Больше рецензий

ELiashkovich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 марта 2017 г. 19:35

1K

4

Классическая латиноамериканская проза эпохи "маркесизма" - как по форме, так и по содержанию.

Во-первых, в тексте нет вообще никакой структуры. Роман представляет из себя один гигантский абзац длиной в 100 с лишним страниц.

Во-вторых, "Чилийский ноктюрн" ожидаемо изобилует резкими смысловыми скачками из стороны в сторону с постоянной сменой тем прямо на ходу и бесконечными "маркесовскими" предложениями (вроде того, что вы только что прочитали, а то и подлиннее). Правда, о сюжете Боланьо все-таки не забывает, какая-то четкая последовательность событий есть. И это радует, а то в Латинской Америке сейчас полно любителей подражать Маркесу формой, забывая, что за ней все-таки должно хоть что-то стоять.

Главным героем романа является молодой католический священник Себастьян, страстно увлекающийся литературой. В принципе, именно она является для него основным занятием. Большую часть романа Себастьян занимается написанием стихов и критических отзывов, тогда как о сане ему приходится вспоминать разве что в экстренных случаях: например, корабль попал в шторм и напуганные люди просят падре отслужить молебен.

Интеллектуалов в Чили мало, поэтому наш герой довольно быстро заводит знакомства с самыми топовыми представителями местной культуры, среди которых, понятное дело, особняком стоит Пабло Неруда. Описываются застолья с бесконечными разговорами о литературе, поездка падре в Европу, какие-то размышления о жизни, мимолетная депрессия и прочие повседневные дела.

А потом случается Пиночет. От которого сильно пострадал Боланьо, но который на страницах "Ноктюрна" предстает едва ли не положительным персонажем. Во всяком случае, повествование построено так, что симпатий генерал вызывает больше, чем его предшественники. Естественно, это тонкая игра, заставляющая нас еще раз задуматься о сущности зла и о том, в какой приятной оболочке оно может находиться. Нельзя ни на секунду забывать, что этот обворожительный военный и интеллектуал - виновник тысяч кровавых казней и один из строителей жесточайшей диктатуры.

Почему же Пиночета никто не остановил? Почему все молчали о кровавых казнях? Из-за общей малограмотности чилийского народа, как пишут историки? Вряд ли - историей о подвале Боланьо наносит этой теории мощнейший эстетический удар, показав, насколько плевать интеллектуалам всех мастей на народные страдания при условии, что сами они прикормлены властью и могут спокойно заниматься тем, чем хотят. Да еще и пользуясь привилегиями, недоступными простому населению. Как тут не забыть о том, что ты "совесть нации" и "голос свободы"?

Именно последняя четверть романа выводит его на мировой уровень. Если рассуждения Боланьо о загадочой душе чилийского народа, которыми наполнены первые 75% книги, вряд ли заинтересуют кого-то за пределами Латинской Америки, то вот мысли о сущности пиночетовской диктатуры, происхождении зла, ответственности интеллектуалов являются актуальными для любой страны и эпохи. И особенно для нашей.

4/5