Больше рецензий

Hermanarich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 мая 2018 г. 14:26

6K

3 Церкви Ее Величеству Науки Посвящается (и Ричард Докинз Пророк Её)!

(Данная заметка носит сугубо субъективный (другого и не бывает, что бы не вещали адепты Науки (здесь и далее обязательно с большой буквы)) характер, и на объективность не претендует, что не помешает адептам Науки (напоминаю, с большой буквы) меня распять как еретика).
Неладное что-то творится с научно-популяризационной литературой. Памятуя о научной литературе середины ХХ века нельзя не обратить внимание, что популяризацией науки занимались или большие ученые, или же может и не большие ученые (типа Перельмана или Гельфанда), но большие популяризаторы, явно хорошо понимающие в детской и юношеской психологии (при всех проблемах, которые испытывала данная наука (здесь можно с маленькой буквы) в советский период). Сергей Капица , Яков Перельман , Израиль Гельфанд … с некоторой долей натяжки, но туда-же можно причислить организаторов образования по отдельным наукам – академика Андрея Колмогорова и пр. Имена популяризаторов науки ушедшего в небытие СССР вызывают уважение и сейчас – книги их (особенно Перельман) регулярно переиздаются, признаны золотой классикой и продолжаются читаться аудиторией.
Если обратить на деятельность популяризаторов науки новой России (и сейчас в меня полетят гнилые помидоры) можно сделать два странных заключения: 1) Список фамилий популяризаторов науки (не в пример загнивающему СССР) расширился многократно; 2) Это именно популяризаторы, слабо имеющие отношение к науке. И если достоинства Льва Ландау как научного деятеля – неоспоримы, то с «новым призывом» в церковь Научной популяризации явно наблюдаются проблемы. Вспомним фамилии: Ася Казанцева, Александр Марков, Станислав Дробышевский, братья Соколовы, Михаил Гельфанд (унаследовавший говорить право от имени науки от своего великого деда, а от имени биологии - от места работы (базовое образование, что примечательно, не биологическое)), Борис Жуков, Александр Панчин – далеко не полный список (можно увеличить раза в три) людей, полностью приватизировавших право вещать о том, что же является Наукой, а что нет. Насколько может быть здоровой система научной идентификации «свой-чужой» в стране, с де-факто разрушенной наукой? Насколько может быть здоровой популяризация там, где, де-факто, нечего популяризировать? Легкое недоумение возникает на стадии перечисленных фамилий – большинство из названных не имеют профильного образования по темам, которые они пытаются популяризировать, ученые степени доктора наук имеют единицы (здесь Александр Марков и, условный, Дмитрий Жуков – редчайшие исключения), а ведь нельзя забывать, что именно методология науки это сфера докторских, а не кандидатских; научный авторитет – и того меньше (здесь можно вспомнить Владимира Сурдина, хотя сложно назвать его именно популяризатором).
В результате дело получается какое-то странное – в стране, где с наукой наблюдаются явно недопроизводство – имеет место очень значительное перепроизводство популяризаторов науки (не в последнюю очередь раздуванию пузыря «научного популяризаторства», как самой коммерациализируемой отрасли науки, способствовало наличие достаточно большого количества премий – сомнительно чтоб даже в странах с очень серьезной наукой и мощными научными традициями (США, Великобритания, Франция, Германия) популяризаторы науки, коя у них, вне всякого сомнения, присутствует, появлялись с такой фантастической скоростью). Но может я просто придираюсь – может действительно при умирающей академической науке возможно бурное цветение сопутствующих отраслей? Взял я книгу, и поверил автору – чудес не бывает. Не случилось их и в России.
По мере изучения первых двух глав испытывал очень странные ощущения – вроде мне нравится и юмор автора, и эрудированность, и полемическо-критический задор – откуда же взялся этот червячок сомнения? Главе к 4-й червячок созрел, заматерел и вырос до размера червя из фильма Дюна, а претензии сформировались – я все это слышал или читал. Как и российский суррогат науки, занимающийся пересказом уже открытых в других странах явлений, и в лучшем случае предлагающих механизмы реализации уже полученных алгоритмов в условиях нашей страны, так и научная популяризация занимается пересказом уже давно известного. В книге щедрой россыпью разбросаны: байки двадцатилетней давности, пересказы пабликов «Интересные факты», «Знаете ли вы» и прочий интернет-фольклор, отрывки из интервью других разоблачителей науки, пересказы передач с телеканала рен-тв и пр. Дело можно было бы поправить, будь в книге научная верификация – но ее нет. «В одном университете, один ученый…» - чем не в «черной-черной комнате»? Процентов 90 из прочитанного в том или ином виде я уже слышал – любой читатель раздела «Наука» на Ленте.ру легко и непринужденное продолжит описание почти всех экспериментов, перечисленных Панчиным. А есть ли здесь что-то большее статей с Ленты? Увы, есть, и это «есть» нельзя признать чем-то хорошим. Но опять придется сделать лирическое отступление.
