Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

15 декабря 2017 г. 10:30

6K

2 Напалмом жечь сердца людей.

-Что это было, Холмс?
-Русский Букер, Ватсон, бессмысленный и беспощадный.


Мне бы хотелось посмотреть в глаза членам жюри премии. Долгим запоминающим взглядом. И задать всего один вопрос: «А вы читали это?» Что там они говорили о высокой поэтике, достойной Венечки Ерофеева? С «Кысью» не сравнивали? С Шишкинской прозой? Нет? А надо бы, потому что если это к чему и близко, то к «Кыси» и «Взятию Измаила». Так же нечитаемо, уныло, человеконенавистнически, псевдопоэтично. Порнография. Не в смысле хард- или софтпорно, а в том, что это не литература. Что тогда? Топорная стилизация под Сологуба, который достаточно тосклив и мизантропичен, но ученица, как водится, превзошла учителя.

Итак, о чем роман? О том, как маленький человек Саша Шишин (Ардальон Борисович) мечтает убить соседа Бобрыкина, женатого на его большой любви Танечке. Цель - бежать с зазнобой в Австралию. Заодно Саша мечтает убить свою маму. Разными изощренными способами: повесить, задушить велосипедной камерой, зарезать, отравить, уронить сверху что-то тяжелое. Вот не помню, чтобы собирался жечь напалмом и окуривать заманом-зарином-ипритом. Может просто не знает о существовании таких замечательных вещей? И все ради любви, а вы как думали? Но поскольку он такой сам себе недотыкомка, планов громадью не суждено осуществиться.

Жил был маленький мальчик-безотцовщина с мамой, религиозной фанатичкой. Она без возраста, как-бы старуха уже с Сашиного детства. Участие в воспитании сына, кроме окормления (скудного) и одевания-обувания (убогого) сводит к пинкам, тычкам и подзатыльникам в сопровождении нравоучительных библейских притч и самых идиотических суеверий. Автора не заботит, каким образом в одном человеке могут сочетаться воцерквленность с дремучестью, а между тем, религия осуждает суеверия. Но искать в этой книжке правды жизни - напрасные надежды. Для пущего эффекту, речевая характеристика мамы героя наводит на мысли не то об Агафье Лукиной, не то о кликуше-юродивой. Никак не о советской женщине, чья зрелость пришлась на годы брежневского застоя.

Папа, как водится, капитан дальнего плавания, оставил семью до рождения наследника (погиб смертью храбрых, спасая челюскинцев на льдине?; дрейфует в южном полушарии у берегов Австралии?); в финале как-бы спохватившись, что такой сладкий кус мировой литературы остался ненадкусанным, автор вспомнит еще мисс Хэвишем и «Большие надежды». Вообще, она много чего понадкусает и по костям многих любимых произведений покатается-поваляется. Так ить, постмодерн, матушки мои, обязывает ко множественным аллюзиям. Книга разбита на главы, структура которых, за редкими исключениями:
1. тема (чаще всего какая-то из книг, которые всем знакомы);
2. флэшбэк о приключениях Саши и Тани, корреспондирующих с ней;
3. появление матери, которая все портит;
4. появление Бобрыкина, который все окончательно портит
5. Непременный развернутый пассаж о желании убить Бобрыкина. а заодно уж и мать
с подробными планами (см.2 абзац).
6. Письмо Танюши (может быть в начале. в середине или в конце главы). Непременно с обращением: "Милый мой, хороший, любимый Саня", призывом убить Бобрыкина и спасти ее, в основном же занятое тягомотными умилительными воспоминаниями: как плавили свинец, как взорвали термос карбидом, как искали клад за гаражами, как катались с горок.

О письмах Танюши стоит сказать отдельно. Это слезливую квазипоэтичную муть госпожа Николаенко строчит погонными километрами, умудрившись при таких промышленных объемах внедрения героини в беззащитное читательское сознание, не дать о ней представления, кроме: избалованная маленькая стерва. О бессмертной любви Саши Шишина к Танюше тоже стоит сказать. По здравом размышлении - базируется она главным образом на сервелате и клюкве в сахаре, которых мальчик не видит дома, но их всегда вдоволь у зажиточной подружки.

Еще немного о поэтике. Достигается она жуткого качества рифмованной прозой и множественными инверсиями. Автор то ли забыла. то ли не знала, что хорошо удавались последние на русскоязычном пространстве лишь Александру Грину, а в эмиграции Набокову. Который, впрочем, не злоупотреблял приемом, имея в арсенале довольно других выразительных средств.

Знаете, это в традициях русской литературы - смотреть на маленького человека. И любя, ненавидеть, тоже в традициях. Но смотреть, любя, не то же самое, что презрительно насмехаться над его убожеством.

Ветка комментариев


Ой, какое совпадение! Мы в книжном клубе будем в мае "Через сто лет" Веркина читать, очень любопытно. Как детский автор он мимо меня прошел, слишком я рано на "взрослые" книжки перешла, буду заполнять пробел.


А, ну значит ЛЛ понемногу лоббирует, я вижу в последнее время его читают массово в каких то играх, о которых понятия не имею и льщу себя надеждой, что и мои четыре капли есть в волне интереса к этому автору. Что за клуб, туда принимают свободно или после рассмотрения кандидатур Большим Жюри? Я бы поучаствовала, как раз собираюсь читать эту книгу, она у меня одна нечитаная.

В детстве мы бы не смогли, он сейчас пишет.


ЛЛ тут не причем, в клубе по очереди участники делают подборки, а потом клубчане голосуют и выбирают, что читать. Это оффлайн клуб в Мск, собираемся раз в месяц в библиотеке, приезжай, гостям всегда рады. )

Черт, вот я Маугли дремучий! Но, впрочем, чем меньше знаешь про автора, тем, иной раз, и лучше для восприятия.


Ясно, это ты дремучая? Смеюсь. Да у меня его Друг апрель среди желательных к прочтению года четыре лежал, рекомендовал человек, который не только хороший писатель, но и талантливый читатель, и я даже одну книгу прочла, восхитилась, да на том и заглохло. А потом увидела у того же Идиатуллина в ФБ, что читатель массово не понял новой повести Веркина Пепел Анны, ругают, мол, и так обидно за него стало, бросилась читать, расхвалила, а потом ещё одну его книгу прочла, и ещё, и ещё просто влюбилась.
Москва от меня далековато, ты умничка, что везде успеваешь.


На самом деле я и на ЛЛ пришла в 2013 году, узнав про "живой" клуб, на тот момент хотелось вырваться из привычно-бытового туда, где говорят о книгах.

Дремучая-дремучая, но стремлюсь это если не исправить, то хотя бы чуть смягчить. Ну и любопытство, конечно.


Ото да, чем больше узнаю, тем больше понимаю, как мало знаю.