Decadence20

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 сентября 2016 г. 12:37

482

5 Пока не остановится сердце...

...жребий брошен, я поступаю на сцену. Завтра меня уже не будет здесь.

Это не просто книга-открытие, это книга-калейдоскоп! Испытывала неописуемый восторг на протяжении чтения, вплоть до последней страницы. И послевкусие оказалось ничуть не хуже. Не покривлю душой, если скажу, что эта книга - лучшая среди множества других автобиографий, прочитанных за последнее время. Написана она замечательно! Читаешь и моментально оказываешься сначала в России конца 19 века, затем - начала 20-го, моего любимого периода истории. Волшебство тогдашней атмосферы с её за душу берущими романсами "Пара гнедых" и "Утро туманное, утро седое", которые я так люблю... Чарующая простота и изящность спектаклей и скрытой от посторонних глаз жизни внутри самого театра.

Уверена, ни у кого талант и профессиональное мастерство актрисы Алисы Коонен не вызовет сомнений. Судьба благоволила ей, а её многочисленные роли были обогащены умением тонко чувствовать своих героинь.

Моим воспитателем был К. С. Станиславский... В Художественном театре мне довелось работать и с Вл. И. Немировичем-Данченко, который был не только прекрасным режиссером, но и выдающимся педагогом. Там же работала я с К. А. Марджановым. И, наконец, мне выпало большое счастье встретиться с Александром Яковлевичем Таировым, в режиссуре которого нашли конкретное выражение мои смутные мечты об искусстве больших страстей, искусстве больших обобщений. Станиславский был моим воспитателем в искусстве. Таиров — учителем, раскрывшим передо мной целый мир.

Мемуары Коонен, насыщенные различными событиями, путешествиями и ярко освещённые знакомствами с талантливейшими известными людьми той эпохи, удивительны! А.А. Блок, К.Д. Бальмонт, Б. Шоу, К.Г. Паустовский, М.Г. Савина, В.Ф. Нижинский, М.Н. Ермолова, А. Миклашевская, В.Э.Мейерхольд, С. В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, А.Н. Бенуа, Айседора Дункан, Э.И. Книппер, В.И. Качалов, А.Я. Таиров (муж Коонен) и многие другие - о каждом из этих знаменитостей можно писать очень долго. А после прочтения книги создается впечатление, что знаешь всех вышеупомянутых людей лично.

Кроме того, сильнейшее впечатление на меня произвели воспоминания детства актрисы. Яркие образы таких, казалось бы, простых вещей, так мастерски продуманных и столь живо нарисованных:

Москва моего детства осталась у меня в памяти словно бы тоже детской. Заснеженные улицы, огромные сугробы, зимние солнечные дни: искрится и переливается снег, блестит серебряная тесьма на белых башлыках. Было очень весело подбежать к кому-нибудь из ребят сзади и дернуть башлык за нарядную серебряную кисточку. По мостовой мчатся узкие санки, кучера покрикивают на неторопливо переходящих улицу прохожих. Милая Москва, она казалась удивительно радостной, в сверкающем снегу, с прозрачными хрусталиками сосулек, свисавшими с карнизов и водосточных труб. Мы ломали эти сосульки и потихоньку от взрослых с восторгом грызли их.

Затем, спустя годы, поступление в Художественный театр, выступления в Берлине и Дрездене. Работа с Таировым в Камерном театре. Длительные гастроли, рукоплескания и долгожданный успех.

Не может оставить равнодушным чтение о такой "ювелирной" работе Станиславского как тщательнейшая прорисовка отдельных сцен на репетициях, скрупулёзная отработка даже незначительных деталей. Описание того, как актеры шлифовали французскую речь до абсолютной изящности и точности, доводили до совершенства, дабы осуществить звучание легкого шелеста французской речи в паузе перед выходом Хлестовой ("Горе от ума") вызывает восхищение.

Невозможно пройти мимо рассказа Коонен о посещении ею дома Станиславских, их жизненном укладе, который носил черты старомосковского быта. Очень интересен взгляд на это со стороны. Кроме того, сердце замерло во время повествования об одном эпизоде с участием известного всем Сергея Васильевича Рахманинова. И таких интереснейших моментов из своего прошлого Алиса Георгиевна вспоминает немало.

Книга написана таким потрясающим языком, что читая её, видишь всё изложенное на бумаге, как наяву. Редкое умение запечатлеть пережитое в жизни так, словно бы это было выжжено внутри самого течения времени. Кроме того, столько теплоты и любви в рассказах о театральных сценах и о людях, встречавшихся на пути Коонен.

Пожалуй, скажу вот еще о чём: по завершении чтения с огромным удовольствием прослушала бесподобное стихотворение "Незнакомка", принадлежащее перу одного из моих любимейших поэтов А.А. Блока, в прекрасном исполнении А.Г. Коонен. Всё-таки прикосновение к искусству - это то, что не может сравниться практически ни с чем.

Нечасто могу советовать ту или иную книгу, тем более из разряда автобиографии/биографии, слишком уж индивидуально всё и любителей подобного жанра можно по пальцам перечесть... Однако, эту книгу очень рекомендую! Она найдет чудесный отклик в сердце даже у самых требовательных читателей. Впервые автобиография пробрала до слез, до мурашек...

картинка Decadence20

Дальше...

И для тех, кому интересно, вот лишь несколько из длинного перечня ролей, которые исполняла на сцене Алиса Георгиевна и о которых она подробно написала в своей книге: Митиль («Синяя птица» М. Метерлинка, 1908), Маша («Живой труп» Л. Н. Толстого, 1911), Анитра («Пер Гюнт» Г. Ибсена, 1912), Сюзанна  («Женитьба Фигаро» Бомарше, 1915), Саломея («Саломея» О. Уайльда, 1917), Адриенна («Адриенна Лекуврер» Э. Скриба и Э. Легуве, 1919), Джульетта («Ромео и Джульетта» У. Шекспира, 1921), Федра («Федра» Ж. Расина, 1922), Катерина («Гроза» А. Н. Островского, 1924), Жанна («Святая Иоанна» Шоу, 1924), Эбби Кабот («Любовь под вязами» Ю. О’Нила, 1926), Клеопатра («Египетские ночи»: Фрагменты одноимённого произведения А. С. Пушкина, «Цезаря и Клеопатры» Б. Шоу и «Антония и Клеопатры» У. Шекспира, 1934), Эмма Бовари («Мадам Бовари» по Г. Флоберу, 1940), Нина Заречная (спектакль-концерт «Чайка» по А. П. Чехову, 1944), Кручинина  («Без вины виноватые» А. Н. Островского, 1944), Анна Мартынова («Пока не остановится сердце» К. Г. Паустовского, 1943)...

Ветка комментариев

Все комментарии

Ну вот и тебя накрыли мурашки! Рада за тебя!:)

+1 22.09.16

Спасибо, душа моя)

+1 22.09.16