ISBN: | 5-267-00380-8 |
Год издания: | 2000 |
Издательство: | Азбука-классика |
Серия: | Азбука-классика (pocket-book) |
Язык: | Русский |
Первое, что следует порекомендовать читать вступающему на путь - повесть Германа Гессе "Демиан".
Фактически, в этой повести изложена сама суть нашего мировоззрения, и показаны наиболее распространенные ошибки и искажения в понимании пути. Ядро романа - идея Абраксаса, Бога, что соединяет в себе Свет и Тьму, добро и зло, жизнь и смерть. Бога, которому угодно любое дело человека - ибо он всемогущ и все часть его плана. "Демиан" Германа Гесса - поворотный момент перехода автора от наивного романтизма ранней прозы к глубинной метафизике, в которой потом появились элементы сюрреализма. Гессе обрушивается на то, что Юнг определил как "Злосчастное сплетение Религии и морали", которое отравило воду западной цивилизации, и предлагает модель аристократической религии или особого братства Абраксаса, избранных гностиков, вдохновляемых печатью Каина. Позднее идея новой Элиты достигает у Гессе вершины в романе "Игра в Бисер". Но если "Игра в бисер" это роман для искушенных ценителей тонкой и глубокой мысли, "Демиан" достаточно универсален и будет понятен каждому. Каждый может понять суть этой повести, но не каждый примет - в этом отношении мы можем рассматривать "Демиан" как своего рода тест-триггер, отличающий своих от чужих.
ghinzu 21 декабря 2014 г., 23:19
ISBN: | 978-5-7525-2851-4 |
Год издания: | 2013 |
Издательство: | Кабинетный ученый |
Серия: | Old Europe |
Язык: | Русский |
Перечитывая "Об отношениях Эго и бессознательного" Юнга, я наткнулся на упоминание романа Альфреда Кубина "Другая сторона", который он приводит в пример как один из наиболее ярких примеров описания реальности воображаемого мира, хотя и с точки зрения Юнга воспринятого излишне пассивно, "художнически", без активного участия Эго.
Книга - настоящее открытие! Я не говорю о колоссальном влиянии, которое эта книга оказала на современников (в том числе Кафку, Гессе и Манна) и что именно в этом романе мы можем видеть первоисточник литературного модерна, раскрывающего бессознательное. От первой и до последней строки - это путешествие в царство бессознательного, царство снов, мир, где "остановился прогресс", то есть мир предыдущей мифологической стадии. Вместе с главным героем мы проходим путь от очарования страной грез к ужасу перед хаосом и распадом базовых структур воображения.
Книга совершенно потрясающе передает модель, алгоритм распада любых психических структур. Падение начинается с гибели фигуры Анимы и появление АнтиБога, противостоящего создателю страны Грез Патере (который, по интересной закономерности, назван "Американцем", видимо в силу того, что американцы всегда являются экраном для проекции гипертрофированной рациональности). Явным становится распад после появления гипертрофии образов животных (бык, увидев бойню, растерзал мясника), заполнивших столицу Фантазии. Кульминация - почти ницшеанская "Смерть Бога", и будь это психологическим процессом, я бы предположил опасность психотического затопления. Однако произведение искусства далеко не всегда выражает бессознательное самого творца - скорей творец, подобно медиуму, транслирует состояние коллективного бессознательного на данный момент.
С моей точки зрения, "Другая сторона" поистине пророческая книга, книга которую следует читать вместе с "Так говорил Заратустра" Ницше и "Красной книгой" Юнга.
ghinzu 21 декабря 2014 г., 23:23
ISBN: | 978-5-91103-124-4 |
Год издания: | 2013 |
Издательство: | Ад Маргинем Пресс |
Язык: | Русский |
Воистину, странная, завораживающая книга, книга, где ничего не происходит. Книга о мире будущего, где история давно закончилась и лишь наблюдается в некой машине времени, позволяющей увидеть в деталях реальные исторические события. Книга о мире, который окончательно перестал быть "холодным или горячим". Книга о предельном, холодном и остром как меч аристократизме духа. Читая Юнгера, будто дышишь воздухом горных вершин.
ghinzu 21 декабря 2014 г., 23:25
ISBN: | 5-352-00918-1 |
Год издания: | 2004 |
Издательство: | Азбука-классика |
Серия: | Красная серия |
Язык: | Русский |
Симон Маг для ортодоксов - мятежник, развратник, дитя дьявола, запутавший всех, кто попал в его сети. А для тех кто знает - Маяк. Ориентир. А Кефа, то есть Апостол Петр, не более чем слепой фанатик, не знающий своей Тени.
Отношения Симона и Кефы - это взаимодействие двух противоположностей. Тему противоположностей в свое время прекрасно раскрыл Д. Мережковский в своей трилогии "Христос и Антихрист". И здесь Анита Мейсон продолжает эту линию. Её урок - невозможен свет без тьмы, добро без зла. Любая односторонность, любой перфекционизм в итоге превращаются в свою противоположность - Адепт ненасилия, смирения и нового мессии, что любит всех без исключения - вынужден стать убийцей. А Симон, люциферический бунтарь, взлетает, зная, что будет убит, и падает, точно распятый на кресте. Противоположности схлопнулись, каждый оказался другим.
подробнее
ghinzu 21 декабря 2014 г., 23:27
ISBN: | 978-5-367-02130-1 |
Год издания: | 2012 |
Издательство: | Амфора |
Серия: | Детский мир |
Язык: | Русский |
Книга Михаэля Энде – совершенно особая книга. Телемитские идеи здесь впервые переведены на самый простой язык. На язык сказки. Иногда творческий человек сознательно опирается на учение нового Эона, иногда это влияние прорастает из глубины, а сам проводник и понятия не имеет о его природе.