Из социологии мы знаем, что тенденции к институционализации вообще свойственны человеческому обществу. Лет через 60 после открытия этого факта в академической науке, это открытие совершили участники проекта диссернет – оказывается, фальшивая наука тоже институционализируется! После такого мощного (пусть и слегка опоздавшего) открытия можно было бы сделать вывод об институционализации всего, в т.ч. и популяризаторов науки – увы, этот вывод будет совершен значительно позже. Что мы имеем сейчас? Мы имеем определенную квазинаучную секту, которая причисляет себя к отдельному сегменту науки – популяризации науки, с неоправданном заниженным входом в данную среду. Изучая даже базовое образование нынешних «популяризаторов» выясняется, что чтоб популяризировать биологию – можно и не быть биологом. Но за тебя горой вступится корпорация, обвинив в мракобесии и ереси. Чтож, обвинения взаимны.
Я не случайно начал с Науки (с большой буквы) как церкви – увы, русское самосознание догматично и авторитарно, и черты религии может приобрести и Наука (правда, потеряв остатки научности) – классический пример мы наблюдаем и в книге Панчина. Ученый – это человек, который прежде-всего сомневается. Он знает – истина ускользает от него, и расширение круга знания о предмете приводит к еще большему количеству вопросов. Это естественный процесс научного познания – наши знания не уменьшают, а умножают вопросы. Ученый, с одной стороны, может сомневаться во всем, с другой стороны – должен иметь вещи, усомниться в которых он не может (старейший парадокс, сформулированный еще в Древней Греции – «Я знаю, что я ничего не знаю» - методический инструментарий для его разрешения появляется только в XIX веке, вместе с диалектикой. Увы, диалектика для Панчина прошла мимо). Именно через этот внутренний парадокс (а внутренние парадоксы, и здесь нам убедительно доказала наука (не с большой буквы) ХХ века – вещь абсолютно нормальная для знания), через его восприятие целиком – и возможно научное познание. И зная все это, подходить к современному миру с инструментарием, в лучшем случае, XVII века… «Доказательство – царица фактов» - когда бы это было сказано 400 лет назад, я бы согласился. Но сказано то это в XXI веке – и согласиться с этим уже сложно. Почему? См. вторую теорему Геделя (она же – теорема о неполноте).
Кто может судить, что является научным, а что нет? Ответы на этот вопрос на основе четко проработанного и выверенного инструментария можно было дать 200 лет назад. А сейчас уже нельзя. Почему? Проблемы, возникающие перед современной наукой (с маленькой буквы) настолько сложны, и потребовали настолько мощного развития инструментария, который давно вышел за пределы стандартных А = Б, Б = А. Увы, заметили это далеко не все – и кто-то остался в своем уютном XVII в., без всяких пакостников Витгенштейнов, Лаканов и Гегелей (к Гегелю у автора, я смотрю, личные счеты, старательно коверкая отрывок из «Феноменологии духа» автор пытается доказать, что Гегель вообще шарлатан – этот, вне всякого сомнения, личный выпад (может автора завалили на Гегеле при сдачу кандидатского минимума, или на парах философии он не выучил материал, и его обидел преподаватель – кто его знает) точно не характеризует приверженность автора Науке).
Я не выступаю здесь сторонником гомеопатии (хрен ее знает, почему она существует в развитых странах), акупунктуры (аналогичный вопрос), всяких хиромантий, НЛО и снежных людей – но мне не нравится и слабая подготовка в области методологии науки (если мы отрицаем Гегеля, значит все открытия ХХ века в области именно методологии научного познания – прошли мимо. Как-минимум - мимо прошла диалектика, которая очень серьезно двинула вперед и социологию, и политологию, и вообще, целый корпус общественных наук обязаны именно ей всем), религиозные интонации (пусть и с иным объектом приложения) и кондовый советский атеизм. Аргумент: «Вот смешиваем – соль выпала в осадок, а Бог – нет, значит Бога – нет» хорошо смотрелся в советской школе, на уроке которой я и оказался при чтении книги Панчина. И даже многочисленные аллюзии на Гарри Поттера не спасают.
Для кого эта книга? Вопрос не праздный – тот, для кого она адресована – зритель телеканалов Рен-тв и ТВ3 – не возьмет ее в руки. Просто интересующийся, как я, возьмет – но ничего нового не узнает. В итоге те, кому она могла бы пригодиться – ее не откроют. Так для кого? Ответ очевиден – для прихожан. Для прихожан новой церкви Науки, той самой, которая возникает на обломках старой церкви – христианства ли, буддизма или ислама. И та, фактически личная антирелигиозная остервенелость автора (аргументы, в связи с которыми наукой нельзя ни доказать, ни опровергнуть религиозные тезисы – известны не первую сотню лет), касательно вопросов религия, меня, как атеиста, заставляет ежиться – я вижу здесь не попытку «найти истину» а банальную конкуренцию. Не все ли равно, кому поклоняться – Святому Духу или Духу Науки? Религиозная экзальтация может уничтожить даже самые благие пожелания – здесь цель здравая, но вот от какого-то душка «Научного атеизма» made in USSR опять пробегает неприятный холодок. Что есть атеизм разлива СССР? Вместе со всей идеей коммунизма? Атеизм ли, или просто другая форма религии? Что есть борьба с религией в рамках «научного популяризаторства»? Наука, или же просто другая форма религии? Увы, второго я в книге увидел больше. Не увидел я там главного для ученого – готовности сомневаться. И это прям пятно современной популяризации – отказ от сомнения приводит к отказу от науки. А Наука (с большой буквы) без науки (с маленькой буквы) – просто еще одна религия. Увы, кризисы в науке дают множество «ложных ростков». И да, гомеопаты и попы это одна сторона медали, нам хорошо известны – популяризаторы без базового образования, методологического инструментария и, самое главное, без желания и интереса его нарабатывать – другая. Какая из них лучше не выясняю – обе хуже.

