30 июня 2018 г. 23:16

261

3 Пролетая над мостом над Дриной

Давно мне не было так скучно при чтении книги. И впервые за очень-очень долгое время хотелось закрыть её, стереть файл из читалки и больше никогда о ней не слышать. Не спасли даже мысли о том, что это, мол, Нобелевка (наверно, у каждого читателя есть своеобразный гештальт - ознакомиться со всеми лауреатами), и что это знаковое произведение для балканских стран-государств. В этом-то, считаю, вся суть. Абсолютно не зная истории этого географического региона (это не хвастовство в стиле "сдались мне ваши балканы", а просто ещё не успела) трудно с ходу взять и вникнуть во все эти непонятные имена, а также проникнуться историей Вышеграда и моста, который тут вроде как главный герой.

Что только ни сотворяли с бедным мостом: то детей в него замуруют (на самом деле нет), то ухо к нему приколотят, то на кол кого-нибудь насадят, то красавицы с него в воду бросаются, то юные революционеры тягомотные и заумные вещи толкают. А он стоит себе и стоит, и плевать ему на турков, сербов, евреев, итальянцев, австро-венгров и прочих героев-негероев. С героями особенная беда: на страницах книги мелькает дикое множество имен, но ни одно из них нельзя назвать "героем" в полноценном смысле этого слова. Так, сменяющиеся декорации на фоне текущей Дрины. Фигурки из бумаги, смываемые потоком воды и временем.

Пожалуй, самая важная фигурка - мальчик, увезенный от матери янычарами и впоследствии ставший Мехмед-пашой, воздвигнувшим этот мост. Начало было дано и в течение следующих 300 лет мост и город начали обзаводиться всё новыми и новыми деталями: появились ворота, был построен и снесён караван-сарай, зажглись первые фонари, а ресторан Лотики не смог выстоять в сражении с "тополями" - местом, где помимо еды и питья предлагались и более сладкие удовольствия.

Работая над проработкой и точностью деталей Андрич забыл добавить в свой роман искру. Он очень ровный и бескрайний, как степь. И напоминает немое черно-белое кино без людей. Равноправие всех историй и персонажей создает размывающий эффект: не за что зацепиться читателю, нет ничего такого, что позволило бы воспринимать этот текст не как исторический, а как художественный.

"Мост над Дриной" - яркий пример книги со сроком годности и очередное доказательство того, что не все произведения спустя какое-то время становятся классикой. Но такая литература должна была появиться в регионе, пережившем несметное число войн и оккупаций. Должен был появиться писатель, хоть как-то заявивший о проблемах своей страны. На Балканском полуострове ещё долго будет сиять звезда Андрича.

Хорошо, что у Балкан есть Андрич. И гораздо лучше, что у нас есть Толстой.

Долгая прогулка, Совята-содомята, июнь 2018, основное задание.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!