Совместное чтение. Обсуждение книг (возможны спойлеры!) — 83 книги
Совместное чтение. Обсуждение книг (возможны спойлеры!)
В этой подбоке будут проходить обсуждения книг, выбранных в "Совместном чтении". (ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ)
Каждое новое обсуждение книги будет находиться в корневом сообщении.… Развернуть
Помощники
Ветка комментариев
Все комментарииАтмосфера загнивающей английской аристократии отвратительна. Особенно гадкое чувство вызвали высказывания, когда Тони отказался бедной Бренде давать развод.
Бренду я так и не поняла, как это у нее так быстро произошла метаморфоза "примерная жена - безпринципная любовница". Во, конечно, не особо вдается в подробности внутреннего мира своих персонажей, но для меня такое поведение было совсем непонятно. Если Бовари практически с самого начала начала томиться своей жизнью и обстановка в ее душе все накалялась и накалялась, постепенно и ее поведение было вполне ожидаемо и "Маленькая хозяйка" Лондона, например, влюбилась во вполне достойного парня, при этом продолжая любить своего мужа, что вызвало большое внутреннее противоречие... Бренда же сломя голову бросается на шею первого встречного, к тому же совершенно жалкого типа, который вызывал у меня отвращение с самого начала...
Тони жалко. Доверчивый, верный жене, судит окружающих по себе. Но его привязанность к родовому гнезду устарела, по сути, вся его жизнь сводилась к тому, чтобы сохранить этот дом, перестроить его, усовершенствовать. В мире, в котором уже никто не живет в таких домах.
По сюжету -- очень удивил поворот с путешествием в Бразилию. Неожиданно и даже интересно, но как-то, как будто не из этой книги, и по стилю и настроению. Конец убил своей безысходностью :(
как это у нее так быстро произошла метаморфоза "примерная жена - безпринципная любовница"
Да! И вообще ничего о внутреннем мире героев, о их душевных переживаниях-метаниях, об их отношениях "с изнанки", так сказать: только то, что на виду, самый-самый верхний слой, поэтому очень много подобных вопросов возникает. Вроде изначально нам нормальную семью показали и тут раз - она уже по уши влюбилась в мало достойного этого человека, над которым все до этого только потешались. Влюбилась не на время, не для мимолетной интрижки, а так серьезно, что даже сын отошел на двадцать пятый план. Не поняла я этого. И считаю это авторской недоработкой. Психологизм на нуле. Ясно, что он просто хотел показать саму ситуацию, как бывает, куда всё катится, а не копаться в душах героев. Но мне, как любителю как раз покопаться, это не понравилось.
Что касается измены Бренды - я тоже не поняла, откуда вдруг всё так стало. Во не описывает, как мне показалось, ничего такого, чем она была так уж недовольна в своей жизни с Тони. Поэтому этот поворот меня удивил.
В биографии автора написано, что первая жена изменяла ему, и якобы на основании этого он написал "Пригоршню праха". Может, он не понимал причин измен своей жены, и потому Бренда изменяет Тони из ничего?
А мне показалось, что здесь все прозрачно. В мире, в котором жила Бренда, адьюльтеры считались вполне себе нормальным явлением, о котором знали все окружающие, а зачастую даже и собственные жены/мужья. То есть для нее это было само собой разумеющимся. Что касается примерно жены, то она явно ею никогда и не была. В книге неоднократно появляются моменты, когда Тони думает о Бренде, наделяя ее благородными и достойными чертами, которыми она явно не обладает. То есть читатель видит Бренду как бы снаружи, по сути так, как ее видит Тони. А на самом деле она обычная, такая же как все вокруг, за маской благопристойности - тщедушная душонка. Почему она раньше не ударилась в загул? Видимо какое-то время восстанавливалась после родов, приходила в форму, плюс жили они за городом, плюс поездки недешевые. Но как только она совсем заскучала, она тут же нашла с кем закутить. Причем ей по сути явно было все равно с кем. Удивительнее то, почему она решилась развестись и связать свою жизнь с Бивером. Видимо, Тони был для нее сдерживающим фактором, не дающим вести такую светскую жизнь, как ей нравилось. И она поспешила избавиться от него, вкусив всей прелести лондонской жизни. А вот скудный умишко не дал ей оценить последствия своего поступка.