Ветка комментариев


Ниспровергатели Гегеля все множатся. Особенно Поппер, который, будучи философом, так и не понял, что не все может быть проверяемо, за что и получил от Куна.
Гегель с позиции своего времени вполне сойдет. С позиции теперешнего времени Поппер смешон не менее, чем Гегель.


О да. Человек, заявлявший, что ежели факты противоречат его теории, то тем хуже для фактов. Спасибо, снова поржал. :-) К вашему сведению, философия Поппера - частный случай байесианского подхода. Матчасть подтяните.


Рано или поздно популяризаторы науки и интернет-эксперты поднатужатся, и выкинут старика Гегеля с корабля современности, перепишут учебники по истории и философии науки, выпрут на пенсию философов (разумеется, маразматиков) - ну а пока фронт борьбы с Гегелем начинается с коммента, и ссылкой на достаточно дубового Поппера, сующего свою фальсификацию так же, как Гегель свою метафизику. :-) Ну, хоть так, дорогу осилит идущий. :-)


А чего тужиться? Гегеля всерьез принимают только страдающие диалектикой головного мозга с их колосом, отрицающим зерно, частицей как противоположностью волны и т.п. формами психической неполноценности. Вклад в Гегеля в философию науки - нулевой, как бы не старалась представить дело иначе его современная группа поддержки.

Что до Поппера, то он прав в самом главном: если нет способа проверить теорию, ее польза в любом смысле, кроме, возможно, развлекательно-эстетического - такая же, как и вышеупомянутый вклад Гегеля. Нулевая. Есть желание сделать теорию частью науки? Предложите способ проверки. Не можете? Свободны, следующий.


О боже, вы фанат этой дегенеративной книжки про Гарри Поттера и методы рационального мышления. Я то думаю, откуда этот набор бредней - Поппер, байесианский подход, выкинуть Гегеля, самоуверенность, безграмотность, святая вера в принцип "фальсификации", не понимание, почему единой теории отличения науки от не науки не может быть вообще, и пр. Весь набор симптомов на лице. :-)


О боже, вы не понимаете, чем теория отличается от классификационного признака. Впрочем, ожидаемо: с такой кашей в голове, как вы продемонстрировали выше, странно, что Александр вообще стал тратить на вас свое время.


