Литературные произведения, по которым были написаны оперы — 59 книг

Многие оперы были написаны на основе литературных произведений. Давайте соберем в этой подборке такие произведения)

Категория: подборки по темам Теги: Спето в опере Ссылка на сайт серии: http://pics.livejournal.com/dima_lazurka/pic/000a6h4q
Дама с камелиями
Александр Дюма-сын
ISBN:978-5-389-02821-0
Год издания:2011
Издательство:Азбука, Азбука-Аттикус
Серия:Азбука-классика (pocket-book)
Язык:Русский

«Травиата» (итал. La traviata «падшая», «заблудшая», от гл. traviare — сбивать(ся) с пути) — опера Джузеппе Верди на либретто Франческо Мария Пьяве по мотивам романа «Дама с камелиями» А. Дюма-сына. «Травиата» была впервые представлена публике 6 марта 1853 года в оперном театре Ла Фениче в Венеции и потерпела провал, однако, переработанная, вскоре стала одной из знаменитейших и популярнейших опер. Постановки в Европе шли примерно в одно время с выходом «Дамы с камелиями» Дюма.

Необычными для оперной постановки того времени были: 1) выбор главной героини — куртизанки, умирающей от неизлечимой болезни, 2) действие оперы в современном для слушателей Париже (середины 19-го века). Как и в «Риголетто» и «Трубадуре», Верди в «Травиате» в центр драмы помещает персонаж, отвергнутый обществом.

Оригинальная партитура оперы делится на три акта: действие первого проходит в салоне Виолетты, второго — в её загородном доме и во дворце Флоры Бервуа, третьего — в последней квартире Виолетты. Большая длина второго акта привела к тому, что при постановке его естественным образом стали разбивать на два действия, и в наши дни «Травиата» обычно ставится как опера в четырёх действиях с тремя антрактами.

goramyshz 28 октября 2015 г., 14:59

Евгений Онегин
Александр Пушкин
ISBN:978-5-91045-570-6
Год издания:2014
Издательство:Издательский Дом Мещерякова
Серия:Малая книга с историей
Язык:Русский

Евге́ний Оне́гин — лирические сцены в 3 актах, 7 картинах Петра Ильича Чайковского, на либретто Константина Шиловского, по одноимённому роману в стихах А. С. Пушкина.

Премьера состоялась 17 (29) марта 1879 года в Малом театре в Москве.

Опера написана на сюжет пушкинского «Евгения Онегина». Созданию оперы предшествовали длительные поиски оперного сюжета. В письме к композитору С. И. Танееву Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое». Сюжет был подсказан почти случайно певицей Е. А. Лавровской в мае 1877. В письме к брату М. И. Чайковскому композитор подробно описывает этот эпизод:

«Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: «А что бы взять „Евгения Онегина“»? Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об «Онегине», задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина»
Опера создавалась достаточно быстро, композитор работал над ней в Москве, в Сан-Ремо, а также в Каменке и в Глебове. Либретто ему помогал создавать поэт К. С. Шиловский. 30 января (11 февраля) 1878 опера была вполне завершена, и Чайковский сообщает Н. Г. Рубинштейну: «Я кончил оперу совершенно. Теперь только переписываю либретто и, как только все будет готово, отправлю в Москву».

С самого начала работы над оперой композитор осознавал ряд трудностей, связанных с приспособлением пушкинского сюжета к оперному жанру. Прежде всего это касалось «несценичности» сюжета, отсутствия типовых для оперы конфликтов и сюжетных поворотов, а также необычным для оперы «современным» сюжетом. Кроме того, смерть одного из главных героев происходит в середине оперы, а не в конце; опера же в целом заканчивается не эффектными событиями и массовой сценой, а диалогом-объяснением двух действующих лиц. Однако это не останавливало композитора, поскольку искренность, живость и поэтичность пушкинских образов ему казалась важнее всех оперных условностей. В ответ на предполагаемую критику он писал:

