Больше рецензий

LeRoRiYa

Эксперт

Тысячи жизней вместо одной

2 января 2017 г. 15:00

4K

5 Те, кто бросил вызов судьбе

Небольшое вступление
Знаете, я очень скептически отношусь к книгам, вроде Суад "Сожженная заживо" , Самия Шарифф "Паранджа страха" , Уарда Саилло "Отступница" и им подобных. Все они рассказывают о тяжкой доле мусульманских женщин, каждая из которых всеми правдами и неправдами сбежала на прогрессивный запад, а теперь дрожит там от каждого шороха, опасаясь мести приземленных родственников-радикалов. Подростком я такими книгами зачитывалась. И каждый день благодарила Бога, что не родилась мусульманкой.
Только позже пришло понимание того, что ставить в один ряд мусульман и радикалов, прикрывающихся религией, особенно тех из них, кто даже не умеет читать и передает "догмы" из уст в уста - часто выдуманные, противоречивые и откровенно не имеющие отношения не только к исламу, но и к религиям вообще.
Момент второй. Патриархальные традиции и связанное с ними угнетение женщин - это все гораздо старше ислама - самой молодой из мировых религий. Вопрос вообще не в исламе, вопрос в устройстве общества. Причем каждой отдельной страны. А домашних тиранов, которые ни во что не ставят женщин, увы, хватает и у нас.

О книге
Эта книга не похожа на другие книги западных журналистов, написанных со слов той или иной мусульманки, как те книги, которые я указала выше и многие другие, которые я прочла, но здесь не указала. Эта книга принесла своему автору - журналистке из Швеции Дженни Нордберг - Пулитцеровскую премию. Эта отважная женщина несколько лет ездила в продолжительные командировки в Афганистан и там исследовала самую запретную тему, о которой знают все афганцы, но не говорят вслух - тему бача пош.
Бача пош (дари), алакаана (пушту), бойя(арабский) - все это названия для одного явления - переодевания девочек в мужскую одежду и выдавания их за сыновей. Как рассказывает автор в одной из глав, явление такое уходит корнями в очень древние времена и распространено далеко не только в Афганистане, а например даже в Китае, Европе(правда в Европе с 19 века это встречается крайне редко). Но приведен пример Албании, где практика "клятвенных девственниц" - женщин, носящих мужскую одежду, хранящих целомудрие и отвергающих какие-либо сексуальные отношения, существует до сих пор, в нашем прогрессивном 21 веке. Это же распространено и в Черногории. Словом, этот вопрос касается не только мусульманских стран. Автор опирается на разные свидетельства исследователей, научные работы, делает отсылки к историческим фактам. Книга представляет собой яркую, насыщенную и динамичную историю с твердым фундаментом, а не туманными словами под ногами.

По версии ООН Афганистан - худшая страна в вопросе безопасности жизни людей и худшая страна, где можно родиться женщиной. Прочитав все эти истории, с этим трудно не согласиться. Например, продолжительность жизни женщины в Афганистане составляет в среднем 44 года, большую часть из которых она ходит беременной. Смертность от родов и после- либо предродовых осложнений только официально составляет 18 000 женщин в год, т.е. примерно каждые полчаса в Афганистане по этим причинам умирает одна женщина. Большое количество детей обусловлено высокой детской смертностью и потребностью каждой афганской семьи в сыновьях.

Мы - афганцы. Нам нужны сыновья. Любой ценой.

Не играет роли, к какой именно народности Афганистана принадлежат люди, к какому слою населения, какое у них образование - практика использования бача пош охватывает собой всю страну.
И что удивительно, никто не видит проблемы в том, чтобы девочка, особенно в детстве, до половой зрелости, несколько лет пожила, как мальчик. Правда и у этих правил есть исключения, о чем тоже рассказано в этой книге, но я не буду останавливаться на каждой конкретной судьбе подробно, чтобы не рассказать вам слишком много. Потому что эту книгу стоит прочитать самим.
Но вот несколько знаковых цитат:
О бача пош и их вызове обществу:

Маскировка под члена признанной и одобряемой группы - это одновременно подрывной акт и уступка невозможной сегрегирующей системе.

Об иностранцах в Афганистане:

Не имеет значения, кто они такие у себя дома, к какому социальному классу принадлежат, в Афганистане иностранец мгновенно становится членом высшего, правящего класса. Как и любая военная зона, эта страна - место где можно создать себя заново, можно вылепить себе любую улучшенную маску, временно стерев прежнюю. Но никому нет дела до того, как живут афганцы и тем более, афганки

О возможности прогресса для женщин Афганистана:

За каждой прогрессивной афганкой стоит прогрессивный отец. Поэтому было бы неплохо, если бы мы обращали внимание не только на женщин, но и на мужчин


В этой книге рассказаны истории нескольких женщин - Азиты, Захры, Надер, Шахед, Шукрии, Споз, Мехран. Каждую из них по-своему жаль, особенно Азиту, ведь имея положение в обществе, она хоть как-то могла избежать насилия в семье и компенсировать то, что у них с мужем есть только дочери. Захра подросток, которая категорически не хочет признавать себя девушкой, что не удивительно. Как она сама сказала автору книги: А вы бы хотели быть женщиной в такой стране?. Надер остается бача пош и во взрослом возрасте, тренируя таких как она в секции тхэквондо. У нее нет мысли выйти замуж и родить детей. Шукрия стала матерью троих детей, но в душе по-прежнему остается Шукуром и у нее больше общего с восемью парнями из собственной детской компании, чем с женщинами, которые ее окружают. Шахед стала парнем и воином, чтобы обеспечить мать и сестер, но глядя на их бесчисленное количество детей, она радуется, что она живет как парень.
Слова одной из ее сестер: суть в том, что Надер - сама себе правительство. Для любой из нас же правительство - это всегда муж.
Споз, притворяясь парнем, получила образование при Талибане. У нее прогрессивные родители, которые не возражают даже против того, чтоб она училась за границей или уехала жить за границу.
Мехран - это младшая из четырех дочерей Азиты, которую выдают за мальчика ради престижа семьи, ибо семья без сына неполноценная. Правда первая жена мужа Азиты, родившая только одного ребенка - и тоже дочь - крайне негативно относится к тому, что у Азиты есть столько детей, среди которых, хотя и поддельный, сын. Она доводит Мехран до истерик и попросту завидует Азите. Еще бы, необразованная деревенская забитая женщина - и парламентарий. Есть разница...

картинка LeRoRiYa
Голубая мечеть Мазари Шариф, куда многие афганки приходят молиться о сыновьях

ПС. Афганки и афганцы считают, что бача пош своего рода магический оберег, помогающий женщинам рожать выживающих сыновей (один из примеров - мать Захры, родившая после нее четверых мальчиков и еще одну дочь).

ППС. Это очень яркая, динамичная книга о странных порядках общества, настолько отличного от нашего, что все это выглядит диким. При всем этом книга - история вызова традициям, которым уже не одна тысяча лет. Читайте, не пожалеете!

Ветка комментариев


Спасибо за рецензию. Очень интересная тема, никогда не слышала об этом, захотелось прочесть.


Пожалуйста:)) я ее купила на бумаге, но могу поделиться электронным вариантом, если есть желание прочитать.


Это было бы здорово!) Поискала на всех знакомых книжных сайтах и не нашла.


Электронную почту пришлите(в личку наверное лучше, чтобы все не видели), а я отправлю книжку.


Добрый день.А мне Вы не сможете выслать электронный вариант книги? i-sysolyatina@mail.ru


Конечно, без проблем. Отправила. Приятного чтения.