Литературные произведения, по которым были написаны оперы — 59 книг

Коллективная подборка книг
Литературные произведения, по которым были написаны оперы

Многие оперы были написаны на основе литературных произведений. Давайте соберем в этой подборке такие произведения)

29 1 комментарий 14удалить из избранного

«Игроки́» — неоконченная опера Шостаковича по одноимённой одноактной комедии Гоголя.

Шостакович работал над оперой в течение года, с декабря 1941 по ноябрь 1942 гг. Поскольку либретто дословно копировало текст комедии, опера обещала стать весьма протяжённой. Осознав это, Шостакович отказался от её продолжения и никогда не возвращался к этой работе. Оставшийся материал был исполнен в концертной версии Симфоническим оркестром Ленинградской филармонии под управлением Геннадия Рождественского 18 сентября 1978 года. Для придания опере завершённости Рождественский досочинил несколько тактов последней сцены в варианте Шостаковича, а также добавил небольшую сцену, повторяющую в сокращённом виде одну из более ранних сцен.

goramyshz 29 октября 2015 г., 11:07

Эрнани - опера Джузеппе Верди в жанре drama lirico в четырёх актах на итальянское либретто Франческо Мария Пьяве, основанное на трагедии «Эрнани, или Испанская честь» Виктора Гюго. Премьера состоялась 9 марта 1844 года в театре Ла Фениче в Венеции.

Осенью 1843 года Верди начал работу над новой оперой «Эрнани» по одноименной пьесе Виктора Гюго для венецианского театра Ла Фениче. Для работы над либретто театр порекомендовал композитору поэта Франческо Мария Пьяве. Верди был настолько вдохновлен пьесой Гюго, что сам составил план оперы, продумал список действующих лиц, разработал отдельные сцены. Таким образом задача Пиаве ограничивалась только написанием стихотворного текста для либретто. Опера была создана композитором очень быстро, в течение примерно месяца. Подобные старания оправдали себя: оперу ждал большой успех - она была поставлена почти во всех театрах Италии.

goramyshz 28 октября 2015 г., 14:30

Повесть о настоящем человеке — опера С. С. Прокофьева.

Прокофьев посвятил оперу прославлению мужества русских людей в годы Великой Отечественной войны. Литературным источником послужила одноимённая повесть Бориса Полевого (1946), которая основана на подлинных фактах героической биографии лётчика Алексея Маресьева. Это одна из первых с опер, в которой были воскрешены события недавно отгремевшей войны. Творческая смелость композиторского замысла заключалась в том, что вся обстановка действия — воздушные бои, палата госпиталя, аэродром — ломала привычные представления об оперной условности. В значительной части произведения главный герой показан больным, физически неполноценным человеком. Основной драматургический конфликт выявлен косвенно, через описания событий, переживания действующих лиц, без непосредственного столкновения противоборствующих сил. Так Прокофьеву удалось создать музыкально-сценическое произведение, новаторское по содержанию и по форме. В либретто, при неизбежном сокращении ряда эпизодов, свободной компоновке действия, диктуемой законами сцены, сохранились, однако, основные сюжетные линии повести и подлинные тексты Полевого.

Опера написана по предложению Министерства культуры СССР. К сочинению Прокофьев приступил в октябре 1947 года и закончил работу в августе 1948 года. Закрытый просмотр оперы 3 декабря 1948 года в Ленинградском театре оперы и балета завершился разгромом. Премьера состоялась только после смерти композитора 7 октября 1960 года в Большом театре Союза СССР. Для этой постановки М. А. Мендельсон внесла в либретто ряд изменений (перекомпоновка и сокращения). В этой редакции опера была позже поставлена в Национальном театре Чехословакии в Праге. В 2002 году концертное исполнение оперы состоялось под управлением В. А. Гергиева. В 2005 году опера была поставлена Д. А. Бертманом в Геликон-опере (Москва) под названием «Упавший с неба». Для своей постановки Бертман использовал сокращённую редакцию оперы А. Г. Шнитке, с использованием музыкального материала кантаты Прокофьева «Александр Невский». В том же году опера Прокофьева была поставлена (с купюрами) в Саратовском оперном театре. Полностью (без купюр) опера ни разу не ставилась.

