Больше историй

3 сентября 2016 г. 09:41

1K

"ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ" ХИЧКОК.

картинка majj-s


"А не замахнуться ли нам на Альфреда нашего Хичкока?" - такого рода мысли не посещают уже много лет. Просто есть кто-то, совершенно не твой. Толстой гений, но читать его не могу, Хичкок гений. но смотреть его не хочу. Даже для общего развития и в рамках киноликбеза. Даже из интереса к Грейс Келли - главной музе режиссера до восшествия на европейский престол,.

Удивительно умение этого невзрачного толстуна с простонародным лицом, внука зеленщика и сына бакалейщика, вовлечь в сферу своего притяжения дивно красивых аристократов, как божественная Грейс или Джеймс Стюарт, что в главной роли в "Головокружении". Не знали, кто этот красавчик? Он военный летчик, ветеран Второй Мировой и Вьетнама и он, та-дамм! - бригадный генерал. Так-то, деточки. Не иначе, иезуитское воспитание Хичкока сказалось, иезуиты - те еще мастера добиваться целей. Н-ну или талант, талант Хичкока бесспорен.

С фильма, где работали в тандеме мисс Келли и Стюарт ("Окно во двор"1954) знакомство с режиссером началось, им и закончилось. Ждалось много, а вышел пшик. Такой уж это жанр - хоррор, в котором снятое очень скоро устаревает, а все гениальные в середине пятидесятых режиссерские находки давно растащены на цитаты, заштамповались и смылились до обмылков.

Он стоял у истоков того, что в последующие годы развивалось более динамично, чем любой другой жанр: триллер, мистика, хоррор, саспенс. Он сказал во всем этом первое слово, но сказанное другими после, оказалось более весомым и значительным. Точно так же устарев и утратив актуальность под натиском новых волн. Люди любят боятся химер своего сознания и если верно. что сон разума рождает чудовищ, то сон - любимое занятие человеческого разума.

Однако, к "Головокружению". Первый фильм режиссера, включенный в Национальный реестр наиболее значимых фильмов еще в первый год его существования. Неизвестный шедевр, не оцененный публикой и критиками по достоинству в момент выхода, но переживший второе рождение и подлинное признание через два десятка лет. А еще через четверть века сместивший с позиций "Самого значимого фильма времен и народов" "Гражданина Кейна".

Пересказывать сюжет - занятие неблагодарное, да и Вика с этим лучше меня справляется, я о своем, если позволите. О том. почему мне кино показался претенциозным и психологически недостоверным. Ребята, вы как себе представляете работу полицейского детектива? Правильно, полная вовлеченность в "производственный процесс", до некоторого рода профессиональной деформации; высокая степень социальной адаптации, поведенческая мимикрия к людям и обстоятельствам, с которыми приходится работать. Теперь смотрите на Скотти. У него "Лига плюща" метровыми буквами на лбу написано. Такой может сидеть в чиновничьем кресле, занимать должность в совете директоров или быть тем, кем является - богатым бездельником. Ну какой из него детектив?

Мидж говорит о мечте молодого многообещающего адвоката стать шефом полиции Фриско (как бы прикрывая сюжетный кикс), но он на пятом десятке, дети. А все скачет по крышам. Странная карьерная аберрация. Хорошо, психологический стресс, болезнь, самое бы и время перейти к кабинетной работе, семимильными шагами к мечте. Ан нет, средств у него хватает, потому будет просто жить. Круто? О-очень. но жить можно по разному, Скотти ни в чем себе любимому отказывать не намерен. Рестораны, концерты, дорогие бутики, "Ягуар" как средство передвижения. Дальше можно не продолжать? Много ваших знакомых ездит на Lamborghini и Maseratti?

