NelitaArven

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 октября 2016 г. 21:16

1K

5

Хочется сказать, что роман произвёл хорошее впечатление уже хотя бы тем, что его главный герой (между прочим, реально существовавший) — умный, сильный человек, практически сделавший сам себя, который всё время был требователен к себе и работал над собой. Если говорить в целом, то, несмотря на объём, обилие имён и названий, роман очень легко читается, очень интересно освещена жизнь Японии ХVII века, но людям, которые не привыкли читать толстые романы с огромным количеством героев и сюжетных линий и ничего не знают о Японии хотя бы в общих чертах, я не советовала бы читать «Меченосцев», потому что они легко запутаются в обилии имён, названий и незнакомых терминов. А те, кто привык к масштабным произведениям и японской литературе, прочитают роман с удовольствием. У меня так и получилось, потому что я ещё в подростковом возрасте читала «Войну и мир» и «Путь Абая», великим специалистом по Японии я себя не считаю, но документальную литературу об этой стране я читала, с художественной тоже знакома (Кавабата, Мураками, Акутагава, Мисима, Танидзаки — все эти авторы произвели очень разное впечатление, но сейчас речь о них не идёт, просто пришлись к слову), так что основные понятия я знаю, поэтому мне с самого начала было понятно, кто такой, например, сёгун, или что такое сакэ. Но историю Японии я знаю посредственно и до прочтения этого романа ничего не знала о Миямото Мусаси и его эпохе, ещё и поэтому я читала «Меченосцев» с огромным интересом. Почти все герои романа — сложные личности, которых нельзя назвать однозначно хорошими или плохими, некоторым из них понадобилось много времени, чтобы осознать свои ошибки и заблуждения и понять, насколько неприглядные поступки были у них в прошлом. Только Кодзиро и Око произвели на меня однозначно отрицательное впечатление, первому можно всё-таки поставить в плюс прилежание, усердие и целеустремлённость, имея жестокое сердце и подлую душу, он был блестящим фехтовальщиком, мне кажется, что он стал таким негодяем из-за неправильного воспитания, но даже если это так, всё равно он мне глубоко неприятен, я считаю, что если человек нехороший, то один талант не значит ничего. А Око — вообще мерзавка полная, искалечила жизнь дочери, связалась с бандитами, даже готова была убить человека, который не сделал ей ничего плохого. Но особое отвращение у меня вызвало то, что она заставляла дочь мародёрствовать и пыталась соблазнить молодого человека, который годился ей в сыновья, а с его другом добилась своего. Хорошо, что Акэми смогла вырваться из-под её власти, но всё равно ей пришлось пережить немало испытаний, прежде чем обрести счастье, в некоторых своих неприятностях она была виновата сама, а в других ситуациях стала жертвой негодяев, если бы не пришедший на помощь Матахати, то она опустилась бы окончательно, а так Акэми проживёт небогато, но счастливо с мужем и сыном. Почему-то тут же захотелось высказаться об Аоки Тандзаэмоне, хотя он Акэми вообще никто, просто у меня странный ассоциативный ряд, я считаю, что испытания бедностью и голодом были даны ему для того, чтобы он искупил свою вину, и он прошёл эти испытания c честью, поэтому смог вернуться на службу и обрести горячо любимого сына. Теперь о Матахати. Несмотря на все его заблуждения, неприглядные поступки, хождение на поводу у более сильных личностей, которые хотели использовать его в очень плохих целях, подозрения относительно друга, он не казался мне плохим человеком, я думала, что если бы он был плохим, то Мусаси не стал бы ещё в детстве с ним дружить, конечно, он был слабохарактерным, потому что его подавляла властная мать, но злым я его не назвала бы, несмотря на то, что он то вёл праздную жизнь, то мошенничал, то шёл на поводу у негодяев, были случаи, когда мне было его жалко, например, ситуация с собаками, и я всё думала, что должно произойти событие, благодаря которому Матахати исправится, так и случилось, и благодарить за это следует Такуана, только после мощнейшей встряски Матахати понял, насколько неправильно он жил. Его мать Осуги раздражала меня порядочно, особенно мне была неприятна её клевета на Мусаси, но и её можно понять, потому что ей не очень легко было смотреть на то, как единственный сын ведёт весьма беспорядочный образ жизни и не может найти себе достойного занятия, да ещё связался с неподходящей женщиной, мне кажется, что Осуги только внушала себе, что ненавидит Мусаси, а на самом деле она прекрасно осознавала, что тот собой