Женщины того времени не особо долго "отходили от родов", например) Потому что были няни и они неделю-две проводили в постельке и потом возвращались к своей обыденной жизни. Как-то все равно странно верится, что человек (семь? лет) прожил с мужем и так резко решил изменить. Тем более с кем-то, кого и не любил толком. И в начале же показывали, какая у них с мужем была гармония и взаимное понимание друг друга.
Ну все равно же пока пришла в форму, потом уже привыкла к такой жизни, как говорится "засосало". А 7 лет как раз, говорят, критический срок, чтобы захотелось что-то изменить. Пришло время))
А гармония чисто иллюзорная. Как ты сделала вывод о гармонии? О том, что они вместе попивают чаек, и она ласково с ним разговаривает? Я тебя умоляяяю) Эта гармония чисто внешняя, Бренда просто выполняла няшную роль. Все становится очень очевидно, когда она начинает себе курсы и жилье выбивать в Лондоне. Вроде кошечка-кошечка, а гнет свою линию очень жестко. Другое дело, что Тони это не замечает.
Все-таки их с Тони больше связывало: и шутки у них общие были и диеты эти и многое другое. Когда столько прожил с человек бок о бок и даже не поругался, это многого стоит) И ведь это не было похоже было на брак по расчету и многие высказывания показывали, что знают они друг друга. Кроме, разве, мнение Тони о том, что Бренда честная и добрая.
А что Бренду связывало с Бивером? Любовь ходить на приемы? Вот это -- действительно глупость какая-то.
И мне показалось, что они чУдная парочка, как два сапога, и тут резко - на тебе! Еще не поняла про его возраст, на могильной плите указано, что он умер в 83 года вроде? А бренда в это время выходит замуж. А ей тогда сколько лет было? Помню, они в шутку называли его стариканом, так он реально ее настолько старше был? Вроде нам об этом не говорили, я так поняла, он "старикан" по пристрастиям, предпочтениям,а не по возрасту.
Проблема в том, что мы практически ничего не знаем об их жизни до измены Бренды. И то, о чем ты пишешь - это Бренда уже после. А как они жили эти годы - фиг догадаешься. Вот про Анну Каренину, например, было рассказано, что муж ей нелюбим, что он ее старше, что в браке она изначально было несчастна. Т.е. понятно, почему ее потянуло налево. А тут как-то внезапно все, потому и возникают вопросы.
У меня как-то много параллелей с Хаксли, которого читала прямо перед Во. И времена те же и то же высшее общество, только у Хаксли все как-то поумнее. Интеллигенция.
Так вот, у него ГГ в конце в Мексику едет, там, правда, все не так ужасно заканчивается. Может в то время это было обычным делом? Или еще популярно было писать обо всяких экзотических путешествиях?
Да, наверное, им хотелось вырваться из этих оков "загнивания", упадка, сменить картинку, начать новую жизнь. У меня возникали паралели с Голсуорси (книги о Форсайтах), у него тоже Англия на стыке эпох, крах прежних идеалов, появление распущенных женщин, нивелирование прежних законов морали. И один из героев уезжает в Колумбию, правда, там без экзотики, просто покупает там недвижимость. Но Голсуорси такой мастер психологизма, и ирония у него что надо, как я люблю, и драма тоже на высоте. В общем, очень люблю его, Во и рядом не стоял - по крайней мере, с этим романом, но я буду еще читать у него другие книги.
Да, наверное, им хотелось вырваться из этих оков "загнивания", упадка, сменить картинку, начать новую жизнь.
Ну вот мне кажется, что к Тони все-таки это "загнивание" и "упадок" не относится. Ну живет человек так, как ему хочется, занимается поместьем, чего сразу "загнивание"?) Я была бы рада за него, если бы он никуда не уезжал, а просто уединился в своем любимом имении. Мне чего-то "Вишневый сад" Чехова вспомнился. Тоже как бы "упадок" русской аристократии, а все равно жалко и сад, и поместье, и этих самых аристократов.
А потому, что такие, как Тони, не противостоят таким, как Бренда и иже с ней. Откуда браться хорошему примеру, высоким идеалам, новому витку развития культуры и моральных ценностей, если одни по-модному кутят, изменяют, тусуются, а другие спрятались в своей раковине и носа не кажут на свет. Правда, я сомневаюсь, что в Англии все так уж загнило) А вот для нас актуальненько.
А меня как раз нет. Тони хотел уехать, но не привык путешествовать. Основной его мотив - отвлечься от происходящего. Его в такой ситуации могло заинтересовать что угодно. А тут этот профессор) Мы все знаем, как увлечённые люди могут преподносить свои идеи) Кроме того, возможно, Во хотел для Тони какой-то абсурдной ситуации, вот и придумал этот ужас.
