Больше рецензий

noctu

Эксперт

Эксперт продавленного дивана

3 декабря 2015 г. 10:41

1K

5

Сама себе не могу объяснить, почему мне так сильно понравились и "Педагогическая поэма", и "Республика ШКИД". Наверное, идеалы людей, стремившихся не просто дать приют детям, но воспитать из них нового человека, да и хотя бы просто этого человека увидеть, не могут не вызвать сочувствие. С самого начала я ударилась в сравнение этих двух произведений, потому что по другому никак. Макаренко критиковал Викниксора, что дети не получают трудового воспитания. Если уж из обезьяны человек, то преображение беспризорника и малолетнего преступника путем работы на станке и в поле мыслилось важной частью. За это пострадал Сорока-Росинский, хотя богатая духовная жизнь шкиды пришлась мне больше по душе, чем четко отлаженное производство трудовой колонии им. Горького. Да, в последней из детей с самого начала выходили люди - умельцы на все руки, только вот их образование и школьная пора почти никак не освещены в тексте. Эти ребята были детьми, но возводили и ремонтировали здания, работали на станках и в поле. От этого становилось даже страшно, так как физически они были все еще дети, но пахали как взрослые.

Макаренко - поразительная личность, сумевшая не только найти ключ к сотням потрепанных жизнью слишком взрослых детей, но и показать, что такое существование мерзко и есть для них лучшая доля. Он - личность удивительной силы, педагог, которому почти нет равных. Только такой человек сможет интуитивно понять, как лучше поступать в тех ситуациях, которые вставали на пути самого Макаренко и его колонии. Меня покорило, что в сценах, рисующих его в негативном свете, он не старался смазать краски и лишь мельком упомянуть, что он не сохранился блеска педагогической выдержки, что много раз в глазах темнело от гнева и сжимались кулаки. Оправдания тут не нужны, как и ударение в исповедь.

"Педагогическая поэма" - прекрасный образец советской литературы со своей установкой на пропаганду новых ценностей и идеей создания нового советского человека, но читается все легко и просто, идеи гармонично вписываются в то действо, что происходит по ходу сюжета. Если в первой части на вопрос большевик Макаренко или нет я бы затруднялась на него ответить, во второй (как мысленно я их поделила) сомнений уже никаких не возникает. Только этот большевизм пропущен через себя, выстрадан и тщательно обдуман, а не навязан из вне, уже под давлением системы. Конечно, давление системы там было. Макаренко приходилось сражаться не только с толпой враждебных ему детей, но и с толпой враждебных к нему бюрократов, руководствующихся только голой и тощенькой теорией в абсолютном отрыве от практики и способности понять, что хорошо влияет, а что только усугубляет. Нельзя было не разделять негодование по поводу всех этих дам и мужчин из соцвоса и "экспертов". Колония держалась только на его личности, что и показала практика времени. Надеюсь, что хотя бы после ее развала они поняли и хотя бы в глубине души признали свою ошибку.

Горько было начинать и заканчивать читать. Парадокс какой-то, но так и есть. Начало очень трудно, так как не хотелось верить во что-то подобное. Совсем не видела выхода из ситуации полного отчаяния, когда в глуши заперт со стариком и кучкой детей с большой дороги. Но к концу уже так сроднилась со всем составом, что часто себя ловила на мысли, как бы махнуть туда, чтобы пожить и поработать. Когда книга вызывает желание оказаться там, в самой гуще событий, я без колебания ставлю 10 из 10.

Комментарии


Спасибо за замечательную рецензию. Когда читала, испытывала такие же чувства, как Вы, да и сейчас испытываю при воспоминаниях о книге.


Спасибо Вам за теплые слова.


Да, книга замечательная! Есть ещё продолжение "Флаги на башнях" А. Макаренко. Тоже хорошая книга, но эта мне понравилась больше.


О, спасибо за информацию о продолжении. Я читала о других книгах, но о продолжении не знала.
Вторая часть хуже? Там уже о трудовой коммуне речь?


Нет, это не вторая часть, а просто как-бы продолжение. Там про колонию имени Первого мая, насколько я помню. Но прочитать стоит, если понравилась "Педагогическая поэма". :)


Это не совсем продолжение... это абсолютно художественное произведение про придуманную колонию имени Первого мая, там нет Макаренко, там есть заведующий Захаров, и не стоит вопрос о создании колонии, она уже есть , отлажена работа, и это рассказ о жизни в ней.
Если вы хотите продолжения о работе Макаренко, посмотрите "Марш 30 года" или "ФЭД-1", там встречаются те же герои, и та же манера изложения


Спасибо)


Есть еще трилогия Ф. Вигдоровой "Дорога в жизнь", "Это мой дом", "Черниговка", написанные от лица Семена Карабанова, который стал зав. детской колонией затем зав. детского дома. Когда их читаешь после "поэмы", они как-бы являются продолжением данной темы, и тем самым продлеваешь себе удовольствие, так как не менее интересно и душевно написано чем сама "поэма".


«...физически они были все еще дети, но пахали как взрослые.»

Мне кажется, вы невнимательно читали, что касается «детей», вот хотя бы из эпизода, когда АС ударил одного из старших воспитанников, в начале книги:
«— Нет, тут не в рабстве дело. Тут как-то иначе. Вы проанализируйте хорошенько: ведь Задоров сильнее меня, он мог бы меня искалечить одним ударом. А ведь он ничего не боится, не боятся и Бурун и другие».