Больше рецензий

Decadence20

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 сентября 2016 г. 12:37

459

5 Пока не остановится сердце...

...жребий брошен, я поступаю на сцену. Завтра меня уже не будет здесь.

Это не просто книга-открытие, это книга-калейдоскоп! Испытывала неописуемый восторг на протяжении чтения, вплоть до последней страницы. И послевкусие оказалось ничуть не хуже. Не покривлю душой, если скажу, что эта книга - лучшая среди множества других автобиографий, прочитанных за последнее время. Написана она замечательно! Читаешь и моментально оказываешься сначала в России конца 19 века, затем - начала 20-го, моего любимого периода истории. Волшебство тогдашней атмосферы с её за душу берущими романсами "Пара гнедых" и "Утро туманное, утро седое", которые я так люблю... Чарующая простота и изящность спектаклей и скрытой от посторонних глаз жизни внутри самого театра.

Уверена, ни у кого талант и профессиональное мастерство актрисы Алисы Коонен не вызовет сомнений. Судьба благоволила ей, а её многочисленные роли были обогащены умением тонко чувствовать своих героинь.

Моим воспитателем был К. С. Станиславский... В Художественном театре мне довелось работать и с Вл. И. Немировичем-Данченко, который был не только прекрасным режиссером, но и выдающимся педагогом. Там же работала я с К. А. Марджановым. И, наконец, мне выпало большое счастье встретиться с Александром Яковлевичем Таировым, в режиссуре которого нашли конкретное выражение мои смутные мечты об искусстве больших страстей, искусстве больших обобщений. Станиславский был моим воспитателем в искусстве. Таиров — учителем, раскрывшим передо мной целый мир.

Мемуары Коонен, насыщенные различными событиями, путешествиями и ярко освещённые знакомствами с талантливейшими известными людьми той эпохи, удивительны! А.А. Блок, К.Д. Бальмонт, Б. Шоу, К.Г. Паустовский, М.Г. Савина, В.Ф. Нижинский, М.Н. Ермолова, А. Миклашевская, В.Э.Мейерхольд, С. В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, А.Н. Бенуа, Айседора Дункан, Э.И. Книппер, В.И. Качалов, А.Я. Таиров (муж Коонен) и многие другие - о каждом из этих знаменитостей можно писать очень долго. А после прочтения книги создается впечатление, что знаешь всех вышеупомянутых людей лично.

Кроме того, сильнейшее впечатление на меня произвели воспоминания детства актрисы. Яркие образы таких, казалось бы, простых вещей, так мастерски продуманных и столь живо нарисованных:

Москва моего детства осталась у меня в памяти словно бы тоже детской. Заснеженные улицы, огромные сугробы, зимние солнечные дни: искрится и переливается снег, блестит серебряная тесьма на белых башлыках. Было очень весело подбежать к кому-нибудь из ребят сзади и дернуть башлык за нарядную серебряную кисточку. По мостовой мчатся узкие санки, кучера покрикивают на неторопливо переходящих улицу прохожих. Милая Москва, она казалась удивительно радостной, в сверкающем снегу, с прозрачными хрусталиками сосулек, свисавшими с карнизов и водосточных труб. Мы ломали эти сосульки и потихоньку от взрослых с восторгом грызли их.

Затем, спустя годы, поступление в Художественный театр, выступления в Берлине и Дрездене. Работа с Таировым в Камерном театре. Длительные гастроли, рукоплескания и долгожданный успех.

Не может оставить равнодушным чтение о такой "ювелирной" работе Станиславского как тщательнейшая прорисовка отдельных сцен на репетициях, скрупулёзная отработка даже незначительных деталей. Описание того, как актеры шлифовали французскую речь до абсолютной изящности и точности, доводили до совершенства, дабы осуществить звучание легкого шелеста французской речи в паузе перед выходом Хлестовой ("Горе от ума") вызывает восхищение.

Невозможно пройти мимо рассказа Коонен о посещении ею дома Станиславских, их жизненном укладе, который носил черты старомосковского быта. Очень интересен взгляд на это со стороны. Кроме того, сердце замерло во время повествования об одном эпизоде с участием известного всем Сергея Васильевича Рахманинова. И таких интереснейших моментов из своего прошлого Алиса Георгиевна вспоминает немало.

Книга написана таким потрясающим языком, что читая её, видишь всё изложенное на бумаге, как наяву. Редкое умение запечатлеть пережитое в жизни так, словно бы это было выжжено внутри самого течения времени. Кроме того, столько теплоты и любви в рассказах о театральных сценах и о людях, встречавшихся на пути Коонен.

Пожалуй, скажу вот еще о чём: по завершении чтения с огромным удовольствием прослушала бесподобное стихотворение "Незнакомка", принадлежащее перу одного из моих любимейших поэтов А.А. Блока, в прекрасном исполнении А.Г. Коонен. Всё-таки прикосновение к искусству - это то, что не может сравниться практически ни с чем.

