со своим, социального круга, просто обязана это сделать. Помните "Пигмалиона" и то, как наивная Элайза пытается нанять Хиггинса в качестве преподавателя английского, на котором говорят в высших кругах? Помните ее цель? Сменить продуваемую всеми ветрами рыночную площадь, где продает за гроши "цвиточки" на престижный флористический бутик.
Невозможно не осознавать преимуществ, даваемых некоторыми умениями и навыками и не пользоваться ими. Осознанно или бессознательно. А для влюбленной в аристократа и пытающейся произвести на него должное впечатление женщины, вербальные характеристики девчонки с рабочей окраины не тупость даже, но уровень имбицила в умении строить отношения. Вилка, которую в первый вечер в ресторане держит неправильно, о, боги мои, яду мне!
Но это все так, мелочи и частности. Знаете, почему фильм нехорош? Потому что ни один из героев (за исключением, разве, Мидж) во-обще ничего не делает. Они трутни, паразиты, гельминты (sorry). Они глубоко неинтересны, ни один из них не интересен, как личность. Они пусты, а чем может быть интересна пустота?
Ветка комментариев
Все комментарииОй, это мнение уже очень старое. Наверно, двухлетней давности. За это время и состав любимых фильмов несколько изменился, а "Головокружение" чуточку потеснили в моей сердце "Малхооланд Драйв" и "Великая красота".
Про "узколобость и скудоумие" - камень не в ваш огрод, а в отношении адептов социального реализма в искусстве. Это так сказать, мои личные эстетические счеты. Не обращайте внимания.
Ничего, я вас понимаю. Как говорится, если не "твое", то не "твое".
А знаете ли вы, что это второе упоминание Малхолланд драйв за одну неделю, полученное из разных источников. Странно, что вообще не помню фильма, хотя смотрела его в год выхода. Я обычно прислушиваюсь к дважды повторенному разными людьми. Нужно пересмотреть.
Ах да, Теллурию начала, как обещала. Пока в восторге (в настороженном восторге).
Спасибо вам за ваше мнение.
По крайней мере в части эстетической составляющей мы с вами совпадаем. Фильм было приятно смотреть, ожидала выцветшего техниколора, а краски оказались кое-где даже излишне яркими (но это реставрация, ее результат, да?)
Приятные актеры, стильные интерьеры, множество деталей, воссоздающих реалии быта американского истеблишмента шестидесятилетней давности (кстати, заметили, в фильме единственная условно-темнокожая женщина, а это американский Юг, где афроамериканцы составляют очень значительную часть населения).
Но то мои узколобость и скудоумие дают себя знать, не иначе.
Хичкок был гений и он много сделал для кино вообще. для жанра в частности. Просто не мой режиссер.