Можно не сомневаться в наличии вполне конкретного и осознанного влияния философии Телемы на автора «Бесконечной книги». Эти параллели столь очевидны, что после прочтения невольно возникает вполне резонный вопрос: «Уж не имеет ли Михаэль Энде посвящения?» - настолько точно и безупречно излагает он основные принципы Телемы.
подробнее
ghinzu 21 декабря 2014 г., 23:32
ISBN: | 5-89091-154-6 |
Год издания: | 2002 |
Издательство: | Симпозиум |
Серия: | Ex Libris |
Язык: | Русский |
Даррелл, несомненно, один из последних современных гностиков. И если в «Александрийском квартете» его гностицизм пока проявляется в изысканных метафорах и явно гностических размышлениях, то через несколько десятков лет, уже в «Авиньонском квинтете», он осознанно вводит тамплиерско-офитическую линию, предлагая читателю погрузиться в самую экстремальную и радикальную форму гнозиса… Но об этом немного после, когда, наконец, будет переведена пятая книга его последнего опуса.
По-настоящему Даррелла способен понять лишь тот, кто просто знает, что события, сюжет – только тени от подлинной реальности, эманация источника, тепло от костра, свет от лампы. Потому сами по себе они не могут быть интересны, ибо действительно интересна только та реальность символа, что стоит за событиями.
подробнее
ghinzu 21 декабря 2014 г., 23:35
ISBN: | 5-280-01555-5 |
Год издания: | 1993 |
Издательство: | Художественная литература. Москва, Художественная литература |
Язык: | Русский |
Ответ на не менее достойный ask
Похоже, что Кавафис видел в Юлиане человека, который пытался сохранить обе метафизические возможности, не выбирая, но создавая связи между ними, чтобы выявить лучшее в обеих. А какого ваше мнение о Юлиане?
Странно видеть этот вопрос. Потому что для меня Император Юлиан, пожалуй, один из самых любимых исторических персонажей и точно - самый любимый император в Римской истории. И не только из-за его борьбы с христианством (было бы дело только в этом, я бы тогда и Диоклетиана должен был любить). Дело в уникальном достоинстве Юлиана, его терпимости, которую принимали за слабость, и его мужестве. О Юлиане я прочитал все что возможно - его собственные гимны, описание его трагедии у Ибсена, Мережковского, Гор Видала, еще один биографический текст. Я всегда остро чувствовал свою связь с ним.
У Юлиана есть что-то общее с Ницше. Сражаясь с христианством, они разделяют трагизм христианского мифа - Ницше становится "Дионисом Распятым", Юлиан умирает "от римского копья в печени". Но преодолеть христианство можно только поглотив его, став сверхантихристианином. Юлиану это почти удалось, но история не знает сослагательного наклонения.
ghinzu 18 февраля 2015 г., 19:44
ISBN: | 978-966-03-4164-7 |
Год издания: | 2009 |
Издательство: | Фоліо |
Язык: | Русский |
Трагедия Ницше в том, что он оказался первым, кому выпало стать проводником того грандиозного процесса в коллективном бессознательном, который происходит на смене эонов. Это нечеловеческое напряжение, и в этом напряжении он оказался выразителем мифа, который возвещал - мифа о Дионисе. Профаны полагают дионисизм аналогом гедонизма, но нет более ошибочного мнения. Дионис - это одновременно страстный и страстной (ударение на втором слоге) бог, бог экстаза как выхода за пределы себя и бог, разрываемый титанами. Это бог абсолютной интенсивности.
Плюс, сам Ницше до конца не понял дионисийский аспект самого христианства. Эту тему очень глубоко исследовали русские символисты, для который Ницше был очень важен. Ницше проклинал христианство лишь потому, что он на уровне Тени был христианином больше, чем любой из современников, и ему была отвратительна эта пародия. Ключевая фраза Ницше "Бог умер. Сострадание убило его" - еще и о Самости самого Ницше, о его ядре, о его богообразе. Ведь Ницше убило (свело с ума) именно сострадание - известно, что он сошел с ума, увидев избиваемую лошадь. Фактически Ницше оказался разорван между полюсов бытия, что неудивительно.
И, кстати, вот еще почему для меня так жизненно важен Юнг. Юнг единственный, кто зашел в те же миры, и те же грани, где были Ницше, Гельдерлин и многие другие трагические романтики, и при этом смог пройти пройти по краю, не только не сойдя с ума, но и принеся оттуда сокровище.
ghinzu 18 февраля 2015 г., 20:01
ISBN: | 978-5-352-02155-2 |
Год издания: | 2007 |
Издательство: | Азбука-классика |
Язык: | Русский |
Моби Дик, пожалуй, одно из самых моих любимых произведений. Это самая еретическая книга в истории человечества. Все ерничества Вольтера и стебы Таксиля - мелководье по сравнению с той метафизической войной с богом, которую ведет Мэлвилл. Моби Дик - это бог. Яхве. Древний Богообраз, его воплощение. "Мне отмщение и аз воздам". Обилие библейских аллюзий в книге об этом очень ясно говорят. И с этой точки зрения Ахав - это ответ на вызов. "Удою ли вытащишь Левиафана", говорит Яхве, и Ахав как будто принимает этот вызов - вытащу, низвергну. И это одно из самых сложных, самых острых противостояний.
***
- К слову о Моби Дике. Случайно узнал сегодня, что "ахава" на иврите это "любовь".
- Интересно. Если почитать эссе Кроули "Любовь" из "Маленьких эссе относительно истины", то действительно, все что происходит в "Моби Дике" это самая очищенная форма любви)
ghinzu 18 февраля 2015 г., 23:21