«Я не заблуждаюсь, я знаю очень хорошо, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере, но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменяют с лихвой все недостатки»
«Пусть опера моя будет несценична, пусть в ней мало действия! Но я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку, потому что меня на это непреодолимо тянет. Я совершенно погружен в сочинение оперы»
«Мне кажется, что она [опера] осуждена на неуспех и на невнимание массы публики. Содержание очень бесхитростно, сценических эффектов никаких, музыка, лишенная блеска и трескучей эффектности… Я… писал «Онегина», не задаваясь никакими посторонними целями. Но вышло так, что «Онегин» на театре не будет интересен. Поэтому те, для которых первое условие оперы — сценическое движение, не будут удовлетворены ею. Те же, которые способны искать в опере музыкального воспроизведения далеких от трагичности, от театральности, обыденных, простых, общечеловеческих чувствований, могут (я надеюсь) остаться довольны моей оперой»
Будучи убежденным в том, что публике будет трудно воспринимать это произведение на сцене, Чайковский обратился к П. И. Юргенсону с просьбой издать клавир оперы до ее постановки, который действительно вскоре вышел в свет и был очень быстро раскуплен. Композитор писал:

«Опера эта, мне кажется, скорее будет иметь успех в домах и, пожалуй, на концертных эстрадах, чем на большой сцене… Успех этой оперы должен начаться снизу, а не сверху. То есть не театр сделает ее известной публике, а, напротив, публика, мало-помалу познакомившись с нею, может полюбить ее, и тогда театр поставит оперу, чтобы удовлетворить потребность публики»
Произведение оказалось очень дорого Чайковскому, он вложил в него много душевных сил, и ему жалко было отдавать его на сцену императорских театров.

«Как опошлится прелестная картинка Пушкина, когда она перенесется на сцену с ее рутиной и бестолковыми традициями»
Почти сразу к опере пришел триумфальный успех. Публика была очарована этой оперной интерпретацией пушкинского «романа в стихах» с ее выразительнейшей музыкой.

goramyshz 28 октября 2015 г., 15:27

Эрнани
Виктор Гюго
Год издания:1953
Издательство:Искусство
Язык:Русский

Эрнани - опера Джузеппе Верди в жанре drama lirico в четырёх актах на итальянское либретто Франческо Мария Пьяве, основанное на трагедии «Эрнани, или Испанская честь» Виктора Гюго. Премьера состоялась 9 марта 1844 года в театре Ла Фениче в Венеции.

Осенью 1843 года Верди начал работу над новой оперой «Эрнани» по одноименной пьесе Виктора Гюго для венецианского театра Ла Фениче. Для работы над либретто театр порекомендовал композитору поэта Франческо Мария Пьяве. Верди был настолько вдохновлен пьесой Гюго, что сам составил план оперы, продумал список действующих лиц, разработал отдельные сцены. Таким образом задача Пиаве ограничивалась только написанием стихотворного текста для либретто. Опера была создана композитором очень быстро, в течение примерно месяца. Подобные старания оправдали себя: оперу ждал большой успех - она была поставлена почти во всех театрах Италии.

goramyshz 28 октября 2015 г., 14:30

Орлеанская дева
Фридрих Шиллер
ISBN:978-5-9680-0104-7
Год издания:2008
Издательство:Пан пресс
Язык:Русский

Жа́нна д’Арк (итал. Giovanna d'Arco) — опера Джузеппе Верди в трех действиях с прологом, премьера которой состоялась 15 февраля 1845 года в театре Ла Скала, Милан. В основе либретто, написанного Темистокле Солера лежит драма Орлеанская дева Фридриха Шиллера и события из жизни Жанны д’Арк.

Партия Жанны писалась специально для Эрминии Фреццолини. Позднее опера была поставлена на другое либретто.. По требованию цензуры были удалены намёки на освободительную борьбу, а повествование перенесено в древнюю Грецию.

«Орлеа́нская де́ва» — опера Петра Ильича Чайковского в 4 действиях, 6 картинах, на собственное либретто по одноимённой драме Фридриха Шиллера в переводе В. А. Жуковского, драме Ж. Барбье «Жанна д’Арк» и по либретто оперы «Орлеанская дева» О. Мерме.

Премьера состоялась 13 (25) февраля 1881 года в Мариинском театре.

Славный подвиг героини французского народа Иоанны (Жанны) д’Арк, как сюжет для оперы, заинтересовал Чайковского в 1878 году. Такой интерес возник не случайно.