Сторонники секты популяризации науки, правда отношения к науке не имеющие - нетерпимы ничуть не меньше, чем сторонники религиозных доктрины. Про "теория" и "классификационный признак" - пук в воздух, попытка приписать оппоненту тезис, который он не декларировал. Сделаю вид что не заметил. :-)
А стал тратить время по той же причине что и вы - любое несогласие с вами вас задевает, только и всего. :-)
Если у вас больше нечего сказать - разрешите откланяться. В конце-концов расширять ваши знания за пределы той книжки я не нанимался, а все что вам надо знать - вам расскажут под шутки-прибаутки гуру популяризации. :-)


Так а с чего мне друг быть терпимым к окологегельянскому маразму? Я вам не постмодернист какой-нибудь с их мантрой из серии "у всех своя истина". К людям - само собой, но не к устойчивым заблуждениям. Теперь о вашем пуке в воздух. Не далече, чем в предыдущем своем сообщении вы изволили высказаться буквально следующим образом:

"единой теории отличения науки от не науки не может быть вообще"

Теории, Карл! Каково? Так вот, ежели вы не взяли на себя труд закончить хотя бы первые пару курсов с общеобразовательными дисциплинами, вынужден напомнить, что теория - это модель действительности. А "отличение науки от ненауки" - это система классификации, а не модель действительности, гуру вы наш интернетный. Мы попросту выделяем классификационный признак, на основании которого одну группу теорий относим ко множеству научных теорий, а все остальные - ко множеству ненаучных. Этот признак может меняться, и с этим никто не спорит, включая автора рецензируемой книги - он об этом пишет открытым текстом в заключительной главе. Однако никаких проблем с формулировкой такового признака я не вижу, и на данный момент общепринятым способом различения является проверяемость теории.

Теория не может быть проверена? Да, бывают и такие. Теория о числе ангелов на конце иглы. Или о форме биополя в астрале. Или о существовании Чистилища. И частью науки эти теории закономерно не являются: наука занимается познанием мира, а статусом знания может обладать только проверенная информация. Только и всего. Очень сложно было?


Ну не виноват я, что у современных полуобразованных популяризаторов науки пригорает от Гегеля. Что поделать. :-)

теория - это модель действительности

Увы, к сожалению вы не в теме - Теория это система идей или принципов. И да, система принципов может лежать в основе отличения науки от всего остального. Вы воспользовались ложным определением теории - поэтому и ввели себя в заблуждение. Далее по теории не комментирую - это все у вас от неверного понимания, что такое теория.
Если вы не знаете, что такое "квантовая физика", не слышали что такое "принцип неопределенности Гайзенберга" - тогда логично что вы можете не знать, что бывают явления непроверяемые.
Все эти ваши потуги от безграмотности - вы прочитали одну книжку, и вдруг решили что вы специалист в методологии науки. Увы, это не так - но, к сожалению, я сомневаюсь, что вы сможете признаться себе в этом, поэтому будете пытаться продолжать этот бесполезный спор.


К сожалению, не в теме вы. Теория - это не любой набор идей, а именно модель. Таково значение термина "теория", используемое в науке. Вы, конечно, вправе вводить неологизмы, если русский язык вас по каким-то причинам не устраивает, но лучше об этом заранее предупреждать.

Дальше у вас все чудесатей и чудесатей. Непроверяемыми у вас теперь, оказывается, могут быть не только теории, но и явления? Серьезно? Можно примерчик?

Махровый ad hominem игнорирую, сорри. Просто не интересно, тем более - из уст дилетанта в науке.


