be-free

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 апреля 2017 г. 11:36

2K

4.5

Что за ужас, когда один не любит, а другой вымаливает любовь, как назойливый нищий!
А.Куприн "Колесо времени"

Почти девизом сегодня стала чудовищная фраза «один любит, а другой позволяет себя любить». И молодые девочки или так никогда и не созревшие женщины обязательно представляют себя на месте второго. А мне второго, позволяющего, очень жалко. Это как быть трезвым в пьяной компании. Хотя участь первого тоже не слишком завидна в глазах многих. Короче, лучше не быть ни тем, ни другим. Любовь должна быть взаимной. Но много ли на самом деле взаимных и счастливых любовей? В литературе хватает, а вот в настоящей жизни нет. Чаще всего все заканчивается крахом. Даже там, где изначально была взаимная влюбленность и страсть. Однако в какой-то момент происходит фатальный перелом в отношениях, и лучше всего вовремя расстаться. Только мало у кого хватает на это силы воли.

«Колесо времени» - книга, опередившая время. В ней столкнулись две цивилизации, две культуры (европейская и русская), разница в развитии которых в первой четверти XX века была колоссальной. Я не раз восхищалась современностью европейских классиков того времени, широкими взглядами на жизнь обывателей. Распущенность? Я считаю, что это просто конец ханжеству. И то, что в Европе было тогда уже нормой, пусть еще с оттенком новинки, в России и представить было невозможно. Двое свободных людей, независимых друг от друга, обеспеченных, красивых и молодых – почему бы им не быть счастливыми без условностей, без брака. Сейчас в этом нет ничего удивительного, но тогда… Хотя меня всегда мучают сомнения: а не идеальная ли это картинка в голове у мужчин-писателей? Ведь такая женщина – мечта. Состоятельная, очаровательная в своей зрелости (30-35 лет), а значит без выкидывания фортелей и лишних истерик, независимая, не желающая связывать себя узами брака, но при этом преданная и безумно влюбленная. Действительно, очень отдает Ремарком и Хемингуэем. Но им я бы такого не простила, а Куприну прощаю. Потому что для него это не норма. И я бы даже сказала, не основная мысль произведения. А основная мысль в том, что человек слишком быстро привыкает к хорошему. И тогда хорошее перестает его удовлетворять, иногда даже раздражает. И только потеряв, человек осознает, в каком чувственном раю он пребывал. Или не осознает. Но Куприн все-таки романтик, поэтому его персонаж непременно осознает. И анализирует. Именно в анализе для меня вся прелесть. Потому что в нем хороший писатель всегда выставляет себя на обозрение читателю, а через себя помогает открыть и читателю в себе что-то, что всегда было, но раньше он никогда этого не видел и не находил.

Задорнов когда-то говорил, что всех худых американцев давно сняли в кино. Остальные толстые. Понятно, что утверждение абсурдное (оно же типа должно быть смешным), но очень хочется переложить параллель на любовь и литературу. Про все счастливые любови уже давно написано множество книг. Остальные несчастливые. Их большинство и про них редко пишут. Разве только если это зачин или предыстория счастливой любви. Но чтобы с подробностями, анализом критического момента перелома и признаниями героя в собственном охлаждении – мне такого, кажется, и не встречалось в литературе. Поэтому Куприн в моих глазах снова на высоте. Избитая тема, изученная и исписанная вдоль и поперек, но почти никогда не затрагивавшаяся с этой стороны. А после чтения кажется, что все так очевидно, на поверхности. Рука мастера, однако.

Открытая книга, совет от ant_veronique . Спасибо, это было великолепно. Книга стала настоящим открытием.

tendresse и strannik102 , ваши рецензии натолкнули меня на многие мысли, за что вам спасибо.

Комментарии

Счастливая любовь интересна только этим двоим, да разве что ещё родителям влюблённой пары. Она скучна для внешнего наблюдателя (и для читателя, соответственно). Так что да, про неё не пишут...
Какая размышлительная у Вас рецензия! Класс! :)

+1 12.04.17

Да, интересна мало кому, но в литературе тем не менее чаще всего либо начинается все ей, а потом случается конфликт, либо после долгих перипетий все кончается счастливой любовью. А если уж книги изначально про любовь и только про нее, то почти наверняка ждет хэппи энд. А у Куприна как в жизни, без козней третьих и каких-то непреодолимых обстоятельств, просто так бывает - произошел перелом. Ведь все проходит.

Вам спасибо за вашу рецензию! Ужасно люблю, когда чужие мысли дают толчок моим.

+3 12.04.17

Спасибо за рецензию, с удовольствием прочитала. И в целом согласна. Но не смогла вспомнить книги о счастливой любви, в основном всё о несчастной, а если вдруг отношения налаживаются, так тут же "happy end". Но, может, я неправильно поняла вашу мысль?

А основная мысль в том, что человек слишком быстро привыкает к хорошему. И тогда хорошее перестает его удовлетворять, иногда даже раздражает. И только потеряв, человек осознает, в каком чувственном раю он пребывал.

А здесь полностью согласна. Меня удивляли читатели, которые обвиняли в чем-то героя. Ведь он, как любой другой, не властен над естественным изменением/угасанием остроты чувства. Он всё осознал и честно всё признал, но для этого было необходимо потерять "чувственный рай".

+1 12.04.17

Вы все правильно поняли. Как раз чаще всего счастливая любовь. Да, с препятствиями, но потом все хорошо, все счастливы. У меня куча примеров. Прям каждая вторая книга, если она в принципе про любовь и чувства. Та же "Анна Каренина", Лёвин и Кити, да и сама Каренина была скорее счастлива с Вронским, просто тараканы в голове мешали жить. И еще много-много книг, хотя именно у классиков бывают сложности, а у современных все проще. Если вдруг нет, то не из-за того, как бывает на самом деле (как у Куприна), что "перегорело" что-то, обстоятельства обычно мешают.

Что касается героя, мне кажется, каждый из нас побывал на его месте, нет? Просто героиня оказалась мудрой и быстрой на решения. Обычно все это затягивается на годы и превращается в балаган.

+2 12.04.17
Если вдруг нет, то не из-за того, как бывает на самом деле (как у Куприна), что "перегорело" что-то, обстоятельства обычно мешают

Если в таком смысле, то да, и я не припомню других книг, где описывается просто угасание чувства на фоне хороших отношений.

Просто героиня оказалась мудрой и быстрой на решения.

Быстрой - да. Мудрой? С точки зрения ее кредо - да. С точки зрения моего кредо - нет:)

0 12.04.17

Согласна, спорное утверждение=)) Я бы вряд ли так смогла. Но, пожалуй, хотела бы иметь такой трезвый взгляд на вещи, без самообмана. И потом, мне кажется, что этому способствовал ее прошлый опыт. А уроки прошлого обычно и перерастают в мудрость, если уроки идут на пользу, конечно.

+1 12.04.17

Я бы тоже так не смогла. Я бы попыталась оживить отношения, раз они мне важны. И вот если бы не вышло, то тогда уже разрыв. Но Мария принципиально против подобных попыток почему-то.
Прошлый опыт Марии? Раньше она всегда первая остывала, раньше она никогда не жила с любимым. Так что опыт ее в сложившейся ситуации небольшой, но она оказалась очень верной своим принципам и очень решительной - это достойно всяческого уважения.

0 12.04.17

перечитала свою рецензию, и что-то она мне не понравилась ))

0 13.04.17

А чего так? Сравнение на миллион!

0 13.04.17