Вот:
"Он [Тони] дорог автору последовательностью, с которой отвергает все соблазны растленного современного общества. Тони держится за свой немодный, неудобный и поглощающий весь его скромный доход дом не только потому, что Хеттон - семейная реликвия, а потому что он - его единственный оплот в рушащемся мире... А в этом мире нет места таким, как Тони, - чистым, порядочным, умеренным. Только в этом аспекте и нужно рассматривать очень мрачный и жестокий финал романа - "пленение" Тони полупомешанным метисом Тоддом.
А примитивное бытие героя в плену у Тодда, где у него нет никаких обязанностей и забот, кроме чтения вслух романов Диккенса, есть не что иное, как точный и остроумный шарж на викторианский мир, существующий лишь в воображении Тони. Его судьба закономерна. Патриархальный мирок Тодда - модификация прошлой жизни Тони в Хеттоне и, более того, единственное место на земле, куда ещё не скоро проникнут "хромированные панели" мамаши Бивер. Только там фантазёр и мечтатель Ласт может, наконец, хотя и вопреки собственной воле, обрести долгожданный покой. Таким образом, трагедия Тони в том, что он не понимает, какой подарок сделала ему судьба. А природа печали автора в том, что он не знает, как задержать проникновение ненавистной ему буржуазности во все сферы жизни Англии."
Там ещё есть информация о том, что Во был жутким консерватором и демонстративно пренебрегал многими благами цивилизации и новшевствами, которые появились уже при его жизни.
Только там фантазёр и мечтатель Ласт может, наконец, хотя и вопреки собственной воле, обрести долгожданный покой.
Все равно не понимаю, почему автор не даровал ему покой в его любимом старомодном поместье. Тем более, если сам Во был жутким консерватором. Вот самого бы его сослать в Бразилию к Тодду)
Да понимаю я его мысль, но надо ж было её донести так, чтобы мне понравилось) Да мне и понравилось, в принципе, но не всё. Вот со смертью сына - ладно, Бренда вся в амурах, но ведь и Тони отмороженный какой-то. Ну да, это мог быть шок, конечно, играть в петушка и курочку, или что-то там, когда в соседней комнате лежит труп сына. Или это опять такой юмор, я не знаю даже. Но если я не могу это принять умом и чувствами, то понравиться мне, конечно, не может. Не можем же мы любить всех писателей одинаково)
А мне это место даже понравилось. Понимаешь, он в совершеннейшей прострации, он ничего не соображает, онанепомнюкакеёзовут видит, что он на грани срыва и пытатся как-то его отвлечь. Это очень страшный момент, у меня мороз по коже был. И он всё время ждёт Бренду, он её ждёт, потому что думает, что вместе им легче будет. А выясняется вот что...
Такое бывает, знаешь автора хорошо, знаешь, чего от него ожидать и как относиться ко всему, что он описывает... Я, бывало, встречала отзывы к каким-то произведениям, которые тоже абсурдны или имеют цель не показать реальную жизнь, а немного иносказательны или символичны, а люди к ним подходят с меркой реальной жизни и продолжают судить и относиться серьезно. Возможно, и тут такой случай, у меня с Во первое знакомство, не знала совершенно, чего ожидать, поэтому и вышло пока как-то непонятно. Наверное, стоит, и вправду, еще что-то у него почитать.
Знаешь, там сюжет не очень внятный. Началась Вторая мировая. И это сатира на военных, чиновников, все опять сволочи. Но ты не представляешь насколько смешно написано! Я там кучу цитат навыписывала, потому что просто по потолку бегала от удовольствия. Особенно это касается первой половины, вторая поспокойнее и грустнее.
По сюжету -- очень удивил поворот с путешествием в Бразилию. Неожиданно и даже интересно, но как-то, как будто не из этой книги, и по стилю и настроению
Для меня это тоже было неожиданно и очень разнится по стилю и настроению. Вызвало множество каких-то детских воспоминаний, связанных с чтением приключенческой литературы.
Книга мне в целом понравилась. Увлекательная, интересная, задевает за живое, вызывающая эмоции.
