NataliP

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 февраля 2018 г. 19:38

1K

5

Все любимые мною романы Мердок относятся к позднему периоду Ее творчества. Все же мне ближе рефлексия и тяжеловесность её исписанного пера. Однако тот самый, первый, роман рвёт все границы. Он совершенно особенный. Если слова блистательный и искрометный мало что проясняют, то я составлю несколько пунктов, почему непременно нужно бежать и читать "Под сетью".
Во-первых, это дебют. Учитывая количество написанных Мердок романов, их непрерывное проникновение друг в друга, мимикрию, и, как бы невзначай, постепенные и закономерное взросление, хочется увидеть, а были ли когда-то все эти люди молоды, выходили ли за пределы своих аккуратно постриженных лужаек возле дома?
Во-вторых, все герои свободны и молоды. Здесь не будет семейных драм, проблем отцов и детей и дотошной стариковской рефлексии, чего хватает в поздних романах Мердок.
В-третьих, здесь есть особенная атмосфера игры, надевания масок. Даже детективная интрига, которую здесь и распознать-то трудно, мягко появляется из-за угла и недвусмысленно заявляет о себе, когда роман перевалил за середину. Мердок играет в сюрреализм. И ещё как. Поначалу лишь вспышками, чего только стоит потаённая гримерная с ворохом сценического хлама, будто бы заброшенная, но прекрасно живущая своей жизнью не одну сотню лет. А купание в Темзе. Да чего только не лезло в голову чудаковатым мердоковским героям.
В-четвёртых, главы, где герой болтается пьяный по Парижу, это настоящий шедевр словесности. Их отдельно хочется перечитывать, пить, как вино, трезветь и снова нырять в этот водоворот - фантазийный чувственный мир. Ну, где вы ещё увидите такую Нотр-дам?

«Мне нужно было увидеть Нотр-Дам. Я пересек площадь Дофин и снова ступил на берег у моста Сен-Мишель. Мне хотелось посмотреть, как выглядит моя любимица из-за реки. Выбравшись из сутолоки, я прилип к стене и загляделся на жемчужные башни, за которыми уже скапливалась тьма.«Любопытный эффект — эта церковь так изумительно красива, что не кажется большой. Так бывает и с женщинами. Я приближался, пока не увидел под ней отраженную в гладкой воде вторую, дьявольскую, непрестанно подрагивающую Нотр-Дам, словно череп в зеркале, где должна отражаться голова. Тихо-тихо освещенное отражение набухало и дробилось, поглощенное собственным ритмом, невзирая на толпы, что стремились теперь в обе стороны по всем мостам.

После такой сцены смело подтверждаю, что Мердок -" Фаулз в юбке". Все это так живо напоминает "Башню из чёрного дерева", что хочется эти два романа обзывать алой лентой и как лекарство от закостенелости дарить всем жаждущим

"Я медленно подошел ближе. Сегодня по зеленым ступеням бежали только тоненькие струйки и отраженный высокий грот лишь чуть-чуть колыхался в воде, на которой плавало, подобно лотосам, несколько листьев. На нижней ступени пили голуби, окуная головки в воду. А над ними неподвижно лежали любовники, она — в позе «отброшенной робости, открывающей безупречное тело, он поддерживает ее голову так бережно, что это движение даже не назовешь чувственным. Так они лежат, окаменев под одноглазым взором огромного, источенного дождем и зноем, засиженного голубями темно-зеленого Полифема, который увидел их из-за нависшей над ними скалы. Я простоял там долго, облокотясь на мраморную урну и размышляя об изгибе ее бедра. Правая нога ее подогнута, левая вытянута, и эта чистая округлая линия поднимает восприятие на высшую ступень, сливая воедино созерцание и вожделение — изгиб женской ноги. Так она лежит, вся — ожидание, но вся покой, в великолепной наготе, чуть улыбаясь с закрытыми глазами."

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!