Единственная (на март 2014) аудиозапись оперы была сделана в московской студии в 1961 коллективом Большого театра под руководством Марка Эрмлера.

goramyshz 28 октября 2015 г., 16:13

4.17 

Год издания: 1956

Серия: Массовая серия

«Сельская честь» (итал. Cavalleria rusticana) — опера Пьетро Масканьи, созданная в 1890 году по новелле Дж. Верги «Сельская честь». Премьера оперы состоялась 17 мая 1890 года в театре «Костанци» в Риме. Опера является одним из наиболее известных произведений веризма и часто исполняется с другой известной оперой этого направления — «Паяцами» Руджеро Леонкавалло.

«Сельская честь» написана Масканьи для конкурса одноактных опер, объявленного в Милане издателем Эдуардо Санцоньо в 1888 году. Участвовать в конкурсе могли начинающие итальянские композиторы, чьи произведения ещё никогда не ставились на сцене. Три оперы-победительницы должны были быть поставлены в Риме за счёт организатора конкурса.

Довольно поздно узнав о конкурсе, Масканьи обратился за помощью к своему другу, поэту Джованни Тарджони-Тоцетти, который решил позаимствовать сюжет либретто из новеллы Джованни Верги, опубликованной в 1889 году и к тому времени уже с успехом инсценированной (главную роль в спектакле играла Элеонора Дузе). В переработке сюжета для оперы участвовал также Гвидо Менаши. Вначале было сочинено либретто из двух актов, но впоследствии оно было сокращено, как этого требовали условия конкурса. Однако опера всё равно разбивается на две части симфоническим интермеццо — одним из наиболее популярных её фрагментов.

«Сельская честь» была заявлена на конкурс в последний день и стала одной из 73 его участниц (среди прочих, на конкурс была заявлена ещё одна опера по той же новелле Верги — «Злая Пасха!» Станислао Гастальдона, — но она была снята самим автором). В марте 1890 года было объявлено решение жюри, которым победителями объявлялись «Лабилия» Никколы Спинелли, «Руделло» Винченцо Феррони и опера Масканьи.

goramyshz 29 октября 2015 г., 13:04

Мари́я Стюа́рт (итал. Maria Stuarda) — лирическая трагедия в трех актах итальянского композитора Гаэтано Доницетти. Итальянское либретто Джузеппе Бардари по мотивам драмы немецкого писателя Фридриха Шиллера «Мария Стюарт» (1800). Премьера состоялась 30 декабря 1835 года в Милане в театре Ла Скала. Опера попала под запрет цензуры в 1836 году и практически не исполнялась до середины ХХ века, когда возобновился интерес к постановкам опер бельканто.

goramyshz 28 октября 2015 г., 15:54

Тристан и Изольда (нем. Tristan und Isolde) – музыкальная драма Рихарда Вагнера (WWV 90).

Легенда о Тристане и Изольде имеет кельтское происхождение, но получила широкое распространение в обработке как средневековых, так и позднейших авторов. Вагнер был знаком с романом Готфрида Страсбургского «Тристан» (XIII век), а также со стихотворениями Августа фон Платена "Тристан" и Юлиуса Мозена "Король Марк и Изольда", использовавшими этот сюжет; кроме того, драма "Тристан" была написана другом Вагнера Карлом Риттером. Настроения, господствующие в вагнеровской драме, близки «Гимнам к ночи» Новалиса.

Замысел произведения сформировался у Вагнера к середине 1850-х годов, в сентябре 1857 г. был готов текст, в августе 1859 г. – партитура. Но постановка «Тристана» постоянно откладывалась, в том числе и потому, что это новое и непривычное произведение было объявлено неисполнимым (так, Венская опера отказалась от него в 1863 г., несмотря на 77 проведённых репетиций; Алоиз Андер, предполагаемый исполнитель партии Тристана, вскоре после этого потерял голос и сошёл с ума).

В конце концов, премьера «Тристана и Изольды» состоялась 10 июня 1865 г. в Национальном театре в Мюнхене, заглавные партии исполняли Людвиг и Мальвина Шнорр фон Карольсфельд. Первая постановка в рамках Байройтского фестиваля состоялась в 1886 г. под управлением Феликса Моттля.

goramyshz 28 октября 2015 г., 16:52

Комментарии

Ну ничего себе! По "Лолите" Владимира Набокова муж Майи Плисецкой Родион Щедрин написал оперу! Даа, это произведение меня все больше и больше удивляет.

+1 19.03.16