Вот вам определение "Тео́рия (греч. θεωρία — рассмотрение, исследование) — учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщенных положений, образующих науку или ее раздел". Я понимаю, что вы его проигнорируете - деваться то вам некуда, вы теперь будете стоять на своем.
Просто маленькая зарисовка, чтоб вы понимали: Вы оппонируете моему тезису, о том, что бывают непроверяемые теории. И приводите, барабанная дробь - результаты работы схоластов (про ангелов на кончике иглы). Для справки - схоласты одни из первых в средневековом мире, кто пытался применить именно естественнонаучные методы для проверки религиозных тезисов. Сам метод у них был научный - они доходил до своего тезиса, что Бог создал мир в сентябре-октябре, именно на основе четки логических построений, хоть и основывающихся на тексте библии. Вы привели пример, с вашей точки зрения ненаучный, который как-раз приводят как пример того, как наука может проверять, как первые зародыши настоящего научного метода. По-моему, это уже свидетельствует о некоторой путанице у вас в голове.
Я понимаю, что после книжки про Гарри Поттера и методы рационального мышления вы стали экспертов в науке - куда мне, сдававшему кандидатский минимум. :-) Оставим ваши личные выпады - вашу компетенцию вы не стали отстаивать, трезво понимания, что она на очень жидком фундаменте.


Ну зачем же мухлевать, батенька? Если уж цитируете Википедию, будьте добры, не обрывайте цитату на середине. Что там следующим предложением идет, ась? :-)

Далее. Я, конечно, не спорю с тем, что бывают непроверяемые теории. Конечно же, бывают. Просто они не являются научными, только и всего. У вас ведь, я вижу, возникли определенные проблемы с контрпримерами, дорогой коллега, сдававший кандидатский минимум и теперь мучительно гордящийся этим? :-) Что до моей компетенции, то отстаивать я ее не стал просто потому, что она не является предметом обсуждения. Предмет - ваши дилетантские заявления относительно статуса проверяемости в методологии науки. Вот давайте на этом и сосредоточимся.


Правильно ли я понимаю, что вы игнорируете основную часть понятия теорию, и сводите все к второстепенной? :-) Так бы сразу и сказали. В любом случае определение, предложенное мной, не противоречит моему тезису - а ваш кусочек, выдернутый из контекста, явно пытался на это претендовать. Теория - набор принципов. Вы настаивали что теория это модель, отрицая что это набор принципов - правильно ли я понимаю, что тезис вы свой отозвали?

не спорю с тем, что бывают непроверяемые теории. Конечно же, бывают. Просто они не являются научными, только и всего.


Вот здесь я сейчас посмеялся - вы попали в очень глупую и примитивную ловушку, в которую бы не попали, если бы ознакомились с понятием "Теория".
Теория, априори, строится на научном методе, это прямо в определении Теории как понятия, поэтому ваш тезис "ненаучная теория" - это оксюморон. Если б вы тоже сдавали канд.минимум - вы бы на таких простых вещах не попадались. Ваша фраза "Теория ненаучная" - это, конечно, просто финиш. :-)
По проверяемости - читайте про Теорему Геделя о неполноте, там все исчерпывающим образом сказано. :-)


По пунктам:

1. Понятия не имею, каким образом вы ухитрились в определении выделить основную и второстепенную части. И повторюсь: вы вправе использовать свои неологизмы. Если любой набор высказываний вы считаете теорией - ради бога, считайте. Правда, совершенно непонятно, с чего вы тогда взяли, что не может быть единой теории классификации науки - при том, что я ее только что озвучил.

2. Нет, я не ототзвал свой тезис. Всякая теория - это не любой произвольный набор принципов, а именно модель. Без исключений.

3. Э... Простите, кто вам сказал, что теория строится исключительно на научном методе? Кто-то из друзей гегельянцев? Посоветуйте им не злоупотреблять спиртным.

4. Теперь о теореме Геделя. Как из доказательства того, что всякая автореферентная формальная система либо неполна, либо противоречива, следует наличие непроверяемых теорий в науке?

5. И если вам несложно, прекратите свой галоп Гиша и закончите рассмотрение того, что уже начали. Решили напугать меня квантовой механикой и принципом неопределенности Гейзенберга? Так это просто замечательно. Но будьте любезны - завершите свою мысль. Где в квантовой механике используются непроверяемые теории? Что там непроверяемо: неравенства Белла? Частные решения уравнения Шредингера? Явление конфайнмента?