Романтическая драма Шиллера «Орлеанская дева», впервые с огромным успехом поставленная в Лейпциге в 1831 году, пользовалась, благодаря переводу Жуковского (1817—1821), большой популярностью в прогрессивных кругах России. Популярность эта еще более возросла в годы общественного подъема 70-х—80-х годов. Но пьеса Шиллера была в то время запрещена к сценическому представлению. Тем не менее великая русская трагическая актриса М. Н. Ермолова нередко читала на вечерах, устраиваемых студенческой молодежью, монологи из «Орлеанской девы». Образ девушки-героини, беззаветно проникнутой идеей освобождения родины, воспламенял сердца демократической аудитории. Однако Ермоловой удалось поставить шиллеровскую трагедию на сцене московского Малого театра лишь в 1884 году, спустя три года после премьеры оперы Чайковского на тот же сюжет.

Народно-патриотическое содержание трагедии прежде всего привлекло к ней внимание композитора: крестьяне и рыцари Франции, одушевленные личной отвагой и пламенным призывом крестьянской девушки, побеждают англичан в так называемой Столетней войне. Решающая битва произошла у Орлеана; отсюда название Жанны — Орлеанская дева. Оклеветанная, она по приговору католического суда предается сожжению на костре (казнена 30 мая 1431 года).

Была, однако, и другая причина, побудившая Чайковского обратиться к шиллеровской пьесе. После лирических сцен «Евгений Онегин» он хотел создать театральное произведение более монументального плана, где лирика сочеталась бы со сценически-декоративной манерой письма. Трагедия Шиллера давала в этом отношении благодарный материал. К тому же композитор мог воспользоваться превосходным текстом перевода Жуковского.

В конце 1878 года Чайковский приступил к осуществлению своего замысла, одновременно составляя либретто и сочиняя музыку. В январе 1879 года он писал: «Я очень доволен своей музыкальной работой. Что касается литературной стороны, то есть либретто… трудно передать, до чего я утомляюсь. Сколько перьев я изгрызу, прежде чем вытяну из себя несколько строчек! Сколько раз я встаю в совершенном отчаянии оттого, что рифма не дается, или не выходит известное число стоп, что недоумеваю, что в данную минуту должно говорить то или другое лицо». Чайковский поставил перед собой нелегкую задачу: он не только сокращал или частично дополнял текст драмы Шиллера — Жуковского, но и, прочтя некоторые исторические исследования, а также воспользовавшись пьесой Ж. Барбье «Жанна д’Арк», внес ряд новых сюжетно-сценических мотивировок, которые преимущественно коснулись финала.

Несмотря на эти трудности, опера в эскизах была завершена к концу февраля, а партитура — в августе 1879 года. Всего же работа над столь монументальным сочинением заняла у Чайковского лишь девять месяцев. Клавир был издан в 1880 году. Позже композитор внес в него некоторые изменения.

Вопреки цензурным препятствиям «Орлеанская дева» была поставлена на сцене Мариинского театра 13 (25) февраля 1881 года. Полтора года спустя состоялась ее премьера в Праге. При жизни Чайковского она, однако, ставилась не часто. Лишь в советское время пришло к ней полное признание.

goramyshz 28 октября 2015 г., 14:34

Макбет
Уильям Шекспир
ISBN:978-5-8112-3319-9
Год издания:2009
Издательство:Айрис-Пресс
Серия:Английский клуб
Язык:Русский

«Макбе́т» (итал. Macbeth) — опера в четырёх актах Джузеппе Верди на либретто Франческо Мария Пьяве при участии Андреа Маффеи, основана на трагедии Шекспира «Макбет».

Музыка написана в 1846—1847 годах. Текст Пьяве основан на прозаическом переводе Карло Рускони, напечатанным в Турине в 1838 году. Первое представление оперы прошло в Театро делла Пергола во Флоренции 14 марта 1847 года.

Почти через двадцать лет парижский Театр Лирик предложил композитору дополнить оперу новой музыкой, но в результате Верди пересмотрел почти всю партитуру. Премьера новой версии состоялась 21 апреля 1865 года. Второй вариант более популярен с самого времени его постановки.