Не мужик, а Принц Грез какой-то. Нет, почему влюбляется в жену клиента, как раз понятно. Да при чем здесь "сердцу не прикажешь"? Молодая, прекрасная, южанка-аристократка, наследница судостроительной компании. Чуете, какой деньгой пахнет и не говорите мне, что он сам не беден. Притяжение о-очень больших денег куда мистичнее, чем любые высосанные из пальца истории о потусторонних подселениях в ум и сердце. А влюбляемся мы тогда, когда внутренне позволяем себе влюбиться, есть такой решающий момент, в который "и сердце молвило: Он мой".

С Мадлен понятно, но совершенно неясно с Джуди. Женщина, так успешно справлявшаяся с ролью оранжерейной орхидеи, по определению может продолжать оставаться в той же стилистике и дальше. А влюбленная в мужчину более высокого, по сравнению со своим, социального круга, просто обязана это сделать. Помните "Пигмалиона" и то, как наивная Элайза пытается нанять Хиггинса в качестве преподавателя английского, на котором говорят в высших кругах? Помните ее цель? Сменить продуваемую всеми ветрами рыночную площадь, где продает за гроши "цвиточки" на престижный флористический бутик.

Невозможно не осознавать преимуществ, даваемых некоторыми умениями и навыками и не пользоваться ими. Осознанно или бессознательно. А для влюбленной в аристократа и пытающейся произвести на него должное впечатление женщины, вербальные характеристики девчонки с рабочей окраины не тупость даже, но уровень имбицила в умении строить отношения. Вилка, которую в первый вечер в ресторане держит неправильно, о, боги мои, яду мне!

Но это все так, мелочи и частности. Знаете, почему фильм нехорош? Потому что ни один из героев (за исключением, разве, Мидж) во-обще ничего не делает. Они трутни, паразиты, гельминты (sorry). Они глубоко неинтересны, ни один из них не интересен, как личность. Они пусты, а чем может быть интересна пустота?
картинка majj-s

Комментарии


Жестоко вы, однако, прошлись по моему любимому фильму ))))


Когда-то писал рецензию на него в рамках большой статьи по творчеству Хичкока. Могу поделиться. Главное, не оказаться избытым =)

Фильм-сновидение

«Головокружение» — фильм, который многими исследователями признаётся вершиной творчества Хичкока. Это действительно так, он самый глубокий и самый виртуозный. Интересно то, что первоначально «Головокружение» не было принято ни публикой, ни критикой. Фильм забили и назвали провалом. История расставила всё по местам. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что ни один из фильмов Хичкока не имел такого воздействия на кинематограф, как «Головокружение». Его влияние на собственное творчество признавали многие режиссеры самых разных стран. В особенности, его любители и боготворили представители французской «новой волны» (А. Рене, Ф. Трюффо). Отголоски этой картины звучать и сегодня, да и вообще в современном искусстве «Головокружение» процитировано огромное количество раз. Так что не видеть этот фильм — в общем-то стыдно.
О чём же эта картина? А тут мы сталкивается с дилеммой. Рассказывать сюжеты некоторых фильмов Хичкока — это преступление. Их нужно видеть «с чистого листа», ничего не зная о содержании. «Головокружение» принадлежит именно к таким фильмам. Его сюжет — один из самых изощренных и запутанных. Скажу лишь то, что фильм в своеобразной манере переосмысляет архетипичные мифы европейской культуры: истории Орфея и Эвридики, Пигмалиона и Галатеи, Тристана и Изольды. Что это фильм о любви, и, быть может, один из лучших на эту тему. И что это история о человеке, в чьем подсознании существует некий идеальный образ, и он раз за разом пытается подделать реальность под этот образ, раз за разом бесплодно гонится за ним и раз за разом отказывается от реальности во имя этого образа. Но только подделать жизнь под идеал невозможно. Как невозможно срежиссировать жизнь. Как невозможно забыть любимого человека, насильно изъятого из твоей судьбы.
Жанр «Головокружения» однозначно определить нельзя. Мы имеем дело с удивительной эклектикой жанров, тут сливаются и авторское кино, и драма, и мелодрама, и триллер, и детектив и даже псевдоготика, а в результате мы получаем шедевр.
Критики реалистического толка, которые понимают искусство как механическое копирование действительности, обвиняли и обвиняют Хичкока в неправдоподобности его картины. Такого сюжета, утверждают они, просто не могло случиться. Хичкок на подобные обвинения постоянно отвечал, что его интересовало изображение, а не правдоподобность. И это действительно так: фильм в том числе и о любви к изображению. Но, на мой взгляд, пытаться трактовать «Головокружение» как реалистическую работу, следующую правдоподобию действительности, — признак скудоумия и узколобости. Перед нами притча, отчасти символистская, отчасти сюрреалистическая. Знаменитая образность Хичкока проявляется здесь особенно ярко: фильм насыщен образами, мотивами, которые наслаиваются почти в музыкальной полифонии. Прежде всего, это мотивы спирали, движения по кругу, вечного возвращения, которые организуют все элементы композиции.
Финал картины заставляет вспомнить о позднем Г. Ибсене, с его символистскими полотнами, прежде всего, о финале «Строителя Сольнеса». А фигура Чёрной монахини в башне — это почти мистический театр М. Метерлинка.
Некоторыми исследователями высказывалось предположение, что всё, что случилось в «Головокружении» — привиделось главному герою, пока он висел над пропастью. Всё это — сон, видение, галлюцинация, головокружение. Я уже упоминал о том, что титры как бы гипнотизируют зрителя, вводят его в транс. Это готовит к тому, что действие фильма будет разворачиваться на грани сознания и бессознательного, реальности и сна. Здесь мы вновь сталкиваемся с сюрреалистической образностью «Головокружения». Серьезные критики не раз обращали внимания, что у фильма очень много общего с эстетикой сюрреализма.
«Головокружение» — безусловно, один из тех фильмов, которые должен увидеть каждый. Это глубокое, удивительно красивое и многогранное произведение, настоящая классика кинематографа и один из примеров подлинного искусства.