представляет, и старухой скорее двигали обида и зависть, чем настоящая ненависть. Осуги тоже понадобилась порядочная встряска для того, чтобы понять, насколько она была неправа, лишь осознание того, что она могла убить девушку, заставило Осуги по-другому посмотреть на сложившуюся ситуацию. Мне было очень приятно, что Осуги и Матахати с Акэми поддерживали Мусаси в бою с Кодзиро. Да, ещё и Дзётаро насовершал ошибок, а здесь всему виной были его наивность и доверчивость, да и он к тому же попал в расставленную Дайдзо ловушку, хорошо, что потом смог исправиться и вернуться на путь добра. Кстати, Дзётаро и Иори объединяет искренность, непосредственность, стремление добиться справедливости, а также верность и преданность любимому учителю. Да, Иори появился не просто так, но я поняла это только тогда, когда выяснилось, чей он брат, вообще ни один герой не оказался случайным, разве что невыясненной осталась судьба сестры Мусаси. Ещё в романе есть такая закономерность: в каждой главе герои встречаются друг с другом, причём очень часто при весьма неожиданных обстоятельствах, и поэтому все оказываются незнакомы друг с другом. Нельзя не упомянуть о Такуане, я считаю, что он стал (придётся употребить совершенно нехарактерный для Японии термин) ангелом-хранителем для Оцу, Дзётаро, Матахати, Акэми и самого Мусаси, если бы не монах, то их судьбы сложились бы по-другому, Дзётаро, Акэми и Матахати точно кончили бы очень плохо. За грязной рясой и странными поступками скрывался мудрый и добрый человек, неравнодушный к судьбам других людей, неудивительно, что он был на короткой ноге с аристократами, которые ценили его. Не меньшее влияние на Мусаси имел и Коэцу, который научил его понимать и чувствовать красоту, и под его влиянием Мусаси стал мягче. Наконец-то перехожу к самому Мусаси, хочется сказать, что он прошёл очень сложный и тернистый путь, вначале это, несомненно, храбрый и мужественный юноша, не желающий мириться с несправедливостью, но при этом вспыльчивый, легко уязвимый, да к тому же он не осознаёт свою цель в жизни, сложилось впечатление, что Мусаси стал задумываться о поиске своего Пути после того, как с ним об этом поговорил Такуан, мне очень понравилось, что Мусаси постоянно работал над собой, совершенствовался, причём не только в фехтовании, но и в рисовании, что тоже важно, поскольку надо развивать все возможные таланты, какие у тебя есть. Мусаси также делает честь то, что он чтил и соблюдал кодекс Бусидо, а, например, Кодзиро, соблюдал его больше на словах, не думаю, что в самурайском кодексе чести есть оправдание некоторых весьма неприглядных поступков этого типа. Конечно, Мусаси весьма жестоко расправлялся с противниками, но он всё же был представителем своей страны и своего времени. Некоторые его поступки могут показаться трусливыми, но я считаю, что это не трусость, а осторожность, просто это были такие ситуации, в которых было нежелательно лезть напролом. Мусаси пришлось пройти через ненависть, зависть, преследования, предательство, и многие другие испытания, при этом он не опускался, не падал духом (хотя сомнений и самокопаний у него было порядочно) и продолжал искать свой Путь. То, что он нашёл свою манеру сражения очень неожиданно, меня совсем не удивило. И ещё Мусаси хранила любовь замечательной девушки Оцу, которой тоже пришлось провести много лет в скитаниях, столкнуться как с доброжелательными, так и с враждебно настроенными людьми, несмотря на то, что были моменты, когда Мусаси её отталкивал, любовь Оцу становилась только сильнее, у меня были сильные переживания тогда, когда они были совсем недалеко друг от друга, но ухитрялись разминуться, мне кажется, что Мусаси отталкивал от себя Оцу потому, что считал, что рядом с такой девушкой должен быть уже сформировавшийся, сильный самурай, а не человек, который только ищет свой Путь. Оцу выступает в книге символом нежной, чистой и самоотверженной любви. Хорошо, что они с Мусаси смогли наконец встретиться и соединиться в самый непростой для него момент. Я ещё обратила внимание на такую вещь — вроде всем известно, как часто японцы совершают харакири, но страницах этого романа я не увидела ничего подобного, никому из героев даже мысли об этом не приходили в голову, в какие бы тяжёлые ситуации они не попадали, и я пришла к выводу, что это не такая уж и общепринятая традиция и что все разговоры о частом совершении харакири явно преувеличены. В общем, мне было очень интересно читать «Десять меченосцев», впечатления только самые хорошие.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!