Опера достаточно близка к тексту пьесы, но наблюдаются любопытные расхождения. Так, шекспировские три ведьмы заменены на хор ведьм с тремя партиями различной высоты. Кроме того, последнее действие открывается сбором мятежников на англо-шотландской границе и завершается хором, прославляющим победу над тираном, который находится после шекспировского финала.

Первая из трёх шекспировских опер Верди.

goramyshz 28 октября 2015 г., 14:38

Корсар (сборник)
Джордж Гордон Ноэл Байрон
ISBN:978-5-4453-0308-4
Год издания:2014
Издательство:Лениздат, Команда А
Серия:Лениздат-классика
Язык:Русский

Корсар (итал. Il corsaro) — опера Джузеппе Верди на либретто Франческо Марии Пьяве, основанное на поэме Джорджа Гордона Байрона «Корсар». Премьера состоялась 25 октября 1848 года в Большом театре Триеста.

Сюжет поэмы Байрона привлек внимание Верди еще в начале 40-х годов, однако к 1848 году он охладел к нему и писал оперу нехотя, без увлечения, параллельно с этим занимаясь переработкой оперы «Ломбардцы в первом крестовом походе» для парижского театра.

«Корсар» был поставлен в Триесте в 1848 году, однако был холодно встречен публикой и успех не имел. Эта опера считается одной из самых слабых в творческом наследии композитора.

goramyshz 28 октября 2015 г., 14:40

Коварство и любовь
Фридрих Шиллер
ISBN:978-5-699-61352-6
Год издания:2013
Издательство:Эксмо
Серия:Классика в школе
Язык:Русский

Луиза Миллер (итал. Luisa Miller) — опера в трёх актах, написанная Джузеппе Верди на либретто Сальваторе Каммарано. В основу оперы лёг сюжет пьесы Коварство и любовь Фридриха Шиллера. Первая постановка состоялась 8 декабря 1849 года в Сан-Карло в Неаполе. Это 15 опера Верди, которая относится к концу раннего периода творчества композитора.

Премьера в США состоялась 27 октября 1852 года в музыкальной академии Филадельфии, а 3 июня 1858 года опера первый раз была поставлена в Театре Её Величества в Лондоне. После шести постановок сезона 1929/30 года в Метрополитен-опера в Нью-Йорке, опера не ставилась до 1968 года, а затем в период с 1970-х по 1990-е произошло в общем 86 постановок, последняя из которых в 2006 году. Постановка 1979 года вышла на DVD.

Три оперных коллектива, которые планируют поставить все оперы Верди к его двухсотлетию в 2013 году, дали или планируют дать эту оперу. Сарасотская опера поставила Луизу Миллер в 1999 году; Театр Регио в Парме дал её в 2007 году на «Фестивале Верди»; и испанский коллектив ABAO в Бильбао пока не представил её.

goramyshz 28 октября 2015 г., 14:43

Король забавляется
Виктор Гюго
Издательство:Государственное издательство художественной литературы
Язык:Русский

Риголе́тто (итал. Rigoletto) — опера в трёх актах Джузеппе Верди, написанная в 1850—1851 годах.

Опера была задумана по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется» (1832). Пьеса была запрещена цензурой как подрывающая авторитет королевского двора. Итальянское либретто было написано Франческо Мария Пьяве, сотрудничавшим с Джузеппе Верди много лет. По требованию цензуры, исторический король был заменён неким герцогом, а безобразный шут Трибуле — Риголетто. Поначалу шута предполагалось сделать традиционным оперным красавцем.

Премьера оперы состоялась 11 марта 1851 года в Фениче, Венеция.

goramyshz 28 октября 2015 г., 14:47

Разбойники
Фридрих Шиллер
Год издания:1937
Издательство:Художественная литература
Язык:Русский

Разбо́йники (итал. I masnadieri) — четырёхактная опера итальянского композитора Джузеппе Верди на либретто, написанное Андреа Маффеем. В основу оперы лёг сюжет драмы Фридриха Шиллера «Разбойники», написанной в 1781 году на закате движения «Бури и натиска», опубликованной анонимно и вначале не предназначавшейся для постановки на сцене. Первой постановкой оперы дирижировал сам Верди. Премьера состоялась 22 июля 1847 года в лондонском театре Её Величества.