Бренда - эта английская Анна Каренина (Анна прямо святая на ее фоне: у нее хотя бы были муки совести какие-то, замуж она вышла изначально за старого и не по любви, к сыну тянулась, хотела забрать его с собой и как трогательна сцена, где она тайком к нему пришла), эта слишком заигравшаяся Джулия Ламберт. Ее вырвавшееся "слава богу", когда она понимает, что это не любовник, а сын погиб - тут я реально взбесилась. Нет, почему же, я верю, что есть женщины, для которых мужик дороже ребенка, но мне этого никогда, никогда не понять (еще во времена чтения "Карениной" меня это раздражало, а тут уж вообще!)
Какой-то мягкотелый Тони (весь свет знает об изменах его жены, а он ни сном ни духом; пальцем ее не тронет, когда она изредка приезжает из Лондона "уставшая"), живущий прошлым. Ужасен финал его жизни, просто кошмар какой-то. По-моему, тут автор даже "заигрался". Вообще не представляю себе Тони, отправляющегося в экспедицию в какие-то джунгли. И вся эта часть про его там пребывание мне показалась более слабой, чем предыдущее повествование. Но - понравилось, как Тони расправился с Брендой, слава богу, его хватило на это.
Непонятно, почему в итоге Бренда выходит замуж за... Джока? Ясно, Бивер ее кинул,к огда она без средств осталась, но как-то смазанным, не подробным выглядит финал.
Очень было интересно читать про подробности бракоразводного процесса, про эту "подставную" измену мужа, дабы не опорочить честь жены и выплачивать ей после развода алименты. Меня вообще заинтересовал этот вопрос, что в Англии первой половины ХХ века сложно было развестись и надо было, чтобы муж изменил, а если изменяла жена - то как-то сложно все это было провернуть, это было стыдно, мужья не хотели идти на разглашение этого, предпочитая оставаться годами рогоносцами (или вообще прикокнуть жену). Эта тема меня задела, когда я читала "Сагу о Форсайтах" и "Ребекку", а в "Пригоршне праха" получила более широкое раскрытие - вот за это реально благодарю Во, он подробнее объяснил, что и как у них просиходило в этом плане.
В плане иронии - нет, мне не было смешно. Я видела мометы, где надо было смеяться, но они были какими-то слишком прямолинейными. Хотя было смешно читать сцену, когда Тони с Джоком напились) Вот слушала на днях "Идеальный муж" Уайльда - вот где та изящная ирония, которая нравится лично мне. А такое топорное, как у Моэма и Во - нет, не нравится совершенно. И в целом повествование пресноватое, слишком простое, я люблю, чтобы повычурней и позаковыристей. Ну это чисто субъективно, конечно.
В итоге 3,5 баллов поставила. Понравилось, но были претензии по стилю и сюжету (затянутые последние 15% книги).
Про Джока тоже удивилась. Скорее тем, что Джок на это пошел. Мне нравилась его Лихая Блондинка)
А про развод -- если публично признан факт измены жены -- это скандал. А если муж изменяет, это, судя по всему, было дело обычным. И вообще, тогда к разведенным женщинам так относились.. Вспомни, она говорит, что как только разведется, сразу ее перестанут на приемы приглашать. Мне тоже понравилась его реакция, когда он понял, как его обманывали и "доить" пытались.
А про развод -- если публично признан факт измены жены -- это скандал. А если муж изменяет, это, судя по всему, было дело обычным. И вообще, тогда к разведенным женщинам так относились..
Да, я так и поняла, п этим романам у меня такое мнение и сложилось. Но и мужья не хотели из-за такого разводиться, потому что позор для них был страшный.
Непонятно, почему в итоге Бренда выходит замуж за... Джока?
Да уж, особенно после того, как она на его глазах высказалась про сына (типа "слава богу, что он погиб, а не Бивер"). Я думала, она упала в его представлении ниже некуда, а тут вон как вышло. Удивительно, не ожидала такого от Джока.
В плане иронии - нет, мне не было смешно.
И мне тоже.
Мне очень понравилось, даже больше, чем при первом чтении. Мне действительно было смешно. Мне нравится этот абсурд, по-моему, он как раз в меру - не слишком неправдоподобно и при этом фантастично. Люди совершенно обыденные и при этом как инопланетяне. И мне нравится, что их психология не раскрыта, потому что иначе не было бы этого эффекта, а еще - в результате мне их не жалко. Даже Тони не жалко, а у любого другого писателя я бы не смогла читать (ну, по крайней мере не стала бы перечитывать) книгу с такими издевательствами над героем. В книге "Черная напасть" у Во вообще кого-то съели.