Спасибо вам за ваше мнение.
По крайней мере в части эстетической составляющей мы с вами совпадаем. Фильм было приятно смотреть, ожидала выцветшего техниколора, а краски оказались кое-где даже излишне яркими (но это реставрация, ее результат, да?)

Приятные актеры, стильные интерьеры, множество деталей, воссоздающих реалии быта американского истеблишмента шестидесятилетней давности (кстати, заметили, в фильме единственная условно-темнокожая женщина, а это американский Юг, где афроамериканцы составляют очень значительную часть населения).
Но то мои узколобость и скудоумие дают себя знать, не иначе.

Хичкок был гений и он много сделал для кино вообще. для жанра в частности. Просто не мой режиссер.


Ой, это мнение уже очень старое. Наверно, двухлетней давности. За это время и состав любимых фильмов несколько изменился, а "Головокружение" чуточку потеснили в моей сердце "Малхооланд Драйв" и "Великая красота".

Про "узколобость и скудоумие" - камень не в ваш огрод, а в отношении адептов социального реализма в искусстве. Это так сказать, мои личные эстетические счеты. Не обращайте внимания.

Ничего, я вас понимаю. Как говорится, если не "твое", то не "твое".


А знаете ли вы, что это второе упоминание Малхолланд драйв за одну неделю, полученное из разных источников. Странно, что вообще не помню фильма, хотя смотрела его в год выхода. Я обычно прислушиваюсь к дважды повторенному разными людьми. Нужно пересмотреть.
Ах да, Теллурию начала, как обещала. Пока в восторге (в настороженном восторге).


Раз так часто всплыло название, тогда точно нужно пересмотреть!
Странно, я, наверно, никогда не забуду впечатлений после первого просмотра "Малхолланд Драйв". Очень сильными были.
Рецензию на Теллурию сейчас почитать.

PS Видите, я, наконец, добрался до ЛайвЛиб )


Значит надо смотреть.
И писать про "Теллурию" (будто без меня не хватает свое веское слово сказавших).


Не хватает, не хватает ))