В 1842 году театр Её Величества возглавил Бенджамин Ламли, и три года спустя на этой сцене была поставлена опера Верди Эрнани, получившая общественное признание, которое убедило Ламли, что он должен пригласить Верди, к тому времени ставшего ведущим композитором Италии, поставить очередную мировую премьеру именно в Лондоне. Верди принял предложение Ламли и начало репетиций было запланировано на лето 1846 года. Однако здоровье Верди ухудшилось, и работа над оперой была отложена до 1847 года.

На премьере оперы присутствовали королева Виктория, принц Альберт, герцог Веллингтон, а также члены британской аристократии, которые смогли получить допуск. После некоторых уговоров Верди согласился дирижировать на премьере лично, и она имела триумфальный успех, получив положительные отзывы в прессе. К сожалению, успех, подобный первоначальному, никогда не повторялся на других постановках.

goramyshz 28 октября 2015 г., 14:51

Дон Карлос, инфант испанский
Фридрих Шиллер
Язык:Русский

«Дон Ка́рлос» (фр. Don Carlos, итал. Don Carlo) — «большая» опера Джузеппе Верди в 5 действиях, 7 картинах, на либретто Камиля де Локля и Жозефа Мери по мотивам одноимённой драмы Шиллера (нем. Don Karlos, Infant von Spanien). Однако основой для одного из актов — сцена в Фонтебло — послужила другая новелла на тот же сюжет: «Филипп Второй, король Испании» (Philippe II, Roi d’Espagne), автором которой был французский драматург Эжен Кормон.

Премьера состоялась в Парижской опере 11 марта 1867 года.

Полная версия оперы в пяти действиях с балетом продолжается около четырёх часов и является наиболее продолжительной оперой Верди; при жизни композитора и после его смерти появились многочисленные, более короткие редакции. За пределами Франции опера, как правило, исполняется на итальянском языке в переводе де Лозьера.

«Дон Карлос» Верди — пятая по счёту опера под этим названием после сочинений Майкла Косты (1844), Паскуале Боны (1847), Антонио Буццоллы (1850) и Винченцо Москуццы (1862).

Основа оперы была написана Верди в 1866. Обнаружив, что только музыка к опере будет звучать 3 часа 47 минут, Верди удалил из партитуры два дуэта и диалог Елизаветы и Эболи. Ещё три фрагмента он удалил, когда стало ясно, что парижская опера заканчивается слишком поздно, чтобы зрители из предместий успели уехать на последних поездах. Таким образом, в парижскую премьеру была сыграна первоначальная авторская редакция, исключая шесть фрагментов, но включая балет. Несмотря на первоклассный состав солистов и более чем 200 репетиций, публика приняла премьеру холодно и она выдержала только 43 спектакля. В этот период Верди согласился на дальнейшее сокращение партитуры (исключив сцены восстания), а после его отъезда из Парижа руководство театра выкинуло и другие фрагменты. Таким образом, в 1867 в Париже шло три различные редакции «Дона Карлоса» (все — на французском).

Ещё в августе 1866 Ашиль де Лозье подготовил итальянский перевод либретто де Локля и Мери. Итальянская премьера состоялась 27 октября 1867 в Болонье. Несколько ранее, 4 июня 1867, лондонский Ковент-Гарден поставил «Дона Карлоса» по-итальянски, исключив первый акт и балет вовсе и изменив оставшиеся сцены.

В 1872—1873 Верди переписал заново ранее удалённые сцены дуэта Позы и Филиппа, использовав новый итальянский текст Антонио Гисланцони — это единственный фрагмент «Дон Карлоса», изначально написанный под либретто на итальянском.

В 1882—1884 Верди, зная о многочисленных самовольных сокращениях его оперы, заново перекомпоновал её материал в авторскую четырёхактную редакцию 1884 года (поставлена 10 января 1884 в Ла Скала). Наконец, 29 декабря 1886 в Модене исполнили авторскую пятиактную «итальянскую» редакцию.

goramyshz 28 октября 2015 г., 15:02

Великие трагедии в русских переводах. Отелло
Уильям Шекспир
ISBN:978-5-91631-207-2
Год издания:2014
Издательство:ПрозаиК
Серия:Великие трагедии в русских переводах
Язык:Русский