Нечасто могу советовать ту или иную книгу, тем более из разряда автобиографии/биографии, слишком уж индивидуально всё и любителей подобного жанра можно по пальцам перечесть... Однако, эту книгу очень рекомендую! Она найдет чудесный отклик в сердце даже у самых требовательных читателей. Впервые автобиография пробрала до слез, до мурашек...

картинка Decadence20

Дальше...

И для тех, кому интересно, вот лишь несколько из длинного перечня ролей, которые исполняла на сцене Алиса Георгиевна и о которых она подробно написала в своей книге: Митиль («Синяя птица» М. Метерлинка, 1908), Маша («Живой труп» Л. Н. Толстого, 1911), Анитра («Пер Гюнт» Г. Ибсена, 1912), Сюзанна  («Женитьба Фигаро» Бомарше, 1915), Саломея («Саломея» О. Уайльда, 1917), Адриенна («Адриенна Лекуврер» Э. Скриба и Э. Легуве, 1919), Джульетта («Ромео и Джульетта» У. Шекспира, 1921), Федра («Федра» Ж. Расина, 1922), Катерина («Гроза» А. Н. Островского, 1924), Жанна («Святая Иоанна» Шоу, 1924), Эбби Кабот («Любовь под вязами» Ю. О’Нила, 1926), Клеопатра («Египетские ночи»: Фрагменты одноимённого произведения А. С. Пушкина, «Цезаря и Клеопатры» Б. Шоу и «Антония и Клеопатры» У. Шекспира, 1934), Эмма Бовари («Мадам Бовари» по Г. Флоберу, 1940), Нина Заречная (спектакль-концерт «Чайка» по А. П. Чехову, 1944), Кручинина  («Без вины виноватые» А. Н. Островского, 1944), Анна Мартынова («Пока не остановится сердце» К. Г. Паустовского, 1943)...

Комментарии


Интересно, а почему все-таки Коонен прокляла театр Пушкина? (В то время - Камерный театр)


Много боли принесли люди, из-за которых Таиров и Коонен остались вне театра. Смерть Таирова была напрямую связана с этим. Думаю, Коонен не могла простить этого. Кроме того, о "проклятиях" этих рассказывают как о чем-то мистическом. Но подтверждений этому не имеется.


А я вот послушала по вашей наводке "Незнакомку" и еще несколько стихов Блока в исполнении Коонен. У нее, конечно, очень красивый глубокий голос, прямо завораживающий. Для театральной актрисы голос - один из самых важных рабочих инструментов. Но вот ее манера чтения мне не понравилась - слишком торжественно и однообразно, без нюансов. Мне намного ближе манера чтения стихов Аллы Тарасовой. Но книгу Коонен очень хочу почитать, правда, я остановилась на этой книге. Посмотрим, попадется ли в бумаге.


У многих людей того времени была подобная манера чтения. В исполнении А. Тарасовой не доводилось слышать, но обязательно послушаю. А книгу Коонен, о которой вы говорите, добавила себе тоже для ознакомления. Но, мне думается, многое там будет перекликаться с прочитанной мною книгой.


Обязательно послушайте в исполнении Тарасовой "Письмо Татьяны" из ЕО. Прекрасное чтение, и манера очень мягкая у нее, деликатная, я бы сказала. Кстати, мою маму назвали в честь этой актрисы, у них даже отчества совпадают))


Хорошо, послушаю, спасибо за наводку)
По поводу имени в честь актрисы - это интересно))
я искала биографию или мемуары Тарасовой, но безуспешно. Вам не попадались?


Я тоже искала книгу о Тарасовой, видела один раз нечто похожее в букинистическом магазине, полистала, мне показалось, скучновато написано, в итоге покупать не стала.
Кажется, это была вот эта книга.
Документы там явно преобладали надо всем остальным, поэтому я решила для себя, что это тяжеловатое чтение. Жаль, что в серии ЖЗЛ о ней ничего не выпускали, с удовольствием бы прочла))


Я бы тоже не отказалась)


Ну вот и тебя накрыли мурашки! Рада за тебя!:)


Спасибо, душа моя)


Ты эту книгу, Анют, имела ввиду, когда говорила, что читаешь лучшее из биографий ?)


Да, лучшая из мемуаров) на одну ступень с ней бы еще поставила Ирину Одоевцеву "На берегах Невы. На берегах Сены."


Замечательно, Ань! Была бы моя тема, сразу же кинулась бы читать :) А пока нашла про неё передачу на канале "Культура". Дома посмотрю :)


Спасибо) Мне кажется о таких людях нужно знать и помнить о них.


Чувствую, полетят сейчас в меня тапки, но я не знаю кто это, фамилия знакомая, не более)


:)) тапки лететь отказались))

А то, что тебе неизвестна Коонен, это, наверное потому, что мы стараемся узнать то или иное из той области и временных рамок, которые нас интересуют) уверена, что мне не известно о многих, о ком хорошо осведомлена ты :) (что-то вдруг пришли слова из песни "Ты, ты, ты - ночью и днём...) :)))


Фух, убрала щит на место)))

Думаю, ты абсолютно права) Снова поем?)))


Снова))) Боюсь, эта песня теперь на весь день...))


вот-вот)))


узпокойся, мне тоже неведомо)))


успокоила))