Больше рецензий

blackeyed

Эксперт

бесплатная экспертиза без регистрации и смс

28 июля 2017 г. 08:51

3K

5

Это роман о семье: о семье Джоудов и об общечеловеческой семье, в которой все люди, даже незнакомые, друг другу родственники. Джоуды теряют одних членов семьи, а взамен приобретают других - ещё вчера посторонних, чужих, а сегодня уже своих, родных. Пафос книги - это, конечно, единение пред лицом опасности. Помощь, взаимовыручка, сплочённость - условия для выживания. Только вместе можно противостоять беде.
Эл и Эгги в конце собираются пожениться, и ширма между углами вагона убирается, и стол становится общим, и труд взаимным - пример слияния двух разрозненных семей в одну общую.

Правительственный лагерь тоже своего рода общая семья. Как и в любой "ячейке общества" в сотах лагеря тоже есть свои правила, обязанности, мораль, старшие и младшие. Это по сути коммуна, за что Стейнбек получил немало критики. Не мудрено: в американской системе ценностей каждый сам за себя, а коммунизм - идеология противника ("Во всём виноваты красные"). Писатель же ни к чему не призывает, он показывает, что один в поле не воин, что с бедой (=системой, =работодателями, =голодом) полезнее бороться совместными усилиями. И он не идеализирует: в том же лагере тоже есть свои распри, борьба за влияние, да и работы как не было, так и нет.

Великая Депрессия вгоняет в депрессию. А гроздья гнева наливаются соком и дозревают не только у персонажей, но и у читателей. Столько гнева я в последний раз испытывал при чтении "Замка Броуди". Посмотрите на ситуацию под другим углом: стоит продуктовая лавка, полки ломятся от товаров, а в каких-то ста метрах в сарае подыхает оголодавший мужчина, а всё потому, что у него нет в кармане бумажек, раскрашенных зелёной краской, или металлических кругляшей. Ещё более иллюстративно, если бы человек умер прямо на пороге у закрытого магазина: протяни руку, возьми с полки хлеб и останься жив... Нет, лучше пусть лавка заработает побольше бумажек и кругляшков, лучше пусть плантаторы добавят в гроссбухи нолей. Выгода, нажива, прибыль важнее человеческой жизни.

Вот и "приходится" этого умирающего мужчину выхаживать своими силами, кормить собственной грудью. Концовка романа меня потрясла. Очень сильный ход по своей эмоциональности, символичности. Роза - мать всего человечества.
Мать (она же "ма") я бы поставил даже выше Тома по значимости. Вот, что такое Мать. Это не горьковские баррикады и листовки, это Мать, которой до лампочки политика, её заботит только состояние семьи, своей и всеобщей, людской. Она утешает (Розу, нервничающую при беременности), понимает и прощает (Тома за тюрьму, Ноя за уход, Эла за разгильдяйство), наставляет на путь истинный (Руфь и Уинфилда, отца), помогает страждущим (голодным детям, Уилсонам, Уэйнрайтам). Божья матерь.

Когда стоит вопрос о жизни и смерти, божественное всегда актуально. И Стейнбек насытил текст множеством библейских мотивов. Проповедник, потерявший веру и нашедший её в качестве помощи людям. Апокалипсис, случившийся со страной и с конкретными её жителями. Земля Обетованная - Калифорния - манящая и мифическая, ради которой нужно перейти пустыню. Всемирный потоп, обрушившийся в конце книги. Ной, решивший остаться у воды. Ну и конечно, Богородица Роза.

Кто же ГГ в "ГГ"? Экранизация заканчивается гневными словами Ма Джоуд:

Нас не сотрешь с лица земли, не уничтожишь. Мы будем существовать вечно. Потому что мы - народ.

Я боялся подступать к 6-томнику Стейнбека, и зря - теперь я вижу, что Нобелевка и статус классика не случайны.

Ветка комментариев


Спасибо, хорошее видео.