Оте́лло (итал. Otello) — опера Джузеппе Верди в 4 действиях, на либретто Арриго Бойто, по мотивам одноименной пьесы Шекспира. Премьера состоялась 5 февраля 1887 г. в театре Ла Скала, при участии Ф. Таманьо (Отелло) и В. Мореля (Яго).

goramyshz 28 октября 2015 г., 15:06

Виндзорские насмешницы
Уильям Шекспир
Издательство:Искусство
Язык:Русский

Фальстаф (итал. Falstaff) — опера Джузеппе Верди в 3 действиях, 6 картинах, на либретто Арриго Бойто по пьесам Шекспира «Генрих IV» и «Виндзорские насмешницы». Последняя опера Верди, охарактеризованная им самим, как лирическая комедия.

Премьера состоялась 9 февраля 1893 года в театре «Ла Скала» в Милане.

goramyshz 28 октября 2015 г., 15:07

Демон. Сборник
Михаил Лермонтов
ISBN:978-5-699-54508-7
Год издания:2012
Издательство:Эксмо
Серия:Русская классика
Язык:Русский

Де́мон — опера Антона Рубинштейна в трёх действиях, семи картинах, на либретто Павла Висковатова, по одноимённой поэме М. Ю. Лермонтова. Премьера состоялась в Петербурге, 13 (25) января 1875 года, в Мариинском театре.

К написанию оперы Рубинштейн приступил в конце 1871 года. Автором либретто стал известный биограф и исследователь творчества Лермонтова П. А. Висковатов. Увлеченный поэмой Рубинштейн спешил с её написанием. Через три месяца она была закончена и представлена в дирекцию Мариинского театра в Петербурге. Позже последовал трехлетний период ожидания постановки, и лишь в январе 1875 года опера впервые увидела сцену.

goramyshz 28 октября 2015 г., 15:12

Томас Мур. Избранное
Томас Мур
ISBN:5-05-000431-4
Год издания:1986
Издательство:Радуга
Язык:Русский

«Фераморс» (1862) — опера Антона Григорьевича Рубинштейна в трёх действиях, на либретто Юлиуса Роденберга, написанное на немецком языке по повести в стихах и прозе «Лалла-Рук» Томаса Мура.

Мировая премьера оперы «Фераморс» состоялась 24 февраля 1863 года под управлением Карла Августа Кребса в Дрезденском придворном театре (где опера была дана также 28 февраля, 7 марта, 3 апреля и 22 июля 1863).

Последующие постановки на немецком языке были осуществлены в Вене (1872, переработанная версия в 2 акта), Кёнигсберге (1878), Берлине (1879), Данциге и Маннгейме (1880), Мюнхене (1886).

В России (в русском переводе):

24 апреля 1884, Петербург — силами музыкально-драматического кружка любителей;
26 апреля 1897, Москва — силами выпускников Московской консерватории (на репетиции под управлением В. И. Сафонова 19 апреля 1897 присутствовал Л. Н. Толстой);
18 августа 1898, Петербург — в частной русской опере сада «Аркадия» силами Товарищества русской оперы (антреприза М. Максакова);
ноябрь 1898, Мариинский театр.

goramyshz 28 октября 2015 г., 15:14

И. И. Лажечников. Собрание сочинений в шести томах. Том 6
И. И. Лажечников
ISBN:5-7542-0001-3, 5-7542-0007-2
Год издания:1994
Издательство:Можайск-Терра
Серия:И. И. Лажечников. Собрание сочинений в шести томах
Язык:Русский

«Опричник» — опера П. И. Чайковского на либретто композитора по одноимённой повести И. И. Лажечникова. Написана в 1870—1872 годах, премьера состоялась 12 апреля 1874 в Мариинском театре (дирижёр Эдуард Направник).

Премьера оперы состоялась 12 апреля 1874 в Мариинском театре (дирижёр Эдуард Направник).

goramyshz 28 октября 2015 г., 15:21

Ундина (сборник)
Фридрих де ла Мотт Фуке
ISBN:5-02-012741-8
Год издания:1990
Издательство:Наука
Серия:Литературные памятники
Язык:Русский

«Ундина» — вторая опера Петра Ильича Чайковского. Создавалась на уже готовое либретто В. А. Соллогуба, ранее (в изменённом виде) использованное в одноимённой опере композитора А. Ф. Львова. В основе — поэма Фридриха де ла Мотт Фуке, - одно из любимейших литературных произведений Чайковского.

