28 мая 2018 г. 07:31

156

4

Гражданская кампания — пожалуй самая неоднозначная книга серии. В этой книге есть как сильнейшие, самые трогательные и драматичные моменты из всех книг (которые задают достаточно высокую планку), так и совершенно нелепые, несостыковывающиеся и натянутые ходы. В этой книге я впервые заметил руку автора с такой ясностью, когда она принуждала персонажей совершать поступки, которые им совсем не свойственны, ради того, чтобы сюжет произошел. В очередной раз вместо представления двух разумных сторон, Буджолд делает одних мелочными злобными идиотами, а других - умными, великодушными и благородными. Центральная мораль истории чувствуется из-за этого фальшивой и натянутой. Но вместе с тем, эта книга представляет кульминацию всех приключений Майлза Форкосигана, это его высшая точка, и (несмотря на последующие книги) это, фактически, его конец. В этой книге, глазами Екатерин мы снова знакомимся с Майзлом, припоминаем его прошлые подвиги, переоцениваем их. То, что когда-то было жизнью, теперь стало историей. Несмотря на сюжет, драму, и высокие идеи, эта книга также является прекрасной "сценой после титров", мелочным удовлетворением желаний читателя провести еще немного времени в окружении полюбившихся персонажей, снова увидеть их во всей красе. Весь фокус книги на взаимодействии персонажей, и в обстановке политических интриг они раскрываются куда лучше, чем в перестрелках.

Однако, перейдем к деталям. Если ранее рецензия обходилась без обсуждения конкретных событий книги, то сейчас мы перейдем именно к ним.

Основным недостатком книги я считаю то, что очень многие "положительные" персонажи в ней ведут себя в лучшем случае как идиоты, а в худшем - как эгоистичные сволочи. Такое их поведение необходимо по сюжету. Более того, так как эти персонажи "положительные", то сюжет также велит оправдывать все их эгоистичные поступки как нечто несущественное. Иван дал своё слово, слово дома Ворпатрил, что он никому не скажет о Екатерин. Впоследствии он только и делал, что выбалтывал секрет всем, кого встречал. То же самое относится к Пиму, который тоже обещал никому не говорить. Марк никому ничего не обещал, однако он проявил редкую бесчувственность к проблемам своего брата, рассказывая очень личные вещи совершенно незнакомым людям. Это сыграло свою роль в катастрофе.

Иван и Марк перетасовали посадочные места на званом ужине, несмотря на то, что Майлз напрямую сказал им этого не делать. Очень важном для Майлза ужине, в котором он впервые показывал свои способности хозяина дома, а также представлял Екатерин свету. Это тоже сыграло свою роль в катастрофе.

Несмотря на то, что Майлз говорил об этом Марку много раз, и напрямую запретил хоть как-то упоминать масляных жуков перед гостями, Марк эгоистично воспользовался чужим торжеством, чтобы пропиариться. Он, Карин и Ма Кости подсунули гостям в еду соус из масла жуков, и только ПОСЛЕ этого попытались объяснить, откуда это масло произошло.

Марк обещал держать Энрике под контролем, но не смог.

Марк, Карин и, похоже, вообще вся Барраярская знать считает себя выше галактических законов. Марк незаконно украл оборудование и данные Энрике, и был спасен дипломатическим иммунитетом. Никто в книге не считает, что он поступил плохо, ведь если бы он этого не сделал, то проиграл бы. Личные интересы вновь как будто бы оправдывают его действия.

Книга пытается оправдать все эти бесконечные происшествия лишь одним фактом — тем, что не они стали финальной причиной катастрофы. То, что Майлз разболтал свой секрет абсолютно всем и каждому стало причиной катастрофы. И это тоже нелепо, это тоже больно читать, ведь это та ошибка, которую читатель почти наверняка заметит с самого начала. Первое правило "честных ошибок" в нарративе — сделать так, чтобы сам читатель попался бы на ошибку при первом прочтении. Здесь же рука автора сначала заставляет Майзла вести себя как полный кретин, а затем упрекает его в том, что он полный кретин. Эта секция книги была для меня абсолютно невыносима. Более того, центральный "грех", который предположительно совершает Майлз — приглашение Екатерин работать архитектором его сада — тоже высосан из пальца. "Нельзя играть в поддавки" — говорит нам книга. "Победы не могут быть подарками". Но сад был бы подарком лишь в том случае, если бы Екатерин была бы глупа и некомпетентна, если бы сад был бы ужасен, но Майлз лгал бы, что он хорош. Тогда он дарил бы ей победу. Но Екатерин прекрасна и без того! Как мы видим в финале, ее сад вышел невероятно красивым. У нее и так есть все навыки для этой работы. Таким образом, сад — это не "Попытка подарить победу", а всего-лишь приглашение играть.

Поляризация мнений прослеживается не только в попытке идеализировать "хороших", но и в попытке очернить "плохих". Среди плохих нет ни одного достойного человека. Все консерваторы — глупые, мелочные подонки, без которых планета была бы чище. Политические вопросы никогда не бывают спорными и противоречивыми, это всегда "добро против зла". Даже относительно невинные поступки представляют как пришествие самого Дьявола. Например, эпизод с Формонкрифом. Формонкриф прибыл в дом Екатерин, пребывая в полной уверенности, что она запугана Форкосиганом. Он попытался вытянуть детали из Никки, что представляется как чудовищный грех. Из-за этого, Екатерин бьет его в лицо и ломает ему нос, а когда он перехватывает ее руку, готовую нанести следующий удар - это снова грех и угнетение женщин. Смешно.

Политическая убежденность Буджолд просматривалась и ранее, но в ранних книгах каждая из ее идей была убедительно (хоть и односторонне) обоснована. Но в этой книге конфликт подан очень прямолинейно и топорно.

По итогу мы получаем прекрасную романтическую историю, и достойное завершение приключений Майлза Форкосигана, которая, к сожалению, омрачена сюжетом.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!