В общем, мне нравится ощущение достоверности, все эти мелкие бытовые детали в сочетании с абсурдностью и нереальностью. Вот взять развод - явно все очень точно, примерно так оно и было (у того же Голсуорси похоже), но ведь это же бред какой-то, и не только на современный взгляд. И с людьми тоже - они одновременно и ненормальные, вывихнутые какие-то, и в то же время настоящие. Для меня так.
Странно) Я вот не вижу никакой абсурдности и все поступки героев мне кажутся вполне оправданными. И желающая на волю легкомысленная птичка Бренд, закрутившая роман с первым попавшимся мужичонкой, и желающий удрать от Бренды и душного лондонского общества Тони, попавшийся наивно на авантюру профессора..
Книга очень понравилась. Сразу напомнила атмосферу "Великого Гетсби", которая мне тоже очень нравится. Еще как только на сцене появился пони, я сразу почувствовала, что пахнет трагедией ( ("Унесенные ветром"!), но отпихнула эту мысль как нереалистичную. Что можно думать о главных героях? Я безмерно сочувствую Тони и вплоть до конца книги надеялась на хороший финал. Бивер вызывает только презрение и ничего более. А Бренду вообще хочется придушить и мне горько, что для нее все закончилось весьма и весьма позитивно((
У меня в свою очередь вопрос. Как вы объясняете себе название произведения?
Может быть "прах" -- это что-то старое, отжившее свое и, вспоминая эпиграф
...И я покажу тебе нечто отличное
От тени твоей, что утром идет за тобою,
И тени твоей, что вечером хочет
подать тебе руку:
Я покажу тебе ужас в пригоршне праха.Т.С. Эллиот
"Бесплодная земля"
{Перевод А. Сергеева.}
Он показал нам что-то, прогнившее, тленное и ужасное? Не знаю, в общем)
Для меня вот как-то непрозрачно это название, поэтому и спросила. Сейчас залезла посмотреть в оригинальное название, оказалось "A Handful of Dust". Dust в первом значении все таки пыль, если я не ошибаюсь. В таком случае вариант с пылью мне нравится больше. Потому что по сути Тони цеплялся за старое , которое никак не удавалось примирить с реалиями нового времени и в итоге потерял все: и жену, и ребенка, и родину.
Люди-и-и-и! Я дочитала! Это 5 баллов! Книгу пока не занесла в прочитанное, потому что у меня там ещё один роман, я читаю бумажную. Если кому интересно, я как дочитаю, могу пару слов черкнуть сюда. Это Не жалейте флагов, завтра и начну.
Ну, что, как всегда у Во - всё плохо и лучше не будет. Но здесь есть хоть мало-мальски симпатичный персонаж - Тони. Потому что в других романах и этого нет. Хотя, вроде бы в Возвращении в Брайдсхед рассказчик тоже не противный.
Но Тони - он как мамонт, он обречён на вымирание, это ж ясно с самого начала, если подумать. Но всегда же хочется, чтобы все поженились чтобы все гады сдохли.
Ну, Бренда, конечно, это... просто нет слов, одни маты.
С опозданием внесу свои "пять копеек") Книга мне, в общем, понравилась. Атмосфера загнивающей английской аристократии очень удалась, на мой взгляд, про все эти похождения Бренды читать было противно, такой пустоголовой она мне показалось, просто удивительно, как Тони с ней прожил столько лет и не раскусил. Как вообще он мог в такую влюбиться? Непонятно. Бивер еще большее убожество. Самое противное, что ведь никакой такой настоящей любви у них не было, просто интрижка. И в сильные чувства Бренды к Биверу я не верю, несмотря на то, что она фактически "променяла" его на своего ребенка. А Тони мне симпатичен, и я бы к "загнивающей аристократии" его не отнесла, хотя это вроде как уже и не "модно" заниматься своим поместьем, но мне понятна его привязанность к своему родовому гнезду, его пристрастие к тихой, спокойной сельской жизни. А вот его решение резко сменить приоритеты и махнуть в Бразилию после развода было мне непонятно... и то, как автор с ним поступил... ну это уж слишком жестоко. Ему и так, бедному, досталось. Хотя я Диккенса и люблю, но ведь можно было его и в поместье спокойно читать. Чем Тони автору не угодил? В общем, странный конец, за это и оценку снизила.
Пригоршня праха - Ивлин Во
Ну и как вам атмосфера агнивающей английской аристократии первой половины ХХ века, прониклись? Бренда, Тони, Бивер - что думаете о них? Как вам сюжет, что больше всего понравилось, что не очень, что вызвало эмоции - и какие?