Опера сочинялась с января по июль 1869 года. Композитор работал очень быстро и с увлечением. Он спешил, так как рассчитывал на обещание Дирекции Императорских театров поставить оперу, если партитура будет готова к осени 1869 года. Обещание было нарушено — в мае 1870 "Ундина" была отвергнута синклитом дирижеров императорских театров во главе с К. Лядовым (отцом А. К. Лядова). Чайковский забрал партитуру из Дирекции и, по собственному признанию, её потом уничтожил в 1873, не дав "Ундине" увидеть света рампы.

Судя по сохранившимся отрывкам, в развитии сюжета большую роль играли картины природы и средневекового быта, дававшие возможность Чайковскому проявить дар к изобразительно-живописному письму. Сохранившиеся свадебное шествие последнего акта и ария Ундины из I д. дают представление о владении Чайковским к тому времени средствами колористического письма. В этом смысле примечателен финал I д.: Наводнение, потоп, во время которого Ундина увлекает за собой Гульбранда. Дуэт Ундины и Гульбранда впоследствии стал знаменитым фрагментом во 2 акте Лебединого озера, дуэтом Одетты и Зигфрида, где голоса певцов были заменены на дуэт виолончели и скрипки. Опера "Ундина" стала важным творческим этапом на пути к "Лебединому озеру" и "Снегурочке".

goramyshz 28 октября 2015 г., 15:26

Полтава
Александр Пушкин
Год издания:1980
Издательство:Приволжское книжное издательство
Язык:Русский

Мазепа — опера Петра Ильича Чайковского в 3-х действиях, 6-ти картинах, на либретто Виктора Буренина на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Полтава». Композитор внёс изменения в либретто, вернув в него многие строки из Пушкина. Василий Кандауров сочинил текст для арии Мазепы (второе действие, картина вторая).

Опера Чайковского — не первая попытка перенесения на музыкальную сцену поэмы «Полтава». Ещё в 1859 году в Большом театре в Петербурге была поставлена одноимённая опера Бориса Фитингофа-Шеля, позднее исполненная в Москве (1866) и в Киеве (1879). На тот же сюжет начал писать оперу Карл Давыдов, но не довёл её до конца.

Опера писалась между 1881 и 1883 годами.

Впервые была поставлена 3 (15) февраля 1884 года в Большом театре в Москве (дирижёр Ипполит Альтани, режиссёр Антон Барцал, художники Матвей Шишков и Михаил Бочаров, балетмейстер Иванов).

goramyshz 28 октября 2015 г., 15:38

Ночь перед Рождеством
Н.В. Гоголь
ISBN:978-5-353-04294-5
Год издания:2009
Издательство:Росмэн-Пресс
Язык:Русский

«Черевички» — комико-фантастическая опера Петра Ильича Чайковского в 4-х действиях и 8 картинах, основанная на украинском национальном колорите, востребованном при императорском дворе Романовых. В переводе с украинского «черевички» — «туфельки».

Либретто Якова Полонского по повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством». Посвящена памяти великой княгини Елены Павловны.

В первой редакции 1874 году опера называлась «Кузнец Вакула» и разворачивалась в 3-х действиях. Опера 18 раз ставилась в Москве, однако в 1885 г. автор создал новую редакцию, несколько упростив некоторые элементы музыкальной ткани, а также добавив арии Вакулы «Слышит ли девица», песенку «Школьного учителя» и куплеты Светлейшого.

Во второй, окончательной редакции, в которой опера получила современное название, она была впервые поставлена в Большом театре 19 января 1887 года под управлением автора.

Автор использовал разноцветную палитру жанров украинской народной музыки, от танцевальных (например гопак в сцене Беса и Солохи) до эпических (например дума в основе арии Вакулы «Слышит ли девица сердце твое…»).

