noctu

Эксперт

Эксперт продавленного дивана

3 декабря 2015 г. 10:41

1K

5

Сама себе не могу объяснить, почему мне так сильно понравились и "Педагогическая поэма", и "Республика ШКИД". Наверное, идеалы людей, стремившихся не просто дать приют детям, но воспитать из них нового человека, да и хотя бы просто этого человека увидеть, не могут не вызвать сочувствие. С самого начала я ударилась в сравнение этих двух произведений, потому что по другому никак. Макаренко критиковал Викниксора, что дети не получают трудового воспитания. Если уж из обезьяны человек, то преображение беспризорника и малолетнего преступника путем работы на станке и в поле мыслилось важной частью. За это пострадал Сорока-Росинский, хотя богатая духовная жизнь шкиды пришлась мне больше по душе, чем четко отлаженное производство трудовой колонии им. Горького. Да, в последней из детей с самого начала выходили люди - умельцы на все руки, только вот их образование и школьная пора почти никак не освещены в тексте. Эти ребята были детьми, но возводили и ремонтировали здания, работали на станках и в поле. От этого становилось даже страшно, так как физически они были все еще дети, но пахали как взрослые.

Макаренко - поразительная личность, сумевшая не только найти ключ к сотням потрепанных жизнью слишком взрослых детей, но и показать, что такое существование мерзко и есть для них лучшая доля. Он - личность удивительной силы, педагог, которому почти нет равных. Только такой человек сможет интуитивно понять, как лучше поступать в тех ситуациях, которые вставали на пути самого Макаренко и его колонии. Меня покорило, что в сценах, рисующих его в негативном свете, он не старался смазать краски и лишь мельком упомянуть, что он не сохранился блеска педагогической выдержки, что много раз в глазах темнело от гнева и сжимались кулаки. Оправдания тут не нужны, как и ударение в исповедь.

"Педагогическая поэма" - прекрасный образец советской литературы со своей установкой на пропаганду новых ценностей и идеей создания нового советского человека, но читается все легко и просто, идеи гармонично вписываются в то действо, что происходит по ходу сюжета. Если в первой части на вопрос большевик Макаренко или нет я бы затруднялась на него ответить, во второй (как мысленно я их поделила) сомнений уже никаких не возникает. Только этот большевизм пропущен через себя, выстрадан и тщательно обдуман, а не навязан из вне, уже под давлением системы. Конечно, давление системы там было. Макаренко приходилось сражаться не только с толпой враждебных ему детей, но и с толпой враждебных к нему бюрократов, руководствующихся только голой и тощенькой теорией в абсолютном отрыве от практики и способности понять, что хорошо влияет, а что только усугубляет. Нельзя было не разделять негодование по поводу всех этих дам и мужчин из соцвоса и "экспертов". Колония держалась только на его личности, что и показала практика времени. Надеюсь, что хотя бы после ее развала они поняли и хотя бы в глубине души признали свою ошибку.

Горько было начинать и заканчивать читать. Парадокс какой-то, но так и есть. Начало очень трудно, так как не хотелось верить во что-то подобное. Совсем не видела выхода из ситуации полного отчаяния, когда в глуши заперт со стариком и кучкой детей с большой дороги. Но к концу уже так сроднилась со всем составом, что часто себя ловила на мысли, как бы махнуть туда, чтобы пожить и поработать. Когда книга вызывает желание оказаться там, в самой гуще событий, я без колебания ставлю 10 из 10.

Комментарии

Спасибо за замечательную рецензию. Когда читала, испытывала такие же чувства, как Вы, да и сейчас испытываю при воспоминаниях о книге.

0 03.12.15

Спасибо Вам за теплые слова.

0 03.12.15

Да, книга замечательная! Есть ещё продолжение "Флаги на башнях" А. Макаренко. Тоже хорошая книга, но эта мне понравилась больше.

0 03.12.15

О, спасибо за информацию о продолжении. Я читала о других книгах, но о продолжении не знала.
Вторая часть хуже? Там уже о трудовой коммуне речь?

+1 03.12.15

Нет, это не вторая часть, а просто как-бы продолжение. Там про колонию имени Первого мая, насколько я помню. Но прочитать стоит, если понравилась "Педагогическая поэма". :)

+1 03.12.15

Это не совсем продолжение... это абсолютно художественное произведение про придуманную колонию имени Первого мая, там нет Макаренко, там есть заведующий Захаров, и не стоит вопрос о создании колонии, она уже есть , отлажена работа, и это рассказ о жизни в ней.
Если вы хотите продолжения о работе Макаренко, посмотрите "Марш 30 года" или "ФЭД-1", там встречаются те же герои, и та же манера изложения

+2 15.12.15

Есть еще трилогия Ф. Вигдоровой "Дорога в жизнь", "Это мой дом", "Черниговка", написанные от лица Семена Карабанова, который стал зав. детской колонией затем зав. детского дома. Когда их читаешь после "поэмы", они как-бы являются продолжением данной темы, и тем самым продлеваешь себе удовольствие, так как не менее интересно и душевно написано чем сама "поэма".

0 15.12.15

«...физически они были все еще дети, но пахали как взрослые.»

Мне кажется, вы невнимательно читали, что касается «детей», вот хотя бы из эпизода, когда АС ударил одного из старших воспитанников, в начале книги:
«— Нет, тут не в рабстве дело. Тут как-то иначе. Вы проанализируйте хорошенько: ведь Задоров сильнее меня, он мог бы меня искалечить одним ударом. А ведь он ничего не боится, не боятся и Бурун и другие».

0 16.03.18