1. Т.е. вы называете определение, взятое мной со стороннего источника (оставим что это Википедия) - моим собственным неологизмом? Притом опять создаете ложный тезис: "любой набор высказываний" - это прямая ложь. И уточните, где конкретно вы озвучили "единую теорию классификации науки"?
2. Понятно, упираетесь, хотя определение гораздо более сложнее. Определять теорию через модель, это просто не понимать, ни что такое теория, ни что такое модель;
3. См. определение "Теории" в той же Википедии (оставим качество источника), там есть тезис "теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом." Если Википедию писал Гегель - ну может и так. :-)
4. Вы предлагаете мне прочитать вам лекцию по логике и научному методу? Я могу порекомендовать вам соответствующую литературу, если вы этого не знаете. Каким образом формальные системы недоказуемы в рамках самих себя, и как это влияет на систему научных взглядов на мир, и какие следствия влечет;
5. Квантовая механика была много постов назад - вы только сейчас ее заметили? И перечитайте мои сообщения, т.к. вы их не поняли, "непроверенные теории" - извините, это ваш тезис. :-) Я слово "Непроверенные теории" не употреблял - что вам причудилось я, право слово, не знаю.
Мне немного сложно с вами говорить - вы постоянно заменяете одни понятия другими, не совсем понимая их значение. Например, понятие "Теорема" вам явно незнакомо - иначе не было бы странного пункта 2 и грубейшей ошибки пункта 3. Признаться, я не представляю, как я займусь ликбезом в рамках данного, не слишком удобного формата общения - этот путь должны пройти только вы.


Ну, коли вам нравится, когда вас возят фейсом по тейблу, извольте, мне не жалко. :-)

1.1. Вашим собственным неологизмом я называю ваше представление о теории, которое не подразумевает того, что она модель. Ибо определение из Википедии, на которое вы сослались, это подразумевает, о чем сообщает в первых строках открытым текстом, цитирую: "Теория выступает как информационная модель синтетического знания...".
1.2. "Прямая ложь"? А условие "если" вам хорошо видно?
1.3. Я озвучил критерий различения научных и ненаучных теорий: в вашей трактовке он, очевидно, имеет статус теории. Критерий этот - проверяемость. Теория, не являющаяся проверяемой, к науке отношения не имеет.

2. В вашей маргинальной терминологической системе - возможно. Я использую общепринятую терминологию, в рамках которой теория есть модель.

3. Да, я видел. А вот вы как-то упустили из виду, что речь в этом разделе идет исключительно о научных теориях. Для них это утверждение самоочевидно. Переключившись на английскую версию статьи, вы можете узреть и другие виды теорий, не относящихся к числу научных (философская теория, политическая теория и т.п.)

4. Я предлагаю вам прочесть что-нибудь по этой теме для себя. Я-то и сейчас недурно помню то, что восемь лет преподавал в вузе. Про то, что вовсе не любые формальные системы являются "недоказуемыми" (вы, должно быть, хотели сказать, что не для любой формулы этой системы можно обосновать ее ложность или истинность - именно об этом шла речь в одной из эквивалентных формулировок теоремы, относящейся исключительно к автореферентным формальным системам, если вы вообще имеете о ней представление), поговорим чуть позже, а сейчас я бы хотел услышать от вас, каким образом из теоремы Гёделя следует непроверяемость каких-либо научных теорий. Сделаете такую милость? Или ваша отсылка к теореме была, как вы недавно высокохудожественно выразились, "пуком в воздух"?

5.1. "Много постов назад", когда вы попытались пустить пыль в глаза упоминанием квантовой механики, я предложил вам привести примеры "непроверяемых явлений", которые, согласно вашему тезису, являются предметом КМ. В ответ - скромное молчание, сдобренное попыткой сменить тему, переключившись на теорему Гёделя, с которой вы точно так же с громким хлюпом сели в лужу, потому что темой не владеете даже поверхностно.
5.2. Нет, "непроверенные теории" - и не мой тезис. Я говорил о непроверяемых - а это тезис как раз ваш, ибо вы в самом начале изволили заявить, что "не все может быть проверяемо". Или вы готовы взять свой тезис назад и сделать вид, что имели в виду нечто иное?
5.3. Ликвидацией своей безграмотности вы занимаетесь уже сейчас - общаясь со мной. И не отчаивайтесь так: вы не самый нерадивый из моих студентов. Бывали и хуже. :-)


Вы опозорились когда сказали "ненаучная теория" - собственно, после этого разговоры бессмысленны - вы ничего в этом не понимаете. Не знаю, в каком вузе вы преподавали - если на исторической родине, то ничего удивительного здесь не вижу, и не такое бывало. :-)
Поэтому считаю нужным разговор закончить - он не несет практической ценности, а заниматься ликвидацией чужой безграмотности я не нанимался. :-) Можете прыгать, улюлюкать, кричать "слив засчитан", или как там у вас принято - у хомячья Панчина куда больше времени чем у меня, поэтому сойдемся что облагодетельствую только вашего гуру своей беседой. :-)