«Ночь пе́ред Рождество́м» — опера в четырёх действиях и девяти картинах Николая Римского-Корсакова. Либретто написано самим композитором по одноимённой повести Николая Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». В подзаголовке оперы указан жанр «быль-колядка».

goramyshz 28 октября 2015 г., 15:41

Пиковая дама
Александр Пушкин
ISBN:978-5-386-02482-6
Год издания:2010
Издательство:Рипол Классик
Серия:Мастера книжной графики
Язык:Русский

«Пи́ковая дама» — опера П. И. Чайковского в 3 действиях, 7 картинах, либретто М. И. Чайковского по мотивам одноимённой повести А. С. Пушкина. Опера написана во Флоренции ранней весной 1890 года, первая постановка — 7 (19) декабря 1890 года в Мариинском театре в Петербурге.

Замысел постановки оперы с сюжетом «Пиковой дамы» А. С. Пушкина на сцене Мариинского театра, вероятно, принадлежал директору Императорских театров Ивану Александровичу Всеволожскому. С 1885 года от имени дирекции театров велись переговоры о создании оперы на этот сюжет с несколькими людьми, в том числе, с композиторами А. А. Вилламовым и Н. С. Кленовским, а также либреттистами И. В. Шпажинским и В. А. Кандауровым. В октябре 1887 года состоялся первый разговор Всеволожского с Чайковским, которому было предложено написать музыку на этот сюжет, однако композитор решительно отказался, в частности, мотивируя свой отказ отсутствием в сюжете «должной сценичности». С начала 1888 года за составление либретто на этот сюжет (для Кленовского) взялся Модест Ильич Чайковский, который писал об этом своему брату Петру Ильичу в письме от 7 февраля 1888 года:

«Вторую картину либретто кончил. Общим видом этой картины я ужасно доволен <...> Если бы ты написал на это музыку, с каким удесятеренным старанием я кропал бы мои стихи!»
Отношение Чайковского к этому сюжету изменилось в конце 1889 года, когда во время репетиций его балета «Спящая красавица» в Мариинском театре возобновились переговоры по поводу будущей оперы. В письме к Ю. П. Шпажинской от 26 января 1890 года Чайковский отмечал:

«...я мало-помалу начал чувствовать неотложную потребность заняться в виде отдыха своим настоящим делом, т. е. сочинением. А тут, как нарочно, И. А. Всеволожский усиленно стал просить меня заняться сочинением оперы на сюжет Пиковой дамы. Либретто было уже прежде того сделано ни кем иным, как моим братом Модестом <…> Я его прочел, оно мне понравилось, и вот в один прекрасный день я решил бросить все, т. е. и Петербург и Москву, и многие города в Германии, Бельгии и Франции, куда имел приглашение на концерты, и уехать куда-нибудь за границу, дабы без помехи работать.»
19 января 1890 года во Флоренции Чайковский начал сочинять оперу. Процесс ее создания шел необычайно быстро: клавираусцуг оперы был закончен 6 апреля, а к 8 июня того же года была завершена вся партитура. В процессе композиции Чайковский редактировал либретто, и сам написал слова к некоторым фрагментам, включая две арии (Елецкого, во втором акте и Лизы — в третьем). Позднее, работая совместно с Николаем Фигнером, тенором, который должен был исполнять главную роль в опере, Чайковский вставил в седьмую картину застольную песню (арию) Германа, и сделал новую редакцию его предсмертного ариозо.

Мировая премьера оперы состоялась в Мариинском театре в Санкт-Петербурге 19 декабря 1890 года. Дирижировал Эдуард Направник.

goramyshz 28 октября 2015 г., 15:43

Лукреция Борджа
Виктор Гюго
Язык:Русский

Лукреция Борджиа (итал. Lucrezia Borgia) — опера (мелодрама) итальянского композитора Гаэтано Доницетти в двух действиях с прологом. Итальянское либретто написал Феличе Романи по мотивам одноименной пьесы Виктора Гюго. Премьера состоялась 26 декабря 1833 года в Милане в театре Ла Скала.

В 1891 г. опера «Лукреция Борджиа» стала первой оперой, целиком поставленной в Софии (дирижёр Генрих Визнер).

goramyshz 28 октября 2015 г., 15:51

1 2 3

Комментарии


Ну ничего себе! По "Лолите" Владимира Набокова муж Майи Плисецкой Родион Щедрин написал оперу! Даа, это произведение меня все больше и больше удивляет.