Алексей плохо понимает значение слов "Разговор окончен" - поэтому последующие комментарии я удаляю. :-) Не знаю иного способа остановить человека в истерическом ажиотаже, который не понимает, когда он веселит, а когда утомляет. :-)
Пока он строчит сообщения как пулемет, обиженный и уязвленный - но, будем надеяться. рано или поздно успокоится. Мне несложно поудалять. :-)


Алексей, в лучших традиция брошенной барышни, сидит под дверью и старательно флудит. Оставил больше 20 сообщений. Про чувство собственного достоинства речи не идет - барышня старательно делает посторонних людей свидетелями истерики.


Я вынужден покаяться - я совершил ужасную ошибку. Я не распознал, что мой оппонент психически нездоров, и общался с ним как с нормальным, более того, начал с ним дискутировать - чем подверг его в тяжелое психическое возбуждение, из которого он выйти не может. За последние несколько часов он засыпал меня сотней (не в переносном смысле) комментариев (содержание их я не знаю, т.к. продекларировал, что наш разговор окончен), и успокаиваться он, похоже, не собирается. Предлагаю скрин части писем с комментами Алексея:
картинка Hermanarich
Я, признаться, в затруднении, что делать в этой ситуации. Больной тратит часы своей жизни на написание сообщений, вместо того чтоб почитать книгу, заняться полезным делом, и пр.
К миру сумасшедших я не привык (не знаю, как к нему привыкнуть, и привык ли к нему вообще кто-нибудь), поэтому всегда бываешь немного обескуражен - сам Алексей не в состоянии понять патологичность своего поведения (иначе он был бы здоров, а это, к сожалению, не так). Сам Александр Панчин, когда я предложил ему закончить разговор - просто его закончил, не стремясь оставить за собой последнее слово, доказать свою правоту - но Александр все-таки здоров. Что делать с его аудиторией - задача куда более сложная.
Разумеется, дискутировать не представляется никакой возможности - человек явно неадекватен, но и оставить в покое мой скромный отзыв он не может. Что я могу сказать точно - что это моя ошибка, и надо было отнестись к собеседнику внимательнее, а не вводить его в такое возбужденное состояние. Без ерничанья - я правда волнуюсь за судьбу человека, если он настолько возбужден, и настолько странно реагирует.


Не волнуйтесь так, я всего лишь периодически восстанавливаю свое последнее сообщение, которое вы удаляете. Не хочу, чтобы читатели нашей дискуссии составили о ней превратное впечатление. Понимаю, что вам хотелось бы оставить за собой последнее слово, но вам придется смириться с обстоятельствами.

Вкратце резюмируем итоги обсуждения:

1. Что такое теория, вы не знаете. Вы также не знаете, что теории могут быть как научными, так и ненаучными. Критерий - проверяемость. Наука оперирует только проверяемыми теориями, поскольку любые другие не имеют познавательной ценности. Статья "Теория" в Википедии, на которую вы же сами сослались, а точнее, ее англоязычная версия, содержит как описанную мной классификацию теорий, так и указанный мной классификационный признак, полностью подтверждая мои слова.

2. Вы упомянули теорему Гёделя, сочтя как видно, что из нее как-то следует возможность наличия непроверяемых теорий в сфере науки. Увы, обосновать этого вы не смогли, что неудивительно: ни формулировки, ни доказательства теоремы Гёделя вы тоже не знаете. Собственно, вы не знаете даже, какой класс формальных систем она описывает, ошибочно полагая, что все без исключения.

3. Вы сослались на квантовую механику, утверждая, что она оперирует непроверяемыми концепциями. Однако это не так: в частности, вы не смогли привести ни единого примера такой концепции.

4. Потерпев фиаско по всем перечисленным пунктам, вы попытались было сослаться на свое образование, однако ваше беспомощное "сдавал кандидатский минимум" для меня звучит примерно так же, как "учил таблицу умножения".

5. Что вы сейчас и подтверждаете, истеря, переходя на личности, разговаривая с воображаемыми собеседниками и удаляя мои сообщения, дабы не позориться лишний раз перед мамой с папой. :-)